Тема 5.3 Национальная Инновационная Система
5.3.1 Национальные инновационные системы (НИС) и их информационное обеспечение
Анализируя деятельность государства в вопросах построения наукоемкой экономики, необходимо учитывать два принципиальных момента. Во-первых, заинтересованность государства в инновационном процессе. Если рассматривать инновации как конечный результат деятельности интеллектуально-креативных ресурсов общества, то государство стремится к максимизации экономической отдачи от этой деятельности. Во-вторых, для более эффективного управления и использования результатов инновационной деятельности субъектов всех уровней экономики, государство должно контролировать этот процесс системно, то есть на основе процесса взаимодействия и встраивания обратной связи с этими субъектами.
Переход России к инновационной экономике требует и соответствующих институциональных преобразований, главным из которых является создание национальной инновационной системы (НИС), обеспечивающей условия для устойчивого развития экономики на основе использования интеллектуального потенциала, генерирования, распространения и реализации новых научных знаний.
Понимание инноваций как многоотраслевого процесса, в который включено некоторое количество различных участников с различными компетенциями и возможностями, которые постоянно обмениваются знаниями и взаимодействуют для того, чтобы произвести новый продукт, технологический процесс или другую инновацию приводит к принципу инновационной системы. Факторы, которые формируют и влияют на инновации, включая организационные и институциональные факторы, являются взаимозависимыми и обеспечивают двухстороннее взаимодействие.
Инновационную систему можно определить как организационно-экономический конкурентный механизм с соответствующей инфраструктурой, ориентирующий научные организации на достижение коммерческого и социального эффекта разработок, производственные организации – на постоянное обновление продукции, технологии, организации производства, труда и управления на основе использования этих разработок, а органы власти и гражданского общества – на развитие массовой инновационной активности.
Национальная инновационная система может быть определена и как набор отдельных институтов, которые совместно и индивидуально вносят вклад в развитие и распространение новых технологий и которые образуют структуру, внутри которой правительство формирует и применяет политику для того, чтобы влиять на инновационный процесс. По существу, это система взаимосвязанных институтов для создания, хранения и передачи знаний и умений, которые определяют новые технологии (см. рис. 51).
Термин «национальная инновационная система» (далее НИС) появился относительно недавно. Так, впервые этот термин был использован в 1987 году К. Фриманом в его исследовании технологической политики в Японии. Также, в качестве первых материалов, посвященных инновационным системам, называются книга «Национальная система инноваций» под редакцией Б. Лундвалла, вышедшая в 1992 году, и коллективная монография 1988г. «Технический прогресс и экономическая теория».
На сегодняшний день термин НИС трактуется авторами по-разному, хотя практически все определения включают общие основные элементы. Так, еще начиная с первых авторов, общими методологическими принципами определения НИС стали:
· следование идеям И. Шумпетера о конкуренции на основе инноваций и научных разработок в корпорациях как главных факторов экономической динамики;
· признание особой роли знания в экономическом развитии;
· рассмотрение институционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на ее содержание и структуру.
НИС можно рассматривать как комплексную систему институтов (законодательных, структурных, инновационных), которые обеспечивают функционирование инновационной среды государства. Еще одно определение предлагает Н.А.Иванова: «Национальная инновационная система - это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. В то же время НИС - комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности»[43].
В последнее время инновационная система все больше рассматривается как система трансформации знаний. Это означает, что знания рассматриваются как основная входная информация, которую инновационная система получает из окружающей среды. Эти знания внутри системы трансформируются в новые знания, и это означает, что знания также являются основным результатом на выходе системы. Процесс трансформации знаний включает следующие функции: приобретение знаний, производство знаний, распространение знаний, упорядочивание и стандартизация знаний, применение знаний, и управление знаниями. Эти функции выполняются несколькими различными организациями, включая университеты, исследовательские институты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские отделы компаний, центры трансфера технологий, институты стандартизации, патентные агентства, и правительственные учреждения, включенные в инновационную политику.
Сегодня институты рассматриваются как ключевой аспект системы инноваций. Говоря о поддерживающем институциональном окружении, утверждается, что плотное институциональное окружение может стать оплотом инновационной системы; по существу институциональное окружение поддерживает, стимулирует и регулирует процессы инноваций. Различаются институты, которые предоставляют информацию и снижают неопределенность; институты, которые урегулируют конфликты и сотрудничество; и институты, которые стимулируют инновационную деятельность. Но институты также могут препятствовать инновационной деятельности (традиции или правовое регулирование). Можно заключить, что институты влияют на поведение организаций, создавая ограничения или стимулы для обучения и инноваций. Для того, чтобы инновационная система работала эффективно, важно исключить институты, которые препятствуют инновациям, и учредить такие, которые поддерживают инновации.
Так как ни один из участников не изолирован в своей инновационной деятельности, связи и процессы обмена между ними становятся решающими факторами. Важная теоретическая и политическая проблема, которая ставится при системном подходе, то, что инновации генерируются не только индивидуалами, организациями и институтами, но также их сложными моделями взаимодействия. Системный подход представляет такой подход, при котором независимость участников в системе является одной из наиболее важных характеристик. Чтобы понять, почему системы инноваций различаются относительно достигнутого ими экономического успеха, недостаточно просто перечислить участников и поддерживающие институты системы и описать их ресурсы. Мы должны учитывать взаимосвязи и взаимодействия между этими участниками. Когда участники инновационной системы связаны должным образом, они могут стать мощной машиной экономического роста, в случае плохой способности к взаимодействию они могут серьезно задерживать процесс инноваций. Это означает, что успех инновационной системы в большой степени зависит от формы управления.
Можно выделить 3 типа управления: рынки, которые включают обратные и прямые связи, а также горизонтальные связи; иерархические структуры (бюрократические) с односторонними потоками средств, умений и знаний; и структуры взаимодействия, такие как сети "потребитель-производитель". Также различают механизмы рыночных операций, процедуры планирования и управления внутри фирм или некоторые формы сетевого механизма. Считается общепризнанным, что сеть является наиболее эффективной формой управления в инновационных системах. Экономисты ссылаются на операционные и организационные затраты, утверждая, что рынки создают высокие операционные затраты и что бюрократия создает высокие организационные затраты, в то время, как сети оптимизируют оба вида затрат. Социологи, с другой стороны, утверждают, что инновации, включая в большой степени неявные знания, зависят от надежных связей между участниками системы, которые вероятнее могут возникнуть в сетевой структуре, чем в рыночных или иерархических взаимосвязях.
Следует отметить, что инновационная система понимается как одна из подсистем национальной экономики наряду с другими подсистемами, такими как система производства, финансовая система, рынок труда или система производственных отношений. Важно понимать, что успех экономической системы в большой степени зависит от взаимного соответствия различных подсистем и взаимодействия между ними.
Как подсистема экономики, инновационная система фокусируется на генерации изменений в экономической системе путем приобретения, производства и распространения новых знаний. Основная задача инновационной системы - вносить вклад в создание прироста и занятости посредством производства знаний, которые особенно полезны для модернизации и обновления системы производства, продукции, услуг, и процессов. Поэтому, инновационная система только косвенно вносит вклад в экономический рост и конкурентоспособность.
С другой стороны, для эффективного выполнения функции модернизации инновационная система в большой степени зависит от других подсистем экономики. Например, ясно, что инновационный малый бизнес, играющий ключевую роль в инновационных процессах, в большой степени зависит от доступности венчурного капитала. Достаточно очевидна важная роль рынка труда для инновационных процессов, так как создание нового продукта и технологического процесса или новых услуг в большой степени зависит от доступности достаточно квалифицированных работников. Это означает, что рынок труда должен предоставлять для работников стимулы включаться в инновационно-ориентированные работы.
Способна ли инновационная система выполнять свою модернизирующую функцию также зависит от позитивных воздействий ее окружения, такого как системы образования, науки, законодательства и культуры. Например, инновативность экономики в большой степени зависит от того, перемещаются ли исследовательские ресурсы в более инновативные хай-тек индустрии. Инновативность страны может быть ограничена, если система образования не вводила предварительные реформы для того, чтобы поддерживать появление высоко инновативных отраслей промышленности. Законодательная система также влияет на инновационную деятельность (права собственности и патентное регулирование). Хотя патенты могут поощрять компании инвестировать в исследовательскую деятельность с большим риском, они могут также препятствовать распространению новых знаний, что может затруднять инновационную деятельность других компаний. Дух предпринимательства как основной элемент культуры преобразований является ключевым поддерживающим фактором для инновационной деятельности в стране.
Таким образом, можно заключить, что инновационную систему следует понимать как открытую систему, которая тесно связана с несколькими другими системами. Так как инновационная система является подсистемой экономической системы, ее функцией является модернизация системы производства посредством разработки нового продукта и технологического процесса, а также услуг и других социальных инноваций. Эффективное осуществление функции модернизации зависит от входных данных других подсистем экономики, таких как финансовая система, рынок труда или система производственных отношений, а так же от поддержки других подсистем общества, включая систему образования, научную систему, законодательную систему или культурную систему. Это показывает, что для того, чтобы улучшить инновативность страны, мы должны применять холистический (целостный) подход, который не ограничивается системой инноваций.
Можно определить основные закономерности развития национальной инновационной системы (НИС):
- инновационная система является открытой системой, которая тесно связана с другими системами;
- государство играет активную роль при формировании и функционировании национальной инновационной системы, но по мере становления НИС государство переходит от прямого управления к опосредованному;
- развитие инновационных технологий, прежде всего инновационных и телекоммуникационных, способствуют созданию сетевых структур, в основу управления которыми положены принципы самоорганизации (синергетики);
- повышается роль регионов в развитии инновационных процессов, при этом инновационная системы рассматривается как один из инструментов территориального развития;
- в рамках процесса глобализации по мере развития национальных инновационных систем происходит их интеграция в надциональные.
С учетом выявленных закономерностей сформулируем систему методологических принципов концепции национальной инновационной системы:
- информация и знания являются стратегическим ресурсом экономики постиндустриального общества, инновационная деятельность становится определяющим фактором ее развития, а национальная инновационная система ее институциональной основой;
- для того, чтобы национальная инновационная система работала эффективно важно исключить институты, которые препятствуют инновациям, и учредить институты, которые поддерживают инновации;
- инновации генерируются не только творческими личностями, организациями и институтами, но и сложными моделями взаимодействия; связи и процессы обмены между участниками инновационной деятельности становятся решающими факторами. Поэтому успех инновационной системы в большей степени зависит от формы управления. Сеть является наиболее эффективной формой управления в инновационных системах;
- национальная инновационная система формируется на основе сбалансированного применения государственных и рыночных механизмов регулирования экономики с учетом особенностей и уровня социально-экономического развития конкретных регионов.
Интерес к инновационным системам связан с изменением во взглядах на источники инноваций. Так, до 60-х гг. ХХ века считалось, что НИОКР является основным и практически единственным источником инноваций на национальном уровне. Затем стали говорить о рыночном спросе уже как о детерминирующем факторе. Затем эмпирические исследования, в которых давалась сравнительная характеристика инновационной деятельности в США, Японии, Европе и СССР, заставили экономистов прийти к выводу о том, что появление инноваций, их распространение и рост производительности зависят помимо НИОКР от большого числа других факторов в рамках национальной научной и образовательных систем. К числу таких факторов можно отнести взаимосвязи между фирмами, между производителями и потребителями, рынок труда, государственную политику и др. Главным итогом научно-технического и инновационного развития XX столетия является, по мнению ряда ученых, преодоление исторической изолированности науки как самодостаточной сферы деятельности, отказ от линейных методов организации инновационных процессов (научная идея — разработка — производство — рынок) и формирование сетевых национальных систем создания, финансирования и рыночного освоения новшеств.
На современном этапе развития бизнеса и экономики на формирование инновационных систем также оказывают влияние следующие тенденции:
- рост зависимости инновационной динамики от успешного взаимодействия между научными учреждениями и предпринимательским сектором;
- развитие взаимодействия и сотрудничества между фирмами (возникновение стратегических альянсов, совместная научная работа, использование оборудования);
- необходимость организационных и управленческих изменений для успешного внедрения новых технологий;
- усиление взаимосвязи между производителями и потребителями
- усиление конкуренции.
При этом, основной акцент в современных экономических условиях делается именно на системности происходящих процессов. Инвестиции в отдельные элементы государственной системы инновационного развития – будь то человеческий капитал, образование или НИОКР - являются необходимым, но не достаточным условием технологической динамики и быстрого экономического роста: они зависят от процесса циркуляции знаний при помощи процесса обучения между академическими учреждениями и фирмами. Принципиальное значение имеют не разрозненные попытки использовать конкретные разработки или знания в конкретном производстве, а формирование целостной, гибкой и динамичной инновационной системы, способной решать проблему изменения или модернизации технологического базиса общества. Поэтому методология системного подхода приобретает здесь принципиальное значение не только в теоретическом, но и практическом плане.
В рамках институциональной парадигмы с начала 1990-х годов понятие национальной инновационной системы находится в центре внимания как ученых, занимающихся проблемами технологического развития, так и государственных и международных организаций, ответственных за разработку инновационной и промышленной политики.
Как уже было сказано, концепция формирования национальных инновационных систем получила свое развитие в начале 80-х годов прошлого века. Социально-экономическое развитие отдельных регионов хотя и может существенно различаться, но к ним в пределах государства могут быть применены единые экономические подходы. Вместе с тем, в случае высокой дифференциации социально-экономического развития регионов к каждому из них потребуется индивидуальный подход, который должен быть сформирован на уровне государства с участием администрацией заинтересованных регионов. Очевидно, что в случае разнородного развития регионов, инновационная политика может существенно различаться и на региональном уровне.
В настоящий момент сложилось три основных трактовки категории НИС[44]. Первая состоит в рассмотрении НИС как совокупности институтов, деятельность которых направлена на генерирование и диффузию инноваций. Это определение отражает, что инновационные процессы проявляются непосредственно в хозяйственной практике. Основной упор данной концепции лежит в плоскости коммерциализации, практической отдачи от науки, т.к. появление нового продукта связано с совместной работой множества хозяйствующих субъектов.
Вторая концепция интерпретирует НИС как комплекс сопряженных экономических механизмов и видов деятельности, обеспечивающих инновационные процессы. Данное определение более функционально, т.к. оно подчеркивает динамизм взаимодействия субъектов НИС, переход к нелинейной модели инновационного цикла, оставляя в тени движущие силы инновационных процессов.
Третья точка зрения трактует НИС как часть национальной экономической системы, обеспечивающая органическое встраивание инновационных процессов в поступательное развитие экономики и общества. Эта концепция полагает, что создание формальных инновационных структур само по себе не гарантирует успеха нововведений. Необходимо формирование адекватной экономической атмосферы, благоприятного для инноваций социального климата. Это отдельно заставляет говорить о наличии специальных институциональных условий, необходимых для развития и успешного функционирования НИС. Наиболее важными среди них являются:
1. Конкурентоспособный предпринимательский сектор как важнейший сегмент национальных инновационных систем. Как минимум, предпринимательский сектор обеспечивает первичное создание и апробирование новых технологий и решений. Кроме того, компании этого сектора находятся «на прямой связи» с конечными потребителями инноваций. Соответственно, они лучше других элементов системы могут судить о востребованности нововведений, быстрее других получают реакцию на инновации. При этом, необязательно предпринимательский сектор означает отдельные сектора – например, малый бизнес.
2. Приоритет государственной политики в развитии образования, науки и технологий, создании благоприятных институциональных условий для инновационного роста, сбалансированного развития всех элементов НИС.
3. Интеграция в глобальную инновационную сферу. Под этим пунктов следует понимать прежде всего возможность глобального трансфера технологий, решений, рабочей силы. Помимо национальных инновационных систем, в некоторых случаях уместно говорить об элементах глобальной ИС (в следующем разделе будет приведен пример Норвегии как элемента такой системы).
Элементами инновационной системы являются следующие подсистемы:
- Подсистема генерации знаний. Это совокупность организаций (как государственных, так и общественных), выполняющих фундаментальные исследования и разработки, а также прикладные исследования.
- Подсистема образования и профессиональной подготовки.
- Подсистема производства продукции и услуг. Она должна учитывать состояние предпринимательского сектора, о котором говорилось выше.
- Подсистема инновационной инфраструктуры (включающая финансовое обеспечение). Основными элементами этой подсистемы являются: бизнес-инновационные, телекоммуникационные и торговые сети; технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы, финансовые структуры и др.
Инфраструктуру финансирования, в том числе, обеспечивают венчурные фонды и сети бизнес-ангелов. Однако, эти механизмы не являются универсальными для данной подсистемы. Если на этапе создания инновационного продукта организации может понадобиться венчурное финансирование, то уже на этапе производства и передачи товара на рынок более востребованными оказываются традиционные методы обеспечения – кредитование, создание финансовых альянсов и т.п. Это еще раз подчеркивает значимость развитого кредитного рынка государства для формирования НИС.
Как можно видеть из описания структуры НИС, принципиальная роль в вопросах ее построения принадлежит государству. Более детально роль и типы участия государства в национальной системе инноваций будет рассмотрена в следующем разделе. Здесь важно отметить, что государство в первую очередь формирует институты: законы, нормы, «правила поведения». Кроме того, и наука, и инновационный процесс – это зона высокого риска. Соответственно, участие государства в поддержке и регулировании важнейших элементов национальных инновационных систем больше, чем в других экономических подсистемах.
В исследованиях по инновационной системе важное место занимают измерение и оценка потоков знаний и информации, так как технологическое развитие во многом является результатом сложного комплекса взаимосвязей между участниками системы. Можно выделить четыре типа таких потоков:
1. Взаимодействие между предприятиями, прежде всего совместная исследовательская деятельность и другое техническое сотрудничество.
2. Взаимодействие между предприятиями, университетами и государственными научными учреждениями.
3. Распространение технологий.
4. Мобильность рабочей силы.
Наиболее простая модель, описывающая взаимодействие элементов НИС, показывает, что роль частного сектора заключается в разработке технологий на основе собственных исследований и в рыночном освоении инноваций, роль государства - в содействии производству фундаментального знания (в университетах) и комплекса технологий стратегического (военного) характера, а также в создании и инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности частных компаний. В рамках этой общей модели формируются национальные особенности НИС: большая или меньшая роль государства и частного сектора в выполнении указанных функций; относительное значение крупного и мелкого бизнеса; соотношение фундаментальных и прикладных исследований и разработок; динамика развития и отраслевая структура инновационной деятельности[45].
Как известно, инновационный процесс возникает, когда созданный в научно-технической сфере продукт передается в производство и далее находит своего потребителя. Поэтому можно сказать, что научно-техническая сфера, производство и потребление являются основными базовыми элементами структуры инновационного процесса. Каждый ее компонент выполняет вполне определенную функцию в общем, процессе: в научно-технической сфере инновация создается, в производстве тиражируется и затем перемещается в сферу производственного или непроизводственного потребления. Из этой сферы идет по цепочке обратная информация о качестве потребляемой продукции, ее достоинствах и недостатках, а также очень важные данные о потребностях в продуктах инновационной деятельности.
Таким образом, для нормального осуществления инновационного процесса необходим относительно свободный обмен информацией, технологиями, рабочей силой между участниками. Это состояние достигается с помощью социально-экономической составляющей инновационного процесса, которую можно интерпретировать как его инфраструктуру. Тем самым, комплексный анализ НИС подразумевает не только изучение его технологической составляющей, но и инфраструктурной – в частности, социально-экономических факторов, которые обеспечивают возможность и характер его протекания в конкретных условиях определенного общества.
Для создания, производства и распространения инноваций нужны не только развитые образование, наука и производство, способное воспринимать ее достижения, и потребитель его продукции. Речь также идет о стимулах, побуждающих предпринимательский сектор создавать и вводить инновации в действие, финансовые средства, благоприятных социальных условиях и ориентации на научно-технический прогресс.
В каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциала, внутренних товарных рынков, рынков труда, а также историческими и культурными традициями и особенностями. Кроме того, НИС рассматривается как один из основных инструментов регионального развития.
НИС формируются под влиянием множества объективно заданных для данной страны факторов, включая ее размеры, наличие природных ресурсов, географическое положение и климат, особенности исторического развития государственности и форм предпринимательской деятельности. Эти факторы выступают долгосрочными детерминантами скорости и направления эволюции инновационной активности. Кроме того, каждая НИС характеризуется определенной структурой и некоторой степенью порядка, подразумевающим достаточную стабильность институционального взаимодействия (при этом в каждой стране формируется национальная конфигурация институциональных элементов). Принципиальные изменения в структуре системы происходят редко, что не исключает постоянных усовершенствований.
Основные измерения НИС - число, размер и степень централизации участников инновационного процесса, объемы и структура финансовых, кадровых и материальных ресурсов, результаты инновационной деятельности в виде патентов, новых продуктов и технологий, научных публикаций. Важнейшая структурная характеристика НИС - соотношение государственного и частнопредпринимательского финансирования исследований и разработок (ИР).
Концепция, лежащая в основе теории национальных инновационных систем основывается на предпосылке, что понимание связей и взаимоотношений между участниками инновационного процесса есть ключ к развитию «инновационной производительности»[46]. Инновации и технологический прогресс являются результатом сложного комплекса отношений и взаимосвязей между участниками инновационного процесса, производящими, распространяющими и использующими новые знания. Инновационное развитие страны зависит в большой степени от того, насколько эффективно эти участники взаимодействуют между собой как элементы коллективной системы создания знаний и их использования в целях технологического прогресса и развития конкурентоспособности.
Концепция национальной инновационной системы позволяет использовать системный подход к развитию и совершенствованию инновационного процесса в стране. Кроме того, ее ценность заключается в признании решающего значения знаний и инноваций для экономики, и возможности вовлекать в процесс создания, распространения и использования знаний все новые элементы и новых участников.
Для абсолютно всех стран, вне зависимости от выбранной стратегии и уровня технологического развития важны следующие направления:
- развития институтов, занимающихся НИОКР;
- развитие условий для стимулирования инновационной инициативы национальных компаний;
- создание цепочек взаимодействия между бизнесом и создателями знаний и технологий;
- постоянное совершенствование инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий;
- развитие системы образования, включая высшие учебные заведения;
- сохранение и развитие стратегически важных технологий;
- создание благоприятного инновационного климата в стране.
В целом, формирование НИС является принципиально важной стадией построения новой экономики, основу которой составляет получение и использование новых знаний. Данная концепция объединяет в себе основные элементы научной, креативной и инновационной деятельности в рамках государства. Тем самым, НИС позволяет системно взглянуть на процесс формирования экономики нового типа и, в частности, изменения принципов управления человеческими ресурсами.