Управление профессиональной ориентацией и психологической поддержкой населения.
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения в России регулируются соответствующими международными правовыми актами, Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами.
Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерациипредставляет собой совокупность государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально - психологической защиты граждан.
Для достижения психолого-профориентационных целей субъекты государственной системы тесно взаимодействуют друг с другом и в пределах своих компетенций исполняют функции в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
Деятельность государственной системы подчинена целям государственной политики в данной области и направлена на организацию психолого-профориентационного обслуживания населения с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально-экономических условий.
Определение приоритетных направлений развития государственной системы, обеспечение согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения осуществлялось до 2004 года Межведомственной комиссией по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.[24]
В целях осуществления действенной координации деятельности в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, содействия развитию территориальных служб психолого-профориентационной направленности по решению соответствующего органа исполнительной власти субъекты Российской Федерации на их территории могут создавать комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
Всероссийский научно – практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения осуществляет работу в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, координирует и обеспечивает научно-методическую, организационно-практическую деятельность всех территориальных центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
Территориальные центры профессиональной ориентации и психологической поддержки населения:
- оказывают услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке молодежи, другим категориям населения в условиях рынка труда, обеспечивают гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг;
- внедряют эффективные методы и средства профессионального информирования, профконсультирования, психофизиологического отбора (подбора), психологической поддержки;
- осуществляют психологическую поддержку молодежи, высвобождаемых и безработных граждан, других категорий населения по проблемам личностной адаптации в новых условиях труда и межличностных отношений;
- осуществляют методическое руководство и координацию деятельности в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения на соответствующей территории;
- организуют профессиональную ориентацию и психологическую поддержку населения на своей территории, содействуют развитию районных (городских) служб профессиональной ориентации и психологической поддержки населения независимо от их ведомственной принадлежности и организационно - правовой формы.
По заказам администрации, организаций всех организационно - правовых форм, по заявкам работодателей могут проводить профессиональное консультирование и психологическую поддержку учащихся, занятого и незанятого населения, а также граждан, подлежащих высвобождению с производства, вести профессиональный отбор и подбор лиц, принимаемых на профессиональное обучение и на вакантные рабочие места, осуществлять другую профориентационную деятельность на основе договоров.
Центры занятости населения, региональные центры профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения предоставляют обязательные бесплатные профориентационные услуги:
- информируют и консультируют граждан, обращающихся в службу занятости в целях выбора (перемены) сферы деятельности, вида профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства;
- осуществляют профессиональное консультирование безработных граждан в целях содействия выбору оптимального вида занятости с учетом их интересов, потребностей и возможностей человека, а также социально - экономической ситуации, сложившейся на рынке труда (при необходимости с использованием различных методов диагностики);
- обеспечивают психологическую поддержку безработных граждан с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния, полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих их, профессиональной и социальной самореализации;
- могут проводить профессиональное консультирование и психологическую поддержку учащихся, занятого населения, а также граждан, подлежащих высвобождению с производства, вести профессиональный отбор лиц, принимаемых на профессиональное обучение и по заказу работодателей - на вакантные рабочие места, на основе договоров.
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка в органах службы занятости призвана способствовать эффективной занятости населения, формированию правовых, социально - психологических, экономических, организационных условий и гарантий профессионального самоопределения граждан.
Образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и специальные (коррекционные) учреждения для учащихся с отклонениями в развитии совместно с организациями здравоохранения, учитывая местные условия и интересы обучающихся, на основе государственных стандартов и нормативов:
- обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений;
- проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;
- формируют у учащихся общеобразовательных учреждений сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом потребности региона в кадрах;
- привлекают учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;
- организуют профессиональное просвещение и консультирование учащихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;
- организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
- обеспечивают органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профессионального образования;
- используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных учреждениях, для организации и проведения профориентационной работы.
Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики, формированием у подрастающего поколения соответствующих мотиваций к труду, осознанному планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда, - является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов, психологических служб, органов управления образованием, а также соответствующих организаций здравоохранения и органов управления здравоохранением.
Психологические службы в образовательных учреждениях в соответствии с нормативными документами:
- активно содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала учащихся;
- создают психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно - мотивационной сфер личности;
- оказывают психологическую помощь педагогическим коллективам и родителям в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся, в разрешении конфликтных ситуаций;
- внедряют достижения психологии в практику образовательно-воспитательного процесса.
Образовательные учреждения профессионального образования проводят профессиональный отбор (подбор) поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности, усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии.
Дошкольные учреждения в процессе реализации программ воспитания:
- осуществляют психолого-социальную ориентацию детей;
- проводят бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивают у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки;
- формируют мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.
Организации здравоохранения в пределах своей компетенции:
- выявляют в ходе регулярно проводимых профилактических осмотров детей и подростков (учащихся образовательных учреждений), имеющих отклонения в состоянии здоровья, их профессиональную пригодность;
- проводят оздоровительные мероприятия, врачебно - профессиональное консультирование с учетом медицинских противопоказаний к занятию тем или иным видом деятельности, дают соответствующие рекомендации;
- осуществляют врачебный контроль за трудовым воспитанием и обучением детей и подростков, их профессиональной подготовкой и трудовым использованием;
- обеспечивают организацию мер профилактического характера, прежде всего, по отношению к лицам из групп повышенного риска, контроль за их выполнением;
- создают совместно с территориальными центрами профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, службами занятости, психологическими службами постоянно действующие или временные пункты медицинского консультирования.
Организации оказывают содействие работникам в свободном выборе или перемене профессии, места работы, повышении квалификации и переподготовке кадров с учетом профессиональных интересов работающих и потребностей производства, работодателей.
Общественным объединением психолого-профориентационной направленности ориентации и психологической поддержки населения является Всероссийский научно - практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
К работе в области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции допускаются только лица, имеющие соответствующее образование и прошедшие аттестацию в установленном порядке.
Гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг включает в себя:
- предоставление профессиональной информации всем обратившимся за таковой независимо от места проживания, работы или учебы;
- проведение для учащихся общеобразовательных учреждений групповых профконсультаций и занятий по психологическому консультированию и сопровождению профессионального выбора;
- оказание индивидуальной психолого-профориентационной помощи учащимся общеобразовательных учреждений, воспитанникам школ - интернатов и детских домов, инвалидам, учащимся образовательных учреждений профессионального образования, работающей молодежи в первые три года трудовой деятельности, лицам с ограниченной трудоспособностью, гражданам, имеющим статус безработного, вынужденного переселенца или беженца.
Дополнительный перечень психолого-профориентационных услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях, может устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных условий и возможностей.
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, пользуются психолого-профориентационными услугами в полном объеме.
Тема 4.4. Планирование карьеры и основы лидерства
Планирование карьеры.
Одной из функций управления человеческими ресурсами является планирование карьеры работника и обеспечение преемственности среди руководящего состава организации.
Формирование кадрового резерва и управление карьерой имеет глубокие исторические корни. Начало этому процессу было положено в военной сфере, особенно нуждающейся в кадровых резервах. Эти функции были сосредоточены в генеральных штабах, при которых создавались соответствующие академии подготовки кадрового резерва. Было совершенно очевидно, что карьерным ростом, продвижением по службе необходимо управлять, готовить резерв на выдвижение, обеспечивая преемственность в командном составе.
С развитием менеджмента эти идеи стали востребованы в практике управления персоналом.
Чтобы выполнять работу на более высоком уровне ответственности или с большей результативностью, работнику необходимо расширять свой диапазон компетентности, т.е. приобретать качества, требуемые для выполнения работы на каждом отдельном уровне в своей сфере деятельности (знания, умения, опыт, поведенческие характеристики и др.).
Для этого на основе информации по оценке требований к объему компетенций на каждом новом уровне деятельности работника (должности), создаются индивидуальные программы развития карьеры, проводятся мероприятия по повышению квалификации, стажировки на будущих рабочих местах, тренинги, консультации и др. По каждому диапазону определяются опыт и подготовка, необходимые для достижения данного уровня компетентности (рис. 45)
Подобный подход позволяет разработать индивидуальный план продвижения карьеры, включающий соответствующие уровни компетентности, которые работник должен достичь, чтобы сделать успешную карьеру. Это позволяет работнику также планировать собственное развитие, непрерывное самосовершенствование и четко представлять цель, к которой он стремится. На практике функционирование системы развития карьеры в диапазоне компетентности увязывается с мотивацией и оплатой труда.
Преимущество этого подхода состоит также в том, что он доступен для всего персонала, который нужно мотивировать, поощрять и предоставлять ему необходимые возможности для применения своих навыков и способностей.
Таким образом, основными целями планирования карьеры являются:
· обеспечение потребности организации в преемственности при замещении работников;
· создание для перспективных работников системы повышения квалификации, получение практического опыта, новых знаний и компетенций с тем, чтобы успешно работать на том уровне ответственности, которого они способны достичь;
· оказание поддержки эффективно работающему персоналу для реализации своего потенциала, раскрытия природных и приобретенных личностных данных, таланта, креативности, стремлений сделать карьеру.
Схематично процесс управления карьерой представлен на рис. 46.
Динамика карьеры показывает следующие основные этапы, характерные для служебного роста:
· на первом этапе в начале карьеры идет интенсивный процесс приобретения новых знаний, умений, навыков, растет компетентность, выявляются стремления и склонности;
· на втором этапе укрепляется профессионализм, применяются и проверяются знания и навыки, приобретенные раньше, подтверждается уровень компетентности, уточняются или изменяются стремления;
· на третьем этапе, когда работник прочно овладел своей профессией и достиг высшего уровня компетентности, начинается преимущественно самосовершенствование в соответствии со своей мотивацией, способностями и креативностью.
На каждом из этих этапов, у всех участвующих, результаты развития и продвижения по карьерной лестнице неодинаковы: люди либо продолжают расти, повышать свою профессиональную компетентность, интеллектуально-креативную составляющую своей деятельности, либо достигают своего порога-предела компетентности, хотя все еще делают полезную работу, либо застаиваются и становятся тормозом на данном участке работы (см. рис. 47).
Этот анализ можно использовать для оценки результатов труда работника. Полученные данные являются необходимой предпосылкой для разработки политики управления карьерой, планов формирования кадрового резерва и преемственности руководства.
Основы лидерства
Лидер (англ. leader – ведущий) – авторитетный член организации или малой группы, за которым в коллективе признается право принимать ответственные решения в значимых для него (коллектива) ситуациях.
Авторитет и повседневное влияние лидера имеют неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля. Динамика отношений лидера с членами группы образует социально-психологический процесс лидерства, который отличается от административного руководства как юридически регламентированного социально-организационного процесса.
Между процессами лидерства и руководства имеются и общие черты: реальное влияние руководителя на деятельность коллектива основывается не только на его официальных полномочиях, но и на его личном авторитете в коллективе, т. е. складывается из двух составляющих: формального руководства и неформального лидерства. Наиболее эффективен руководитель, имеющий высокий официальный, профессиональный и личный статус.
В отличие от руководителя, которого чаще всего назначают и который, неся ответственность за положение дел в коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания, лидер не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями.
Характер отношений между руководителем и лидером (их сотрудничество или противоборство) влияет на результаты труда, на групповую сплоченность, моральный климат в коллективе и при разногласиях может служить причиной конфликта.
В науке приняты различные классификации лидеров:
· по содержанию деятельности – лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель;
· по характеру деятельности – лидер универсальный, лидер ситуативный;
· по направлению деятельности – лидер эмоциональный, лидер деловой и др.
Лидерство – система межличностных отношений в организации (группе) между коллективом и лидером, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в ситуациях, затрагивающих интересы и характер деятельности всего коллектива.
В зарубежной литературе разработан ряд концепций лидерства.[25]
Так теория «Лидерских ролей»рассматривает роли лидера – «профессионала», ориентированного на решение деловых проблем, и «социально-эмоционального лидера», решающего проблемы человеческих отношений.
Теория «черт лидерства» считает предпосылкой признания человека лидером обладание особыми «лидерскими» чертами и способностями. Исследования в русле этой теории концентрировались на выявлении качеств, специфических для лидеров. Вариант такого подхода – харизматическая концепция лидерства, согласно которой лидерство ниспослано отдельным выдающимся лицам как некая благодать-харизма. Похожей точки зрения придерживается и русский ученый Л. Гумилев, сформулировавший так называемый «эффект пассионарности», который заложен в самом человеке. Пассионарии – это активная часть человеческой популяции, импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения. Они часто, действуя ради общего блага, приносят свою жизнь в жертву идеалу.[26]
Сторонники «Интерактивной теории» полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. Персонально вопрос о лидере решается с учетом индивидуальных особенностей кандидата, личностных характеристик других членов коллектива группы (организации), а также сложившейся ситуации и выполняемой задачи.
Теория «Ситуационного лидерства», или групподинамический подход, утверждает, что лидерство – это прежде всего продукт сложившейся в группе ситуации, в которой лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. При умеренно благоприятной ситуации успешнее оказывается лидер, ориентированный на людей.
«Комплексная теория»акцентирует взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в которых осуществляется лидерство.
В российской практике широкое распространение получил коллективный стиль лидерства, предполагающий ответственность лидера перед коллективом, сознательное подчинение лидеру, творческая самодеятельность коллектива, полная демократичность.
Между лидерами и менеджерами существуют определенные различия, которые продиктованы их статусным положением (табл.38)[27]
Таблица 38 Различия в действиях лидеров и менеджеров
Менеджеры | Лидеры |
· Контролируют и минимизируют риск · Действуют · Делают строже правила в организации · Ищут способы развития, а затем следуют им · Координируют усилия сотрудников | · Не боятся риска · Ищут новые возможности · Изменяют правила, делают их демократичнее · Генерируют идеи, ради которых люди готовы работать · Вдохновляют на достижения |
Умение управлять современными организациями, используя весь арсенал менеджмента, позволяет добиваться высоких результатов, благодаря соединению качеств «высокоэффективного менеджера» и лидера. Однако на предприятиях, где наблюдается высокая «заорганизованность», сильное давление менеджеров, чрезмерный контроль обычно наступает спад производства, появляются застойные явления, протестные движения - так, например, как это было на автомобильном заводе «Форд» в г. Всеволожске Ленинградской области.
Новая парадигма управления человеческими ресурсами выдвинула и новые требования к лидерству (табл. 39)
Успешные лидеры XXI века стремятся соответствовать новой реальности, оказывать влияние на окружающих и добиваться изменений, направленных на достижение целей или желаемых результатов.
Лидерство – это повседневный способ деятельности и генерации существенных новаций в любом виде, которые должны быть эффективны, легко распространяемы и широко используемы. Иными словами, неотъемлемым качеством лидера является креативность.
Таблица 39 Новая реальность лидерства
Старая парадигма | Новая парадигма |
· Стабильность · Контроль · Конкуренция · Единообразие · Эгоцентризм · Популизм, преувеличение достижений | · Изменения и антикризисный менеджмент · Делегирование властных полномочий · Сотрудничество · Разнообразие идей и форм, креативность · Более высокие цели, корпоративная социальная ответственность · Деловитость, скромность, конкурентоспособность |
Применительно к экономической деятельности можно выделить несколько общих черт креативного лидера: во-первых, творческую компоненту, имея в виду способность к созданию новых форм или новому сочетанию уже известных элементов; во-вторых, ориентацию на результат, т.е. выгоды, которые может получить организация от креативной деятельности лидера; в-третьих, принципиальный характер креативной идеи, ее ценность. Иначе говоря, в экономическом смысле желаемый результат креативности – повышение эффективности деятельности организации.
Продолжая сравнение менеджмента и лидерства¸ приведем их характеристики, данные представителями различных научных школ, в том числе Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов[28] (см. рис. 48).
Как видно из приведенного сравнения, главная отличительная черта лидера – знания, критическое мышление, креативность. После получения соответствующего образования лидер должен не только обладать, но и уметь создавать новые знания; не только применять на практике существующие теории и наработки, но и быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды и учитывать их в своей деятельности.
Новые знания стали компонентом конкурентного преимущества современной организации (см. рис. 49)