Правовое обеспечение деятельности малого бизнеса
Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации обеспечивается системой правовых актов, включая Конституцию РФ, ряд федеральных законов, в том числе «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации», указы Правительства РФ.
Для эффективного функционирования действующих и вновь создаваемых малых предприятий необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфические условия работы субъектов малого бизнеса, их взаимоотношения с органами власти и другими хозяйствующими субъектами.
Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей являются основными направлениями экономической деятельности государства, направленными на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в стране.
В течение 2000 г. и в начале 2001 г. заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводилась работа по следующим направлениям:
· совершенствование специального законодательства, регулирующего вопросы поддержки малого бизнеса;
· законодательное обеспечение снижения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
· совершенствование налогового законодательства;
· приведение в соответствие с федеральным законодательством актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования предпринимательской деятельности.
МАП России представило в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О государственной поддержке малого бизнеса Российской Федерации"». В проекте уточняются критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в сельском хозяйстве, промышленности, научно-технической сфере, внесены поправки по определению правовых параметров взаимодействия органов государственной власти с кредитными кооперативами.
В Правительство Российской Федерации представлен проект федерального закона «О кредитной кооперации», разработанный Минсельхозом России. Принятие законопроекта было призвано ослабить остроту проблемы кредитования малого бизнеса в целом и в сельскохозяйственном производстве в частности. Развитие кредитной кооперации позволит за счет средств населения и самих предприятий создать систему реального микрофинансирования субъектов малого бизнеса.
Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти МАП России разработало проект федерального закона «О взаимном страховании». Законопроект включает комплекс мер по созданию благоприятной правовой среды, частичному обеспечению системы страхования малого бизнеса государственными гарантиями, а также созданию и развитию обществ взаимного страхования.
Парламент Российской Федерации принял федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных бизнесменов при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц». Указанные законы, проекты которых разработаны Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в настоящее время являются наиболее актуальными для малого бизнеса как наименее защищенного сектора предпринимательской деятельности.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц для индивидуальных бизнесменов при проведении государственного контроля (надзора)» призван обеспечить регламентацию деятельности органов государственной исполнительной власти в части проведения проверок хозяйствующих субъектов целях устранения административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В нем коренным образом пересмотрены подходы к контролю над деятельностью предприятий, предусмотрена имущественная ответственность органов государственного контроля (надзора) в случае совершения противоречивых действий. Существенно ограничено количество оснований для проведения внеплановых проверок, разработан механизм контроля проведения проверок со стороны бизнесменов путем ведения журнала контроля проверок для хозяйствующих субъектов.
Принятие федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» позволит обеспечить осуществление единой государственной политики в области лицензирования, упростить вхождение на рынок новым хозяйствующим субъектам и создать условия для стабильной работы предпринимательских структур. Закон существенно сокращает количество лицензируемых видов деятельности и упрощает единый порядок лицензирования на территории Российской Федерации, что в итоге устраняет необоснованные ограничения и административные барьеры свободному использованию своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
Новый подход к созданию хозяйствующих субъектов заложен в федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц». Закон вводит принцип регистрации «в одном окне» ¾ в одном регистрационном ведомстве и ограничивает срок регистрации пятью днями. Основанием для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных федеральным законом документов, необходимых для регистрации, либо представление документов в ненадлежащий регистрационный орган.
Проведен анализ законодательных актов с целью выявления их актуальности и принято постановление Правительства Российской Федерации № 897 от ноября 2000 г. «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам малого бизнеса».
Для реализации мер по совершенствованию законодательства, направленных на государственную поддержку бизнеса, МАП России были разработаны проекты федеральных законов: «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О естественных монополиях"», «О государственной помощи», «О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"».
Совершенствование правового регулирования предпринимательской деятельности требует постоянного мониторинга действующего законодательства, в том числе в регионах, для выявления законодательных ограничений, препятствующих свободе бизнеса, анализа и устранения административных барьеров.
МАП России совместно с Ресурсным центром малого бизнеса проводит мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации, в том числе на соответствие антимонопольному законодательству. Нередко нормотворческие инициативы региональных властей скорее ограничивают, чем развивают предпринимательскую активность. В таких случаях министерство принимает меры по устранению допущенных нарушений, препятствуя развитию негативных тенденций.
МАП России считало целесообразным предусмотреть в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» возможность направления на поддержку малого предпринимательства средств от приватизации федерального имущества, полученных сверх установленного бюджетного задания. Необходимо разработать порядок расходования указанных средств, предусмотрев их выделение субъектам малого бизнеса на конкурсной основе в целях обновления основных фондов и пополнения оборотных средств с предоставлением отсрочки платежей либо с последующим списанием выделенных средств при надлежащем выполнении условий конкурса.
Для обеспечения доступа малых предприятий на рынок недвижимости необходимо разработать упрощенный порядок передачи субъектам малого бизнеса федерального имущества, в том числе высвобождаемого в ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Предоставление имущества целесообразно проводить на конкурсной основе с привлечением в конкурсные комиссии представителей территориальных органов МАП России, Минимущества России и общественных объединений предпринимателей.
Отношения в налоговой сфере являются важнейшим элементом государственного регулирования поддержки и развития малого бизнеса. Налоговые правоотношения затрагивают субъектов малого бизнеса, начиная с момента создания предприятия, и сопровождают в течение последующей деятельности. Необходимо принимать во внимание то, что специфика деятельности малых предприятий связана ограниченностью финансовых и трудовых ресурсов, а высокая налоговая нагрузка лишает малый бизнес возможности своевременно формировать необходимый запас оборотных средств, отвлекая значительную часть на покрытие налоговых обязательств. Не создав условий для предпринимательской активности, вряд ли можно рассчитывать на успех экономических реформ в целом.
В регионах Российской Федерации (например, в Нижегородской области, Приморском крае) создаются координационные советы для уточнения позиций и решения спорных вопросов, связанных с налоговым законодательством, в которые входят представители налоговых и финансовых органов, бизнесменов, представители администрации регионов. Положительным моментом является высокая законотворческая активность законодательных органов регионов Российской Федерации (например, в Воронежской, Челябинской, Орловской областях). Подобная активность регионов доказывает, что преобразование налоговой системы выступает одной из составляющих экономической реформы страны.
Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности являются приоритетными направлениями налоговой политики, призванными послужить целям улучшения налогового климата для малых предприятий.
В настоящее время действует три системы налогообложения малых предприятий:
· общеустановленная система, при которой малые предприятия уплачивают в бюджет налог на прибыль, НДС, налог на имущество и др.;
· упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, введенная в действие федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности»;
· налогообложение единым налогом на вмененный доход для определения видов деятельности в соответствии с федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определения видов деятельности».
Принятие первой и второй частей Налогового кодекса Российской Федерации послужит началом становления в России цивилизованной системы налогового права, которая позволила бы проводить эффективный налоговый менеджмент и распределять финансовые потоки.
Ввиду отсутствия статей о налогообложении субъектов малого бизнеса в проекте части второй Налогового кодекса Российской Федерации МАП России предложило включить главу 51 «Единая система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса», добавив новый раздел «Специальные налоговые режимы». Предложения МАП России направлены на снижение налогового бремени субъектов малого бизнеса, в том числе в части использования упрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности.
Упрощенная система привлекает возможностью оптимизировать уровень налогообложения, снизить трудозатраты на ведение бухгалтерского учета.
Проект главы 51 определял добровольный переход субъектов малого бизнеса к единой системе налогообложения, учета и отчетности. Предлагалось более рациональное распределение сумм единого налога между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
Кроме того, МАП России внес предложения в проект главы 25 второй части Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций», которые учитывают интересы малого бизнеса: ввести определение субъекта малого бизнеса; закрепить использование механизма ускоренной амортизацииосновных производственных фондов за субъектами малого бизнеса; сохранить льготы для малого бизнеса по налогообложению, которые закреплены в действующей редакции федерального закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
Мировая практика доказывает необходимость специальных налоговых режимов для малых и средних предприятий (например, во Франции, Испании, Украине, Литве). В ряде стран по отношению к малым и средним предприятиям действуют обычные налоговые правила, но предусматривающие конкретные адресные льготы (Великобритания, Голландия, Швеция, США).
Система налогообложения на основе вмененного дохода имеет свои преимущества (сокращает расходы субъектов малого бизнеса по соблюдению налоговых обязательств; уменьшает количество уклоняющихся от налогов, поскольку физические показатели, применяемые для определения вмененного налогооблагаемого дохода, обойти сложнее, чем скрыть фактический доход; повышает налоговые поступления в бюджет за счет упрощения налоговых проверок; удобна для предприятий, особенно вновь создаваемых, которые должны заранее определить расходы). Главными недостатками данной системы налогообложения являются сложность определения факторов, влияющих на базовую доходность (коэффициентов), на основе которых исчисляют налог, и необходимость постоянно корректировать базовую доходность.
Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» позволяет субъектам Российской Федерации через принятие соответствующего регионального законодательства проводить налоговую политику, которая отвечала бы как интересам государства, так и интересам бизнесменов.
Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации определяют конкретные виды деятельности, доходы от которых должны облагаться единым налогом на вмененный доход, размер вмененного дохода, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты, а также иные особенности взимания налога. Министерства и ведомства, в том числе и МАП России, в данном случае могут давать общие рекомендации, но эти рекомендации не являются обязательными к исполнению законодательными органами власти субъектов Российской Федерации.
Эффективность действия единого налога в основном зависит от государственных органов власти субъектов Российской Федерации. Это подтвердили бизнесмены, принявшие участие во Всероссийской конференции представителей малого бизнеса в марте 2000 г. Так, в ряде регионов закон поддержан бизнесменами и показал свою эффективность, способствовал увеличению налоговых поступлений в региональные бюджеты и развитию бизнеса (например, в Алтайском крае, Калужской, Свердловской, Волгоградской областях). В других регионах, как отмечают бизнесмены, в том числе в письмах в МАП России, региональное законодательство по единому налогу на вмененный доход является несовершенным и создает проблемы для развития малого бизнеса (Ульяновская, Костромская, Воронежская области). Одна из основных проблем ¾ экономическая необоснованность (завышение) размера налога на вмененный доход.