Методы обучения на рабочем месте или вне его.
Активное обучение –метод погружения в реальные проблемные ситуации или реальную среду обитания (например, при изучении иностранных языков используется метод погружения в языковую среду).
Активное обучение имеет широкий набор методов. Важное место среди них занимает метод «мозгового штурма»(brain storming)или «мозговой атаки» - один из методов активизации интеллектуально-креативной активизации человеческих ресурсов организации.
Технология мозгового штурма была разработана Алексом Осборном (Alex Osborn - США) в 1950-х годах с целью стимулировать творческие начинания и генерирование идей. Метод основан на накапливании максимально доступного числа различных идей, спонтанно генерируемых всеми участниками процесса. Первоначально метод зародился в Индии и его оригинальное название означает «вне меня» и «вопрос».
Концепция этого метода получила широкое распространение в начале 50-х годов XXв. Основная его задача – выявление новых идей, систематическая тренировка творческого мышления.
Мозговая атака (МА) основана на гипотезе о существовании среди большого числа идей нескольких полезных для решения возникшей конкретной проблемы. Поэтому целью мозговой атаки является выявление этих идей, способных решить данную проблему.
Методы этого типа относятся к числу наиболее эффективных приемов продуцирования новых идей, коллективного поиска нетрадиционных путей решения проблемы (известны также под названием коллективной генерации идей).
При проведении МА необходимо придерживаться определенных правил, суть которых сводится к следующему:
- чтобы достичь результата, необходимо создать атмосферу свободного мышления, возможности высказывания любых суждений, если они даже кажутся на первый взгляд абсурдными;
- не допускать критики;
- не прекращать обсуждать ни одну идею, высказывать как можно больше идей, продуцировать цепную реакцию идей;
- поощрять и вызывать ассоциативное мышление.
Предлагаемая к обсуждению проблема должна быть четко сформулирована. На этой стороне дела следует остановиться более детально, поскольку от правильной постановки проблемы зависит и соответствующее ее решение.
Проблемы возникают и формулируются на основе проблемных ситуаций. В ходе проведения исследований развития науки, техники, производственных, технических социально-экономических и других систем и процессов в природе и обществе обнаруживаются все новые и новые проблемные ситуации. Появление любого нового знания влечет за собой новые проблемные ситуации, происходит непрерывная проблематизация полученных результатов исследований. Иначе говоря, новые знания порождают и новые проблемы.
Появляющиеся таким образом проблемные ситуации представляют собой противоречивое единство известного и неизвестного. Отсюда возникает необходимость в нахождении недостающих (непознанных) элементов и по отношению к ним формулируются проблемы, требующие ответа на вопрос: что представляют собой эти элементы, какова их природа, свойства, причины и т.д.?
Сформулированная таким образом проблема становиться ядром проблемной ситуации, стягивающим к себе все известные компоненты. Проблемная ситуация чаще всего существует в виде противоречий между теми или иными элементами знания, существующим порядком вещей (отношений) и новыми требованиями (например, требования рабочих об изменении режима работы на конвейере, улучшении условий труда и т.д.). Но все это свидетельствует лишь о наличии какого-то неблагополучия в системе отношений (знания) до тех пор, пока не будет четко сформулирована проблема, требующая решения (устранения противоречий).
Профессиональный инструктаж –метод обучения, представляющий собой сочетание рассказа и показа – объяснений и демонстрации. В процессе обучения используются видеоматериалы, схемы, диаграммы и другие наглядные пособия.
Задание для самостоятельной работы –используется в качестве формы обучения для проверки знаний и их использования. Например, обучающемуся предлагается разработать бизнес-план на избранную тему или составить аналитический отчет по кадровому аудиту, проведенному в конкретной организации.
Разработка проекта –форма задания обучающемуся, при выполнении которого необходимо показать полученные знания и умения использовать их на практике. Например, в виде разработанной проектной документации.
В соответствии с Государственным стандартом, документация, в зависимости от ее предназначения, делится на проектную, рабочуюиинформационную(табл.. 35). При этом каждая из стадий проектной документации может содержать ноу-хау.
Табл. 35. Стадии проектной документации
Наименование документа | Содержание документа |
Техническое предложение | Вид проектной конструкторской документации, содержащей технико-экономическое обоснование целесообразности разработки изделия (продукта) и уточняющего требования к его изготовлению, полученные на основании анализа технического задания и проработки вариантов возможных технических решений изделия. |
Эскизный проект | Вид проектной конструкторской документации на изделие, (продукт), содержащей принципиальные конструкторские решения, дающей общее представление о конструкции и принципе работы изделия, определяющие его соответствие назначению и маркетинговые характеристики. |
Технический проект | Вид проектной конструкторской документации на изделие, содержащей окончательные технические решения, дающей полное представление о конструкции разрабатываемого изделия и включающей данные, необходимые и достаточные для разработки рабочей конструкторской документации. |
Предварительный проект | Технологическая документация, предназначенная для изготовления и испытания макета изделия и/или его составных частей на основании конструкторской документации, выполненной на стадиях эскизного и технического проектирования. |
Разработка реального проекта требует высокого уровня обучения, и выполняются такие задания часто коллективом обучающихся.
Направленное чтение –может быть полезным способом получения знаний при условии понимания обучающимися полезности рекомендованных книг, а также неотвратимости наказания за невыученный урок (непочтенную книгу).
Обучение с использованием вычислительной техники и информационных технологий –это форма индивидуального обучения с использованием новых технологий в сфере образования. Иногда этот метод называется дистанционным обучением. При этом широко используются интерактивное видео, Интернет.
Интерактивное видео основано на слиянии двух технологий обучения: и использованием ВТ и видео, что, в конечном счете, дает высокий эффект. Интерактивное видео индивидуально, доступно в любом порядке.
Мультимедийное обучение –это комплексная организационная система, которая объединяет видео средства, учебники, графики, фотографии, анимацию, которые в совокупности создают активную компьютерную программу. В подобных программах широко применяются различные подходы к обучению, усиливающие друг друга. Обучающиеся могут работать в режиме «on-line», что позволяет повышать концентрацию внимания и улучшить запоминание информации. Этот метод эффективен при проведении практических занятий, моделировании, обучении управления людьми и регулирования межличностных отношений.