Основные направления усиления государственной поддержки малого бизнеса
Для обеспечения устойчивого развития малого бизнеса требуются шаги по преобразованию нормативно-правовой и институциональной среды. Это включает существенное продвижение в создании законодательной базы и механизмов правоприменения, обеспечивающих эффективное взаимодействие предприятий как между собой, так и с органами власти.
Основным инструментом реализации государственной политики усиления поддержки малого бизнеса является Федеральная программа государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации на 2002-2004 гг.
Программа включает комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого бизнеса и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В ней учитывается опыт предшествующих программ. В то же время данная Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной поддержки малого бизнеса и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на федеральном уровне на средне- и долгосрочную перспективу.
Основная цель Программы ¾ обеспечение условий интенсивного роста и выравнивания потенциала развития малого бизнеса в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды. Достижение цели предполагает реализацию соответствующих задач по шести направлениям усиления государственной поддержки предпринимательской деятельности:
· совершенствование внешней среды развития малого бизнеса;
· развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого бизнеса;
· развитие бизнеса и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
· статистическое и научно-аналитическое обеспечение малого бизнеса и его государственной поддержки;
· реализация региональных и специальных программ в сфере малого бизнеса;
· международное сотрудничество в области малого бизнеса.
В число основных задач социально-экономической политики государства на современном этапе входит улучшение предпринимательского климата. В связи с этим главные усилия в рамках выполнения Программы будут направлены на реализацию мер по созданию разумных и стабильных нормативно-правовых условий функционирования малого бизнеса.
Приоритетным направлением налоговой политики в отношении субъектов малого бизнеса станет ее смягчение, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности.
Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию малыми предприятиями имеющихся ресурсов. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую рыночной среде.
В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. Укрепление системы финансово-кредитного обеспечения субъектов малого бизнеса, охватывающей региональные и муниципальные фонды его поддержки, повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого бизнеса, обеспечит выработку и проведение последовательной государственной политики по финансированию его развития.
Основные мероприятия по созданию эффективной кредитно-финансовой системы, распространению финансовых технологий направлены на разработку нормативной и методической базы для гарантийных кредитно-финансовых схем, венчурного финансирования, взаимного кредитования и страхования, на их практическое внедрение. Эти меры должны способствовать развитию инвестиционно-кредитных рынков и стимулированию направления средств на финансирование малых предприятий.
Одной из приоритетных задач является повышение занятости и снижение уровня безработицы населения, особенно в проблемных муниципальных образованиях, остро переживающих последствия экономической трансформации. Реализация этой задачи предполагает разработку методических основ для обучения предпринимательской деятельности; подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого бизнеса; создание системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов действующих малых предприятий; развитие институтов повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы малого бизнеса.
Серьезной задачей остается включение бизнесменов в систему современного информационного обмена, в том числе дистанционного, что позволит значительно улучшить условия и эффективность их работы. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на создание сети конъюнктурной информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг в различных регионах России и за рубежом, которая содействовала бы усилению межрегионального обмена товарами, услугами и выходу субъектов малого бизнеса на внешний рынок.
В целях сохранения и развития научно-технического потенциала страны, повышения инновационной активности малых предприятий Программа предусматривает дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для коммерциализации результатов научных разработок и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции. Программа предусматривает также развитие средств обеспечения предприятий научно-технической сферы правовой, финансовой, экономической и иной информацией с использованием Интернет-ресурсов.
В задачи международного сотрудничества в сфере малого бизнеса включены разработка и реализация программ сотрудничества с государствами ¾ участниками СНГ; сотрудничество в области поддержки малого бизнеса в рамках соглашений между МАП России, министерствами и ведомствами зарубежных стран, Федеральным фондом поддержки малого бизнеса и структурами государственной поддержки малого бизнеса зарубежных стран, международными организациями; участие в подготовке и реализации международных проектов технического содействия развитию малого бизнеса в Российской Федерации; содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий; участие в работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами.
Параллельно с этим будут осуществляться мероприятия по внедрению прогрессивных финансовых технологий, позволяющих привлекать внебюджетные ресурсы и финансировать программные мероприятия, что должно снижать нагрузку на бюджеты различных уровней.
В результате реализации Программы количество зарегистрированных малых предприятий должно превысить 1 млн. Удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достигнет 20% экономически активного населения, или около 14,5 млн. человек в абсолютном выражении. Для достижения этих целевых ориентиров необходимо обеспечить среднегодовые темпы роста количества зарегистрированных малых предприятий на уровне 4,5% в год, а прироста занятости в малом секторе ¾ на уровне 8% в год. Вклад малого бизнеса в ВВП возрастет до 14-15%.
Приоритеты в развитии малого бизнеса и основные стратегические меры по его государственной поддержке на среднесрочную перспективу отражены в Концепции развития малого бизнеса в Российской Федерации до 2010 г., которую МАП России разрабатывает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями предпринимателей.