Подбор и расстановка работников

Подбор и расстановка персонала являются одной из основных функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации. Эти функции осуществляет непосредственно руководитель организации. При этом они протекают в неразрывной связи с обучением, воспитанием и оценкой деятельности кадров. Подбором кадров занимаются все руководители – от низшего структурного подразделения до директора. Подбор кадров сопровождается их расстановкой в соответствии с деловыми качествами. От качества подбора и расстановки кадров зависит эффективность работы организации.

Под подбором и расстановкой персонала понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающим требованиям содержания выполняемой работы, с другой стороны. При этом преследуются две цели – формирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений и создание условий для профессионального роста каждого работника. Подбор кадров представляет собой процесс их изучения в целях определения пригодности выдвигаемых кандидатов для выполнения функциональных обязанностей по этой или другой должности. Кандидатами для замещения вакантных должностей могут быть работники как данной, так и других организаций.

Процесс подбора кадров включает в себя следующие этапы:

· сбор и обработка информации о возможных кандидатах;

· оценка необходимых качеств и составление характеристик по каждому кандидату;

· сопоставление всей совокупности качеств кандидата с требованиями, предъявляемыми к выполнению функций по данной должности;

· сравнение качеств кандидатов между собой и выбор того, кто больше других подходит для замещения вакантной должности;

· назначение кандидата на должность.

Расстановка кадров – это распределение имеющегося персонала по подразделениям аппарата управления и другим подразделениям с учетом требований, где они наиболее эффективно могли бы работать. Расстановка логически предшествует подбору, хотя практически осуществляется одновременно. Должностное положение работников при расстановке не меняется, т.к. при ее осуществлении происходит рациональное распределение работников, занимающих аналогичные должности в разных отделах управления в интересах работы и самого работника.

Подбор и расстановку кадров рекомендуют осуществлять с соблюдением следующих принципов:

- соответствие кандидата данному участку или объекту работы;

- сочетание старых опытных руководителей и молодых кадров;

- соответствие качеств кандидата данному состоянию объекта;

- сочетание необходимых для работы качеств руководителя и его ближайших помощников.

Принцип соответствия кандидата данному объекту или участку предполагает, что подбираемый кандидат длен иметь достаточные знания и опыт в области предстоящей работы и постоянно их совершенствовать в процессе своей деятельности. Принцип сочетания старых опытных руководителей и молодых кадров предполагает сочетание опыта и активных действий на основе современной науки. Подбор и расстановка кадров предусматривает планирование служебной карьеры, исходя из оценки потенциала индивидуального вклада, возраста работников, производственного стажа, квалификации и наличия рабочих мест. Обычно при подборе кандидатов используют не один метод, а целый комплекс различных методов, направленных на всестороннюю оценку кандидатов. Комплексная система отбора может включать в себя следующие методы: предварительный отбор (анализ резюме, предварительного интервью и т.д.); сбор информации о кандидате; личностные анкеты; групповые оценки; собеседование.

Профессиональный отбор кадров в организации является одним из наиболее важных этапов подбора персонала и включает следующие этапы:

- создание кадровой комиссии;

- формирование требований к рабочим местам;

- объявление о конкурсе в СМИ;

- медицинское обследование здоровья и работоспособности кандидатов;

- оценка кандидатов на психологическую устойчивость;

- анализ увлечений и вредных привычек кандидатов;

- комплексная оценка кандидатов по рейтингу и формированию окончательного списка;

- заключение кадровой комиссии по выбору кандидатуры на вакантную должность;

- утверждение в должности, заключение трудового договора.

При подготовке и проведении процесса отбора необходимо помнить, что не только организация отбирает работников, наилучшим образом соответствующих установленным критериям, но и кандидаты, участвующие в отборе, так же принимают решения о том, насколько привлекательно для него данное место работы.

Работа по контракту

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее заработок).

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Занятыми считаются граждане:

· работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие личную и иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

· зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

· проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, МЧС, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

· занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

· выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

· проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее органы службы занятости);

· временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

· являются учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных правоотношений этих организаций.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.

Безработными не могут быть признаны граждане:

· не достигшие 16-летнего возраста;

· которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно;

· отказавшиеся, в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

· не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органах службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

· осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

· представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органам службы занятости с учетом развития общественного транспорт в данной местности.

Формы занятости– это организационно-правовые способы и условия трудоиспользования.

По форме занятости следует, прежде всего, различать занятость с режимом полного рабочего дня и занятость с режимом неполного рабочего дня или неполной рабочей недели.

Регламентированная продолжительность полного рабочего дня в настоящее время для работ в нормальных условиях труда составляет 40 часов в неделю (для работников в возрасте от 16-18 лет – 36 часов в неделю, в возрасте от 15-16 лет – 24 часа).

Неполная занятость рассматривается как социальное явление, вызванное:

- необходимостью для отдельных групп работать неполный рабочий день;

- необходимостью сдерживать нарастание безработицы.

К специальным формам занятости относятся: занятость на условиях надомничества; вахтово-экспедиционный метод занятости; совместительство; занятость в трудовых семестрах учащихся дневной формы обучения; занятость в условиях гибкого рабочего времени.

Один из способов занятости населения – это работа по контракту. Контракт- это коммерческий договор по поводу купли-продажи рабочей силы и ее использования. В контракте определяется предмет договора. Контракт позволяет индивидуализировать трудовые условия с учетом особенностей квалификации работников, деловых качеств, уникальных способностей работника, специфики выполненных работ, это очень важно для творческого труда. В контрактах конкретизируется срок, на который устанавливаются трудовые отношения. Трудовые отношения устанавливают характер предстоящей работы, даты начала и окончания работы, оплата труда и возможности их изменения в зависимости от достигнутых результатов.

Все мероприятия в области занятости группируются по двум направлениям: пассивная политика занятости и активная политика занятости.

Пассивная политика занятости включает в основном следующие мероприятия:

· субсидирование занятости (субсидии в сферу регулирования занятости в частном секторе; поддержка безработных, открывающих собственное дело; субвенция на создание дополнительных рабочих мест в районных, где сложилась чрезвычайная ситуация на рынке труда; льготное кредитование);

· оформление досрочного выхода на пенсию при условии наличия обязательного уровня трудового стажа, дающего право на получение пенсии в полном размере, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока на пенсию;

· социальная защита, классическим примером которой является выплата пособий по безработице; их размер дифференцирован по категориям граждан, времени нахождения в статусе безработного и установленным минимумом заработной платы.

В рамках активной деятельности политики занятости приоритетными направлениями являются:

· содействие в трудоустройстве граждан;

· профессиональное обучение и консультирование;

· гибкие формы занятости;

· квотирование рабочих мест (определение минимальной численности работников, подлежащих устройству в данной организации);

· организация общественных работ;

· содействие временной занятости.

Нацеленность политики занятости главным образом на выплату денежных пособий становится обременительной для общества. Стержнем политики занятости должна быть, прежде всего, ориентация на предоставление лицам, потерявшим работу, возможностей найти место в условиях рынка, побуждение их к поиску рабочего места путем установления временных и финансовых рамок материальной помощи и т.д.

Важнейшими направлениями государственной политики занятости в отношении граждан, потерявших работу, являются:

- опережающее переобучение и переподготовка;

- увеличение масштабов общественных работ и временной занятости;

- профессиональная ориентация и психологическая подготовка.

В целом общеэкономическую, бюджетную и кредитную политику следует направить на повышение инвестиционной активности и реализацию важнейших целевых программ, обеспечивающих создание новых рабочих мест для трудоустройства высвобождаемых работников и молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, усилить социальную защиту тех организаций, которые поставлены перед угрозой применения процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) организаций.

Тематика рефератов

1. Анализ текущей демографической ситуации региона (на примере …)

2. Перспективы демографического развития России: анализ демографической политики

3. Миграционные процессы на примере

4. Урбанизация в России: история и перспективы

5. Современное состояние рынка труда (на примере региона или отрасли)

6. Рынок образовательных услуг (на примере региона)

7. Специфика подготовки квалифицированных рабочих кадров в России

8. Зарубежный опыт подготовки рабочих кадров

9. Современный этап государственной политики на рынке труда РФ

10. Использование современных источников поиска и подбора персонала

11. Сравнительный анализ внутреннего и внешнего рынка труда при подборе персонала (на примере компании…)

Вопросы к обсуждению

1. Одним из вариантов занятости работников является их перевод на надомный режим работы. Суть его заключается в том, что работники работают дома, выполняя поставленный перед ними на период объем работы. Соответственно, на рабочем месте они появляются достаточно редко.

Предположим, перед вами стоит задача перевести на подобный режим работы группу сотрудников, занимающихся разработкой программного обеспечения в специализированной компании. Уместна ли такая форма занятости для этой группы работников? Если да, пропишите последовательность действий, которые необходимо предпринять для реализации этой идеи.

2. На основании данных переписи населения РФ, приведенных в Разделе 2 (либо полной версии, расположенной на сайте www.gks.ru), проанализируйте изменение демографической ситуации в России в межпереписной период. Каким образом

- изменилось регионально распределение населения РФ;

- изменилась структура городского и сельского населения РФ;

- развивается процесс урбанизации/деурбанизации в РФ;

- изменилась гендерная структура населения РФ.

Какие причины, на Ваш взгляд, лежат в основе этих изменений?

3. Проанализируйте текущий этап реализации демографической политики РФ. На Ваш взгляд, какие элементы необходимо добавить в процесс ее реализации, чтобы повысить эффективность мероприятий? Насколько эффективна современная демографическая политика?

4. Ниже приведены примеры головоломок, применяемых компанией Microsoft и другими предприятиями для отбора персонала. Попробуйте ответить на них. Насколько применение подобных задач эффективно, на Ваш взгляд, в процессе отбора и найма персонала?

Вопросы–головоломки компании Microsoft при приеме на работу

1. Как можно взвесить реактивный пассажирский самолет, если его нельзя поместить на весы?

2. Почему крышки канализационных люков круглые, а не квад­ратные?

3. Почему в зеркале меняются местами правое и левое направле­ние, а не верх и низ?

4. В какую сторону должен поворачиваться ключ в замке, запираю­щем дверцу автомобиля, когда замок открывают?

5. Почему, когда вы в гостинице открываете кран с горячей водой, из него сразу течет горячая вода, а в жилых домах сначала течет теплая?

6. Если вы плывете в лодке и выбросите из нее в воду чемодан, поднимется или опустится уровень воды?

7. Сколько всего в мире настройщиков пианино?

8. Сколько всего бензоколонок в Соединенных Штатах?

9. Сколько весит весь лед на хоккейном катке?

10. Если бы нужно было упразднить один из штатов США, какой из них вы бы выбрали?

11. Сколько таких мест на земном шаре, где, если вы пройдете одну милю на юг, затем одну на восток, потом еще одну на север, вы вернетесь в то же место, откуда вышли?

12. Сколько раз в течение дня перекрываются часовая и минутная стрелки часов?

13. У Майка и Тодда на двоих — 21 доллар. У Майка на 20 долларов больше, чем у Тодда. Сколько денег у каждого из них? В ответе нельзя использовать дроби.

14. Сколько раз в среднем вам понадобится открыть наугад телефон­ный справочник Манхэттена, чтобы найти нужный вам номер?

15. Как можно разрезать прямоугольный торт на два равных куска после того, как из него уже вырезан один прямоугольный ку­сок? Этот кусок может быть любого размера и ориентации. Раз­решается сделать только один прямой разрез.

16. Предложите конструкцию полки для баночек со специями, ко­торой будет удобно пользоваться слепому человеку.

17. Каким образом вы сможете отыскать нужную вам книгу в боль­шой библиотеке, если там нет систематизированного каталога и нельзя рассчитывать на помощь библиотекаря?

18. Предположим, что вы поступили работать налоговым инспек­тором. Ваше первое задание — выяснить, не мошенничает ли при уплате налогов фирма, которая предоставляет услуги нянь для присмотра за детьми. Как вы его выполните?

19. У вас есть восемь биллиардных шаров. Один из них «дефект­ный» — он тяжелее, чем остальные. Как можно за два взвеши­вания на весах без гирь определить дефектный шар?

20. У вас есть пять баночек с пилюлями. В одной из баночек все пилюли «испорчены». Это можно определить только по весу. Все «нормальные» пилюли весят по 10 граммов, а «испорченные» — 9 граммов. У вас есть весы, и можно сделать только одно взвешивание. Как можно определить, в какой из баночек «испорченные» пилюли?

21. В трех углах равностороннего треугольника находится по му­равью. Каждый из муравьев начинает двигаться в другой слу­чайно выбранный угол по прямой. Какова вероятность того, что ни один из муравьев не столкнется с другим муравьем?

22. Четыре собаки находятся в углах большого квадрата. Каждая из собак начинает преследовать другую собаку, расположенную от нее по ходу часовой стрелки. Все собаки бегут с одинаковой ско­ростью, причем они постоянно меняют направление своего дви­жения так, чтобы преследовать строго по прямой ту собаку, за которой гонятся. Сколько, времени пройдет, пока собаки пой мают друг друга? Где это произойдет?

23. Из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк отправляется поезд с постоянной скоростью 15 миль в час. Одновременно из Нью-Йорка в Лос-Анд­желес по тому же пути отправляется встречный поезд со скорос­тью 20 миль в час. В тот же самый момент из Лос-Анджелеса с вокзала вылетает птица и летит строго над железнодорожной колеей по направлению к Нью-Йорку со скоростью 25 миль в час. Как только она долетает до поезда, вышедшего из Нью-Йорка, она не­медленно разворачивается и летит в обратную сторону с той же скоростью, пока не встретится с поездом, вышедшим из Лос-Анд­желеса, после чего снова разворачивается и летит в обратном на­правлении. Так она летает туда и обратно между двумя поездами, пока они не столкнутся. Какое расстояние пролетит птица?

24. У вас два сосуда и 100 шариков, пятьдесят из которых красные, а вторая половина — синие. В случайном порядке выбираете один из двух сосудов, из которого затем случайно выбирают и достают один шарик. Каким образом распределить шарики по сосудам так, чтобы вероятность достать красный шарик была максимальной? (Все сто шариков нужно положить в сосуды.) Какой будет вероятность случайного выбора красного шарика, если использовать вашу схему?

25. У вас есть два ведра емкостью 3 литра и 5 литров и неограниченный запас воды. Как можно отмерить точно 4 литра воды?

26. Один из ваших работников настаивает на том, чтобы ему пла­тили золотом. У вас есть золотой слиток, стоимость которого соответствует семидневной зарплате этого сотрудника. Он уже размечен на семь равных кусков. Если вам разрешили сделать всего два разреза слитка, а работнику нужно платить в конце каждого дня, как можно решить эту проблему?

27. У вас есть b коробок и n банкнот в один доллар. Распределите деньги по коробкам, которые затем запечатают так, чтобы, не открывая коробки, вы могли выплатить любую целую сумму долларов, начиная с нуля долларов и заканчивая n. Какими долж­ны быть ограничения для значений b и n?

28. У вас баночка, в которой драже трех цветов: красного, зеленого и синего. Вам нужно с закрытыми глазами взять из баночки только два драже так, чтобы они оказались одного цвета. Сколько драже вам нужно достать, чтобы быть уверенным, что среди них есть два одинакового цвета?

29. У вас три корзины с фруктами. В одной из них — только ябло­ки, в другой — только апельсины, наконец, в третьей — и яблоки, и апельсины. Вы не видите, какие фрукты внутри корзин. На каждой корзине есть хорошо заметный ярлык, но информа­ция на нем неверна. Вам разрешено с закрытыми глазами вы­нуть из одной корзины один фрукт и потом рассмотреть его. Как можно определить, что в каждой из корзин?

30. В деревне, где живет пятьдесят семейных пар, каждый из мужей изменял своей жене. Каждая из женщин в этой деревне, как толь­ко кто-то из мужчин изменил своей жене, немедленно узнает об этом (все знают, как быстро распространяются сплетни в малень­ких городках), если только это не ее собственный муж (о своих бедах каждый узнает последним). Законы этого городка требуют, чтобы женщина, получившая доказательства неверности своего мужа, убила его в тот же день. Ни одна из женщин не может слушаться. Однажды королева, славящаяся своей непогрешимо­стью, приезжает в городок. Она объявляет жителям, что по крайней мере один из мужчин городка совершил супружескую измену. Что произойдет?

4. Какие экономические показатели Вы предложите для анализа внутреннего рынка труда предприятия и его эффективности? В чем будут основные преимущества внутреннего рынка труда для работника, а в чем – для работодателя?

5. В каких областях деятельности внутренние рынки труда доминируют в системе рына труда предприятия, т.е. имеют более важное значение по сравнению с внешними? Можно ли рассматривать их как основу рынка труда предприятия?

6. Сформулируйте список наиболее активно используемых на сегодня источников найма и подбора персонала. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее эффективны с точки зрения работодателя?

Литература

1. Горелов Н.А., Алиев И.М., Ильина Л.О. Экономика труда: учебник. – М.: Юрайт-издат, 2001г. – С. 671

2. Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами. – М.: Феникс, 2008. – С. 412

3. Паундстоун Уильям. Как сдвинуть гору Фудзи? Подходы ведущих мировых компаний к поиску талантов / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004

4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Изд-во «Классика XXI».


Наши рекомендации