Тема 4.5. Регулирование социально-трудовых отношений
4.5.1 Коллективный договор: назначение и содержание.
Важным правовым инструментом регулирования социально-трудовых отношений на предприятии выступают коллективные договоры и соглашения.
В соответствии со ст. 40 ТК РФ коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор заключается по соглашению. Основная его задача — регулирование социально-трудовых отношений.
Под социально-трудовыми отношениями в данном случае понимаются общественные отношения в сфере:
• организации труда и управления трудом;
• трудоустройства у данного работодателя;
• профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
• социального партнерства, ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений;
• участия работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
• материальной ответственности работодателей и работников;
• надзора и контроля (в том числе профсоюзного контроля) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
• разрешения трудовых споров, а также отношений, связанных с социальным обслуживанием работников в широком смысле: дополнительное социальное обслуживание и др.
Трудовой Кодекс закрепляет модель «единого коллективного договора»: в организации независимо от количества представительных органов (профсоюзов и профсоюзных организаций) заключается один коллективный договор, распространяющий свое действие на всех работников данной организации. Такой подход в полной мере соответствует международным стандартам в сфере социального партнерства и позволяет обеспечить равные условия труда всем трудящимся в организации независимо от членства в профсоюзах и других обстоятельств, связанных с представительством интересов работников.
При недостижении согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора стороны должны в течение месяца с момента начала проведения коллективных переговоров подписать коллективный договор на согласованных условиях. Одновременно составляется протокол разногласий, фиксирующий положения, по которым стороны не смогли прийти к согласию.
Неурегулированные разногласия после подписания коллективного договора могут быть предметом дальнейших переговоров либо предметом коллективного трудового спора.
Вопрос о выборе способа урегулирования разногласий должен решаться по соглашению сторон. Если стороны не достигли соглашения, либо работодатель (его представители) уклоняется от продолжения коллективных переговоров, необходимо перейти к проведению примирительных процедур.
Коллективный договор может заключаться как на уровне организации в целом, так и на уровне обособленных структурных подразделений. При этом необходимо помнить, что в любом случае стороной коллективного договора выступает работодатель, т. е. организация.
На практике возможны три варианта сочетания коллективных договоров, заключенных с одним работодателем:
— заключается один коллективный договор, который действует в отношении всех работников организации — см. ст. 43 Гражданского Кодекса (ГК), в том числе работников обособленных структурных подразделений;
— заключаются один коллективный договор, который действует в отношении всех работников организации, и коллективные договоры в обособленных структурных подразделениях;
— коллективные договоры заключаются в обособленных структурных подразделениях.
Необходимость заключения коллективного договора в обособленном структурном подразделении возникает в силу того, что оно находится вне места нахождения юридического лица, имеет особенности в организации труда и т. п. Обособленными структурными подразделениями организации признаются филиалы и представительства (ст. 55 ГК).
Коллективный договор обособленного структурного подразделения не должен содержать нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с коллективным договором всей организации.
Коллективный договор не является обязательным, однако его заключение выгодно работодателю, в том числе и с точки зрения облегчения налогового бремени. Это в первую очередь касается обложения налогом на прибыль. Как гласит ст. 255 Налогового Кодекса (НК) РФ, в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
Таким образом, все прописанные в коллективном договоре расходы работодателя, связанные с оплатой труда, материальным стимулированием и социальными гарантиями работникам, делают такие выплаты экономически оправданными и дают право относить их на затраты в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль.
Работодатель, согласно ст. 144 ТК РФ, имеет право самостоятельно устанавливать на предприятии системы стимулирования с помощью коллективного договора и устанавливать любые доплаты и надбавки, премии и компенсационные выплаты в любых размерах (не менее установленного законом минимума) с полным отнесением фактических затрат на расходы. При этом нет необходимости ограничиваться, например, перечнем надбавок, упоминаемых в самом ТК РФ. Их список может быть дополнен. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам (ст. 41 ТК РФ):
• формы, системы и размеры оплаты труда;
• выплата пособий, компенсаций;
• механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
• занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
• рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
• улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
•соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
• экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
• гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
• оздоровление и отдых работников и членов их семей;
• контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;
• отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
• другие вопросы, определенные сторонами.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Все прописанные в коллективном договоре положения об условиях оплаты труда, режимах труда и отдыха, системах стимулирования, условиях социальной защиты работников должны найти отражение в трудовых договорах с каждым из работников.
В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.
Инициировать переговоры по заключению коллективного договора может любая из сторон — как работодатель, так и работники. Вторая сторона не имеет права отказаться от участия в переговорах или каким-либо образом препятствовать им.
Каждая из сторон выдвигает своих представителей для проведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора.
Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.
Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников.
Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица. Представлять работодателей могут государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, органы исполнительной власти и местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры с другой стороной в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.
Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.
Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.
Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.
Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором.
Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который законами предусмотрено увольнение с работы.
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.
Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет (ст. 43 ТК РФ).
Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.
Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.
При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.
При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.
При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.
Коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ст. 50 ТК РФ).
Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.
При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию.
Соглашения и их виды.
Соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
В соглашение могут быть включены взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
• оплата труда;
• условия и охрана труда;
• режимы труда и отдыха;
• развитие социального партнерства;
• иные вопросы, определенные сторонами.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут быть заключены соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Такое соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними.
Иные соглашения могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 45 ТК РФ). Соглашение, в отличие коллективного договора, заключается на отраслевом, территориальном, региональном уровнях. Оно заключается работодателями, объединенными в рамках отрасли, региона, территории.
Их интересы на коллективных переговорах представляют объединения работодателей, иные представители работодателей. В том случае, когда соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджета (федерального, субъекта Российской Федерации, местного), оно должно заключаться с участием соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления, который выступает в качестве представителя работодателей (одного из представителей работодателей).
Другой стороной соглашений выступают работники, занятые у данных работодателей. Их представителями являются соответствующие профсоюзы и их объединения.
Соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.
Рассмотрим составные элементы Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации (далее — Соглашение).
Соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и совместные действия сторон по их реализации.
Стороны в числе приоритетных целей Соглашения ставят проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, резкое сокращение масштабов бедности на основе повышения эффективности отечественной экономики, увеличения валового внутреннего продукта. В числе главных направлений совместной деятельности стороны определили следующие задачи.
I. В области экономической политики.Стороны считают необходимым ориентироваться на инновационное обновление структуры российской экономики, создание условий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности и динамическое развитие. В этих целях намечено:
• провести совместную работу по разработке и реализации проектов программ социально-экономического развития отраслей отечественной экономики, направленных на повышение их конкурентоспособности, рост производства, обеспечение социальных гарантий работникам;
• реализовать меры, обеспечивающие улучшение инвестиционного климата, в том числе за счет:
— проведения кредитно-финансовой политики, направленной на повышение стабильности банковской системы, расширение возможностей использования сбережений и пенсионных накоплений граждан на цели инвестиций;
— совершенствования системы и механизмов стимулирования организаций, осуществляющих капитальные вложения в модернизацию и развитие производства;
— совершенствования института защиты прав интеллектуальной собственности, развития системы стимулов для венчурного инвестирования;
• обеспечить содействие техническому перевооружению организаций за счет снижения (отмены) ввозных таможенных пошлин на не производимое в России оборудование;
• в области бюджетной политики стороны исходят из необходимости формирования эффективной бюджетной системы, ее ориентации на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства, повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.
Стороны принимают на себя обязательства проводить консультации в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по основным социальным параметрам прогноза социально-экономического развития и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год. Намечается:
• разработать и реализовать меры, направленные на обеспечение своевременного бюджетного финансирования выполнения работ (услуг) по государственному оборонному заказу, недопущение задолженности по выплате заработной платы в организациях, выполняющих работы (услуги) по государственному оборонному заказу;
• рассмотреть вопрос о порядке финансирования из федерального бюджета расходов на отчисления на основании коллективных договоров денежных средств на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу для федеральных государственных учреждений, не имеющих средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
• провести мониторинг соблюдения норм трудового законодательства организациями, выполняющими работы (услуги) по реализации федеральных целевых программ;
• в области тарифной политики стороны исходят из необходимости соблюдения баланса, обеспечивающего как эффективное функционирование субъектов естественных монополий, так и стимулирование снижения энерго- и ресурсоемкости экономики, поддержание конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, минимизацию негативного влияния изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на инфляционные процессы и уровень жизни населения.
Стороны считают необходимым:
• обеспечивать информирование социальных партнеров и проведение консультаций в Российской трехсторонней комиссии по вопросам формирования прогнозных тарифов на топливно-энергетические ресурсы и услуги транспорта;
• предусматривать установление предельных уровней изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий синхронно с подготовкой проекта федерального бюджета на очередной год, с определением мер по адресной социальной поддержке низкодоходных групп населения;
• рассматривать в Российской трехсторонней комиссии социальные последствия, связанные с проведением реформ в сфере естественных монополий;
• определять и реализовывать меры, обеспечивающие повышение гарантий прав собственности, устранение избыточного влияния государства на механизмы формирования отношений, складывающихся внутри рынка, в том числе:
— по дальнейшему развитию законодательства о саморегулируемых организациях, техническом регулировании;
— по введению административных регламентов, обеспечивающих создание прозрачной системы регулирования процедур предоставления государством услуг организациям и физическим лицам;
— по проведению анализа влияния принятых решений по снижению административных барьеров в экономике с учетом упразднения избыточных и дублирующих функций государственного регулирования;
• создавать условия для развития малого предпринимательства, ремесленничества, крестьянских (фермерских) хозяйств, включая совершенствование законодательства в области малого предпринимательства, создание комплексной системы его поддержки, введение упрощенных форм отчетности;
• способствовать расширению возможностей органов местного самоуправления в области развития сети муниципальных организаций, связанных с оказанием услуг и производством товаров для населения;
• реализовать в предстоящий период меры, направленные:
— на дальнейшее разделение социальной ответственности государства, работодателей и работников, передачу в ходе административной реформы ряда государственных функций саморегулируемым организациям, объединениям работодателей и объединениям профсоюзов;
— на изучение и внедрение в практику организаций социальной отчетности;
— на развитие конструктивных отношений организаций и объединений работодателей с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам социального развития, совместной разработки и реализации социальных программ.
Стороны считают, что реформирование налоговой системы не должно приводить к ухудшению материального положения и качества жизни населения.
В предстоящий период стороны реализуют меры:
— по повышению стабильности законодательства в сфере налоговой политики на среднесрочный период;
— по направленности налоговой системы на стимулирование роста конкурентоспособности, создание благоприятных условий для инвестирования и развития бизнеса;
— по упрощению налоговой системы и общему снижению объемов налогов на предпринимательство, в том числе по снижению ставки и усовершенствованию порядка начисления и уплаты налога на добавленную стоимость, обеспечению своевременности возмещения этого налога по экспортным операциям и применению налогового вычета по данному налогу при осуществлении капитальных затрат в том налоговом периоде, в котором данные затраты были произведены.
Кроме того, стороны обязуются:
— предварительно рассматривать в Российской трехсторонней комиссии подготавливаемые Правительством Российской Федерации налоговые законопроекты, затрагивающие интересы работников и работодателей в сфере социально-трудовых отношений, с целью проведения экспертизы возможных социальных последствий их принятия;
— рекомендовать при заключении отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров использовать дополнительные доходы организаций, образующиеся в результате снижения ставок единого социального налога, на повышение заработной платы работников и погашение имеющейся задолженности по выплате заработной платы.
По вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию стороны обязуются исходить из необходимости обеспечения максимально выгодной для страны интеграции в мировое экономическое пространство и недопущения негативных экономических и социальных последствий членства России в ВТО.
В этих целях стороны считают необходимым:
• при проведении переговоров по присоединению России к ВТО исходить из необходимости защиты интересов товаропроизводителей и поставщиков услуг Российской Федерации, решения общенациональной задачи повышения конкурентоспособности российской экономики и ее отраслей;
• регулярно рассматривать в Российской трехсторонней комиссии информацию Правительства Российской Федерации о ходе переговоров и об условиях присоединения России к ВТО;
• принимать меры, направленные на защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции.
В этой связи предстоит проведение мониторинга выявления неэффективных (убыточных) организаций, имеющих общегосударственную значимость, с целью их возможной реструктуризации и разработки программ социальной поддержки работников.
II. В области заработной платы, доходов и уровня жизни населения.Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы работников в соответствии с количеством и качеством труда, ежегодное увеличение доли фонда оплаты труда в валовом внутреннем продукте, уменьшение масштабов бедности.
В этих целях стороны обязуются:
• рекомендовать при заключении отраслевых и региональных соглашений устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта Российской Федерации;
• рассмотреть целесообразность перехода на определение минимальной заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии;
• ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывать Единые рекомендации по системе оплаты труда работников организаций и учреждений бюджетной сферы;
• определять меры, в том числе связанные с принятием законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда;
• разрабатывать предложения по совершенствованию механизма реализации положений Трудового Кодекса РФ об основных государственных гарантиях по оплате труда работников и обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы;
• определять порядок актуализации потребительской корзины;
• подготавливать и вносить предложения по законодательному обеспечению равных условий для выполнения работодателем обязанностей перед работниками по выплате заработной платы и перед государством по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды в случае недостаточной платежеспособности работодателя (за исключением банкротства работодателя).
III. В области развития рынка труда и содействия занятости населения.Стороны, признавая своей целью повышение эффективности рынка труда, считают необходимым объединять усилия в решении задач легализации рынка труда и трудовой миграции, предотвращения негативных последствий реструктуризации отраслей экономики, повышения качества и создания новых эффективных рабочих мест, сохранения и развития кадрового потенциала и обязуются:
• обеспечить бюджетное финансирование реализации мероприятий по проведению активной политики занятости населения в Российской Федерации, уделив особое внимание реструктурируемым отраслям экономики и регионам с напряженной ситуацией на рынке труда. Работодатели должны осуществлять разработку и реализацию социальных планов в организациях реструктурируемых отраслей экономики с участием службы занятости;
• содействовать осуществлению мер, направленных на создание и сохранение рабочих мест в сельском хозяйстве, в том числе на развитие лизинга техники и оборудования, микрокредитования на селе, стимулирование создания сельскохозяйственных кооперативов, развитие самозанятости населения (народных промыслов и ремесел);
• предусматривать в федеральном бюджете средства, обеспечивающие своевременную и в полном объеме выплату пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
• обеспечивать проведение социальной экспертизы проектов государственных, отраслевых и региональных социально-экономических программ в части их влияния на создание и сохранение рабочих мест;
• ежегодно рассматривать в Российской трехсторонней комиссии выполнение мероприятий по содействию занятости населения, осуществлению миграционной политики, проекты финансирования мероприятий по проведению активной политики в области занятости населения в Российской Федерации, регионах и отраслях экономики;
• способствовать созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда и ежегодно проводить их мониторинг;
• не допускать снижения уровня обеспечения социально-экономических прав граждан при совершенствовании нормативно-правовой базы по проблемам занятости населения;
• подготовить и рассмотреть предложения по обязательному социальному страхованию на случай потери работы.
Правительство Российской Федерации ежегодно при формировании федерального бюджета проводит в Российской трехсторонней комиссии консультации по размерам минимальной и максимальной величин пособия по безработице.
В целях обеспечения экономики квалифицированной рабочей силой и установления устойчивой связи профессионального образования с рынком труда было предусмотрено:
• разрабатывать с участием объединений работодателей не реже одного раза в три года прогноз потребностей в рабочей силе в разрезе региональной и профессионально-квалификационной структуры;
• осуществить с учетом международных классификаторов разработку общероссийского классификатора профессий, систем профессиональных стандартов и оценки качества работников. Разработать предложения по созданию системы контроля качества образования, направленной на проведение структурной перестройки профессионального образования всех уровней с учетом потребностей экономики и ее отраслей;
• осуществить меры, связанные с внесением изменений в действующее законодательство, обеспечивающие:
— участие объединений работодателей в организации профессиональной подготовки кадров;
— экономическое стимулирование участия работодателей в развитии учебно-материальной базы учреждений профессионального образования, в организации внутрипроизводственного профессионального обучения, в том числе опережающего обучения работников, подлежащих высвобождению в ходе реструктуризации производства, включающего базовое, послевузовское и дополнительное образование;
• создать систему профессиональной ориентации обучающихся в образовательных учреждениях общего образования с целью повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
• разработать мероприятия по содействию трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования и их закреплению на рабочих местах.
Стороны обязались содействовать совершенствованию механизма временной занятости подростков и молодежи, в том числе в структурах малого и среднего бизнеса.
Стороны обязались разработать и внести на рассмотрение Правительства РФ предложения по созданию системы регулирования трудовой миграции, направленной на повышение возможности трудоустройства населения, по повышению его информированности о состоянии рынка труда, созданию в этих целях общероссийского банка данных свободных рабочих мест.
Стороны также обязались разработать и осуществить меры по предотвращению нелегального найма иностранных рабочих и усилению контроля за использованием их труда. При определении ежегодных квот для привлечения на работу иностранной рабочей силы следует проводить консультации с общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей.
IV. В области защиты трудовых прав, охраны труда, промышленной и экологической безопасности.Рассматривая защиту трудовых прав, охрану труда, промышленную и экологическую безопасность в качестве одного из приоритетныхнаправлении сотрудничества, стороны обязались:
• определить меры, в том числе по разработке и принятию нормативных правовых актов, с целью совершенствования механизма реализации норм ТК РФ по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда;
• сформировать систему и методологию технического регулирования в части разработки и применения обязательных требований к продукции и процесса