Виды цен и источники информации о ценах
Виды цен и их регулирование
Цены различаются по особенностям купли-продажи товаров.
Базисная цена используется для определения сорта или качества товаров (услуг) и согласовывается на переговорах между покупателем и продавцом.
Фактурная цена (цена купли-продажи) определяется условиями поставки, согласованными в контракте. Различают следующие фактурные цены:
· «ex works», когда продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя на своем заводе (или складе);
· «FOB», когда товар поставляется продавцом на борт судна в порту, указанном в контракте;
· «CAF», когда продавец обязан платить все расходы по фрахту до места назначения товара;
· «CIF». Разновидность цены CAF, дополняемой обязательством продавца заключить договор страхования от риска гибели или порчи товара при перевозке.
Мировая цена определяется в зависимости от вида товара: по одним товарам ¾ уровнем цен стран-экспортеров, по другим ¾ ценами бирж (аукционов), а по готовым изделиям ¾ ценами ведущих фирм мира.
Номинальная цена ¾ цена товара, публикуемая в прейскурантах, справочниках и биржевых котировках.
Оптовая цена ¾ цена, по которой товар поставляется крупными партиями.
Договорная цена устанавливается по согласованию сторон на определенные объемы продукции и сроки ее поставки, в течение которых цена не должна меняться.
В Российской Федерации переход к рынку предопределил радикальные изменения и в механизме ценообразования. Введенная в 1992 г. система ценообразования базируется на ведущей роли свободных рыночных цен, которые на продукцию производственно-технического назначения устанавливаются изготовителем по согласованию на равноправной основе с потребителями продукции (услуг). Они применяются с учетом налога на добавленную стоимость при расчетах изготовителей со всеми потребителями (кроме населения), в том числе с посредниками (включая снабженческо-сбытовые, торгово-закупочные предприятия и организации).
Структура свободной оптовой цены предприятия на продукцию производственно-технического назначения (СОЦППТН) имеет следующий вид:
СОЦППТН = С + П + НДС + СН,
где С ¾ себестоимость изделия,
П ¾ прибыль от реализации изделий,
НДС ¾ налог на добавленную стоимость,
СН ¾ специальный налог.
Отметим, что специальный налог предназначен для формирования бюджетного фонда финансовой поддержки отраслей экономики (в первую очередь ¾ сельского хозяйства и угольной промышленности).
В настоящее время налоги составляют 45% от СОЦППТН.
Цены на материальную продукцию, в зависимости от того, какой она совершает оборот, бывают закупочные, оптовые, отпускные и розничные.
Закупочные цены устанавливают на сельскохозяйственную продукцию, оптовые ¾ на продукцию производственно-технического назначения, отпускные ¾ на товары народного потребления.
Закупочные цены ¾ это цены на продукцию, поставляемую через посредников (торгово-закупочные и снабженческие организации). Они определяются исходя из СОЦППТН и снабженческо-сбытовой надбавки, уровень которой устанавливается по согласованию сторон (между посредником и потребителем, в том числе и торгующими организациями), не более 25% (с НДС) от свободной отпускной цены.
Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию определяются предприятиями-изготовителями этой продукции.
Розничные цены устанавливаются на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно-технического назначения, реализуемые населению.
Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на транспортные, бытовые, коммунальные.
В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов (франкировки товаров) могут быть следующие виды франко:
· франко-до (показывает, до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену);
· франко-станция отправления (показывает, что транспортные расходы включены в цену до станции отправления, а все остальные расходы оплачиваются сверх цены);
· франко-станция назначения (показывает, что в цену товара включены транспортные расходы до выгрузки его из вагона);
· франко-склад поставщика;
· франко-склад покупателя.
В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые и свободные:
· свободные цены определяются по согласию сторон на основе спроса и предложения;
· регулируемые цены устанавливаются на основе экономических и административных методов.
Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику; административное ¾ через установление фиксированных цен и тарифов, предельных цен и тарифов, предельных коэффициентов и предельного уровня рентабельности.
Декларирование цен осуществляется путем сообщения в органы ценообразования о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.
С 1992 г. административное регулирование цен на базе повышающего коэффициента было введено на основные продукты питания (хлеб, молоко, кефир, творог нежирный,соль, сахар, масло растительное), спирт, водку, спички, лекарства, а также на основные виды услуг. Объем этих товаров составлял всего 10% в товарообороте страны.
Регулирование цен с 1992 г. осуществляется на основе предельного уровня рентабельности. В розничной торговле он был определен в размере 8% к розничному товарообороту, в оптовой ¾ 3% к оптовому товарообороту, в отдельных отраслях промышленности ¾ в пределах 25-50% к затратам.
Структура свободной оптовой и свободной отпускной цены состоит из следующих элементов: себестоимость, прибыль предприятия ¾ изготовителя товара, акциз и НДС (до 01.01.96 г. включался спецналог).
Цены на продукцию и товары, поставляемые через посредников (снабженческо-сбытовые организации, оптовые организации) розничным предприятиям торговли, помимо элементов свободной оптовой (отпускной) цены включают снабженческо-сбытовую, оптовую и торговые надбавки, каждая из которых учитывает издержки обращения и прибыль соответствующего звена, а торговая надбавка ¾ еще и НДС.
Структура свободной цены при поставке товара от производителя непосредственно в розничную торговлю состоит из следующих элементов: отпускная (оптовая) цена плюс торговая надбавка.
При поставке товара через оптовое звено структура свободной розничной цены принимает такой вид: свободная отпускная цена плюс оптовая надбавка. Это цена, по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей, плюс торговая надбавка.
Если товар в розничную торговлю поступает через посредника (снабженческо-сбытовую организацию), то структура свободной розничной цены будет такой: свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это будет цена закупки плюс торговая надбавка.
При движении товара в розничную сеть через посредника (снабженческо-сбытовую организацию или оптовую организацию) структура розничной цены определяется так: свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это цена закупки плюс оптовая надбавка, т. е. цена, по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей, плюс торговая надбавка.
Снабженческо-сбытовые и оптовые надбавки устанавливаются к свободной отпускной цене без НДС, а торговые надбавки ¾ с НДС.
В перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти, входят:
· газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), другие виды газа (кроме реализуемого населению);
· продукция ядерно-топливного назначения; электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией; перекачка, перевалка и налив нефти; продукция оборонного значения;
· драгоценные металлы, драгоценные камни; протезно-ортопедические изделия;
· перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
· перевозки пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
· обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;
· отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утвержденному Правительством РФ.
Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, включает:
· газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
· электроэнергию и теплоэнергию;
· топливо твердое, топливо печное и керосин, реализуемые населению;
· перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); жилье и коммунальные услуги; ритуальные услуги;
· услуги систем водоснабжения и канализации; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
· услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством РФ;
· перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок;
· снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах;
· наценки на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
· торговые надбавки к ценам на продукты детского питания; перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении по согласованию с МПС, железными дорогами и при условии возмещения убытков за счет местных бюджетов;
· перевозки пассажиров и багажа автотранспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси;
· перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в местном сообщении и на переправах;
· перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах;
· услуги, оказываемые предприятиям промышленности железнодорожным транспортом на подъездных путях.
8.1.2. Информация для ценообразования
При решении вопроса об установлении цен необходима информация о товаре и рынке, конкуренции и правительственной политике, производстве и затратах, выручке от продажи товаров и прибыли. Представим ее в виде перечня.
Информация о товаре и рынке. Требования, предъявляемые к товару покупателями. Новизна и качество товара. Емкость рынка, его сегменты. Конкуренты. Перспективы роста объема производства товара и его продажи. Возможности повышения качества товара и его модификации. Динамика цены и ее восприятие покупателями. Перспектива конъюнктуры на ближайшие несколько лет и на отдаленную перспективу.
Информация о конкуренции и правительственной политике. Конкурирующие товары, их доля на рынке. Цены и товары, возможные изменения цен. Конкурирующие фирмы, их доля на рынке, финансовое положение, данные о прибылях и убытках. Влияние правительственной политики на рынок.
Информация о производстве и затратах, выручка от продажи товаров и прибыли. Объемы производства и складских запасов. Соотношение между выручкой, затратами и прибылью на фирме и у конкурентов. Влияние объемов производства и запасов на прибыль.
Приведенный перечень необходимой информации является условным и должен конкретизироваться в зависимости от вида товара, структуры рынка и других факторов.