Классификация факторов внешней среды
1. Факторы внешней среды прямого воздействия
1.1. Поставщики.
Поставщиками для фирмы являются организации или другие фирмы, обеспечивающие ее различными ресурсами. В зависимости от вида ресурса выделяются:
а) поставщики сырья и материалов;
б) поставщики оборудования и энергии;
в) поставщики капитала (банки, финансовые структуры, акционеры, частные лица, государственные структуры, коммерческие и некоммерческие организации);
г) поставщики трудовых ресурсов (службы занятости, государственные и коммерческие структуры, учебные заведения и др.).
1.2. Потребители.
Классификация потребителей:
а) непосредственные потребители: отдельные лица, домашние хозяйства, приобретающие товары и услуги для личного пользования;
б) фирмы-производители, получающие товары и услуги для производственных целей;
в) фирмы-посредники («промежуточные продавцы»), приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи;
г) бюджетные организации и учреждения, покупающие товары и услуги для использования в своей сфере деятельности;
д) иностранные потребители, приобретающие товары и услуги для личного и производственного потребления.
1.3. Конкуренты
Конкуренты – один из наиболее динамичных внешних факторов. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют, какую продукцию и по какой цене нужно производить и реализовывать.
Классификация конкуренции:
а) конкуренция между продавцами;
б) конкуренция товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены - (конкуренция товаров);
в) конкуренция между поставщиками;
г) конкуренция между покупателями, связанная с экономическими возможностями и рыночным потенциалом покупателей;
д) появление на рынке новых конкурентов.
Конкуренты ведут борьбу не только за потребителей, но и за материальные и трудовые ресурсы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию во многом зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.
1.4. Контактные аудитории
Контактные аудитории - это внешние силы, которые оказывают непосредственное воздействие на принятие решений фирмы и преследуют интересы, связанные с ее деятельностью:
а) государственные учреждения надзора и регулирования предпринимательской деятельности;
б) средства массовой информации (рекламные агентства, газеты, журналы, радиостанции и телецентры);
в) общественные организации (профсоюзы, гражданские группы общественного мнения и др.);
г) местные контактные аудитории (общины, религиозные организации и др.).
2. Факторы внешней среды косвенного воздействия
Среда косвенного воздействия включает факторы, которые могут не оказывать немедленного прямого воздействия на функционирование фирмы, но отражаются на результатах ее деятельности.
2.1. Государственно-политические факторы:
а) фактор политической стабильности. Политическая ситуация в стране оказывает влияние на экономическую обстановку в целом, так как способы управления экономикой во многом есть результат реализации политических целей и задач находящегося у власти правительства;
б) фактор государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственная поддержка, с одной стороны, может стимулировать деятельность фирмы (субсидии, налоговые льготы, кредиты, юридические услуги), с другой - действия государства могут быть ограничивающими, запрещающими (обеспечение производственной безопасность, качество товаров и др.);
2.2. Экономические факторы.
Инфляция сокращает покупательную способность потребителей и реальный спрос на товары и услуги; новые налоги изменяют распределение доходов, приводят к переменам в покупательной способности фирм и населения; уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предпринимательские структуры; уровень занятости определяет наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы персонала и т.д.
2.3. Социально-демографические факторы.
Социально-демографическая среда включает две группы факторов, оказывающих наибольшее воздействие на производственно-хозяйственную деятельность фирм: социокультурные и демографические.
а) Социокультурная среда отражает уровень жизни различных групп населения, стиль жизни, привычки, нравственные и этические нормы, религиозные основы общества. Все эти факторы социально-культурной среды влияют на поведение покупателей и, соответственно, могут влиять на спрос на отдельные товары и услуги. Например, пропаганда здорового образа жизни создала большие возможности для фирм, производящих и продающих спортивное снаряжение, одежду для отдыха, но при этом пострадали фирмы, предлагающие табачные изделия.
б) Демографические факторы связаны с изменениями в обществе и отражают:
- изменения численности населения (прирост населения, снижение рождаемости, повышение уровня смертности);
- изменения в возрастном и половозрастном структурном составе населения.
Тенденции в возрастной и половозрастной структуре должны учитывать предприниматели, производящие и реализующие новые виды (марки) изделий. Темпы рождаемости и связанные с этим социальные меры по защите материнства также могут повлиять на рынок товаров и услуг. Рост численности пенсионеров, одиноких людей ведет к появлению многочисленных фирм, занимающих определенные ниши на рынках бытовых услуг, оздоровительных мероприятий, отдыха.
2.4. Международные факторы.
Международные события большого значения (крупные политические события, войны, катастрофы и т.д.) оказывают косвенное влияние на деятельность и выживание фирм в различных странах, выходящих на мировые рынки.
2.5. Научно-технологические факторы.
Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который активно воздействует на предпринимательство(например, в области компьютеризации, информационных технологий и т.д.). Причем новые технологии могут привести как к повышению конкурентоспособности продукции фирмы, так и к ее снижению, если большего успеха в их разработке и применении добился конкурент.
Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты производятся и покупаются, на скорость старения продуктов, на получение информации о том, какие виды продуктов ожидают потребителей той или иной фирмы, т.е. технологические нововведения влияют на процесс производства, его развитие, обновление и совершенствование. Технологические изменения существенно влияют на изменение численности и качественный состав рабочей силы.
2.6. Правовые факторы.
С помощью законов и иных нормативных актов регулируется экономическое поведение фирм и их взаимоотношения с контрагентами - поставщиками, потребителями и персоналом. Законодательные акты определяют уровень налогов, таможенных пошлин, деятельность кредитно-финансовых структур. В правовых актах государственных органов могут устанавливаться и льготные условия функционирования фирм (например, в малом предпринимательстве).
2.7. Физико-географические факторы - наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности; физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций.