Сравнительное описание основных методов повышения результативности
Метод | Цель метода (или что получает клиент) | Когда используется | Ограничения |
Тренинг | Приобретение конкретных навыков, иногда – изменение отношения к работе | Когда для эффективного выполнения работы исполнителю не хватает знаний и навыков | Необходимость «перенесения» навыков из аудитории в реальность. Не всегда индивидуализированный подход |
Профессиональное консультирование | Решение конкретной проблемы через «покупку» этого решения | Когда проблема находится в определенной «экспертной области» и не может быть эффективно решена внутри организации (отсутствуют время, знания и выгоднее купить решение «на стороне») | Затраты должны быть тщательно просчитаны. Консультантом надо уметь эффективно управлять (что весьма сложно). Как правило, не происходит (или происходит ограниченно) повышение компетентности клиента в отношении способов решения проблемы |
Наставничество | Решение конкретной проблемы через обмен опытом | Когда внутри организации есть сотрудники, компетентные в решении тех или иных вопросов. Когда необходима передача уже накопленного внутри организации опыта от более опытных к менее опытным сотрудникам | В основном, передаются «готовые» решения и «мудрость прошлого». Это редко способствует развитию новых инициатив |
Коучинг | Решение конкретной проблемы через развитие самостоятельности и ответственности за результат у сотрудника | Когда для успеха дела критичны способность сотрудника к новаторству и чувство персональной ответственности за результат | Требует специальных навыков у коуча. Организация должна поощрять самостоятельность, ответственность и предприимчивость сотрудников |
Главные результаты коучинга - это:
1. Построение такой жизнедеятельности, которая позволяет ставить и осуществлять важные личные цели, обрести внутреннюю гармонию. Коуч предлагает стратегии для управления временем, жизненной гармонией и качеством жизни.
2. Обретение силы и усиление жизненной мотивации. Коуч поможет вам сосредоточиться на том, что наиболее важно для вас, и действовать согласно этим ценностям. Воодушевление, мотивация и удовлетворение результатами труда – вот что обычно сопровождает этот процесс.
3. Достижение и увеличение благосостояния за счет личного труда. Ещё Вольтер заметил, что труд освобождает человека от трех великих зол: скуки, порока и нужды. Если мы четко определяем для себя, какие блага мы хотим получить, наша жизнь организуется таким образом, чтобы эти блага нам обеспечить. В результате мы становимся и более счастливыми и более успешными благодаря высоко производительному труду.
4. Преодоление трудностей и барьеров. Часто нам приходится сталкиваться с огромным количеством разнообразных внутренних и внешних препятствий. Благодаря качественно проведенному коучингу, внутренние блоки могут исчезнуть, а внешние блоки – быть преодолены. Это наиболее эффективный путь.
5. Прояснение своих целей и сосредоточение на приоритетах. Если ты четко знаешь, чего именно хочешь от жизни, процесс получения этого становится гораздо проще. Хорошо определенные цели и установки на будущее позволяют нам сосредоточиться на том, что действительно важно именно сейчас.
В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности. В случае, когда человек действует в соответствии с принципами коучинга, он свободен. Свобода появляется именно тогда, когда человек полностью осознал свои желания и стремления; выяснил, где, в каком месте он находится на пути к осуществлению выбранной им цели; наметил пути, с помощью которых он может эту цель достичь, выбрал из всего многообразия намеченных путей свой единственный и стал действовать в соответствии с выработанным им планом для достижения конкретного результата.
Основной принцип коучинга заключается в том, что каждый человек (команда) способен найти оптимальные для себя пути достижения целей и выбрать оптимальный темп движения. Этот принцип применим и для организации в целом.
Исходные положения коучинга базируются на том, что:
· все люди обладают способностью к развитию;
· люди способны изменяться только в тех случаях, когда хотят этого и готовы к этому;
· наши убеждения, относящиеся к собственному потенциалу, прямо связаны с нашей успешностью;
· то, как мы определяем успех, окажет прямое воздействие на наши достижения;
· мы ограничиваем наш потенциал рамками наших убеждений (например, считая, что определенные вещи невозможны из-за внешних или ситуационных барьеров);
· люди учатся только тогда, когда по-настоящему вовлечены в процесс;
· мы можем учиться с помощью всего, что мы делаем, однако обучение происходит только тогда, когда мы мыслим и строим планы на будущее;
· для того чтобы помогать другим, мы должны непрерывно прогрессировать сами.
Характеристики коучинга как технологии.
Коучинг систематичен. Используется строгая последовательность этапов, система подходов и техник. Все правила можно объяснить и понять.
Коучинг целенаправлен. Коуч предлагает исследовать что-то или делать что-то.
Коучинг беспристрастен. В коучинге клиенту не даются оценки его реальности или точки зрения, а предоставляется безопасное пространство, в котором он может свободно высказать свои мысли без каких-либо оценок. Ему не даются ответы, к которым он должен прийти, он осознает что-то новое самостоятельно.
Коуч работает в направлении увеличения осознания, способностей и свободы – свободы выбора клиента. В основном, коучинг проводится в виде диалога между коучем и клиентом. Для клиента просто нужно, чтобы он хотел работать над своими целями. Коуч предлагает клиенту, чтобы он как можно подробнее исследовал обсуждаемую тему и рассмотрел ее со всех сторон. Основной инструмент для этого – вопросы коуча и его заинтересованность в ответах клиента.
Коучинг ориентирован на личность. Коуч в основном работает с мыслями, эмоциями, идеями, выбором, реакциями людей, не меняя их внешнего окружения.
В коучинге большая часть работы заключается в прояснении смыслов, которые клиент вкладывает в тот или иной термин, слово или действие. Его основными инструментами служат: активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы, элементы тренинга и др.
Джон Уитмор в своей книге «Новый стиль менеджмента и управления персоналом» выделяет следующие достоинства применения коучинга в личной и профессиональной деятельности:
· Улучшение продуктивности деятельности. Это главное, для чего применяется коучинг.
· Развитие персонала. Лучшее обучение персонала.
· Коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва от работы», причем этот процесс доставляет радость и удовольствие.
· Улучшение взаимоотношений в коллективе.
· Улучшение качества жизни. Улучшение взаимоотношений и связанный с этим успех изменяют к лучшему всю атмосферу на работе.
· Лучшее использование мастерства и ресурсов людей. Коучинг откроет много не выявленных ранее талантов среди членов группы.
· Многократно возрастают личная эффективность клиента и скорость его продвижения к цели.
· Большая гибкость и адаптивность к изменениям. В будущем потребность к гибкости будет становиться все более ощутимой. Огромная конкуренция на рынке, технологические инновации, высокоскоростные глобальные коммуникации, экономическая неопределенность и социальная нестабильность создают эту потребность в течение нашей жизни. В таких условиях может выжить только гибкий и адаптивный.*
Упрощенно весь процесс коучинга можно изобразить в виде диаграммы, приведенной ниже. Каждая стадия более детально показана на рис. 4.
Коучинг может следовать по «прямому пути» от 1-й до 6-й стадии. Однако во многих случаях можно обнаружить, что для того, что бы достичь своих целей, потребуется несколько раз проходить через 3-ю, 4-ю и 5-ю стадии. Данное обстоятельство связано с целью коучинга, которая заключается в достижении постоянного изменения в поведении, а для этого необходима практика. Таким образом, достижение цели коучинга учеником может потребовать получения богатого опыта и обязательное обсуждение пройденного материала.
В процессе коучинга исследование препятствий, целей, ресурсов и других «составляющих» отношения человека к ситуации является одним из инструментов «нахождения своей игры», то есть своего, уникального способа решения конкретной проблемы сотрудником. Но результатом коучинга всегда является эффективное действие, а не только слова или «понимание».
Коучинг возможен, если сотрудник принимает и реализует самостоятельные решения. Иначе говоря, человек должен обладать правом принятия решений (или влияния на них) и нести ответственность за результат. Подход «делай, как я говорю» или «делай в соответствии с процедурой» редко способствует «присвоению» ответственности за итоговый результат исполнителем и гасит творчество. В ситуации рутинной работы это может быть допустимо, однако если вы ожидаете от сотрудников «олимпийской результативности», и стоящие перед ними задачи новы и амбициозны, необходим подход с позиций коучинга.