Проблемы развития малого бизнеса России

Дальнейшее развитие малого бизнеса России предусматривает решение нескольких проблем1:

1) разработка и внедрение стратегии и тактики развития предприятий малого бизнеса России;

2) нормативно-правовое обеспечение деятельности малого бизнеса, подкрепленное законодательством;

3) доступ к бюджетным финансовым ресурсам;

4) бюрократия и административные барьеры;

5) сокращение численности государственных структур, занимающихся поддержкой малого бизнеса.

Первая проблема была высказана предпринимателями на региональных съездах и конференциях и сводилась к тому, что власть, которая не созидает, а запрещает, не помогает, а давит налогами, не содействует предпринимателю, а зачастую обирает его, ¾ такая власть предпринимателю не нужна.

Парадокс ситуации заключается в том, что на словах малому бизнесу отводится значительная роль как социальной базе рыночной экономики, признается, что малый бизнес создает существенную часть валового национального продукта. На деле получается далеко не так, и это порождает взаимное недоверие предпринимателей и власти.

Главная причина такого парадокса ¾ отсутствие реальной долгосрочной стратегии развития предпринимательства в России. Имеющиеся государственные программы поддержки малого бизнеса не являются политико-экономической концепцией страны. В лучшем случае эти программы представляют собой сметы на год-два, позволяющие получить некоторые бюджетные ресурсы, а затем их эффективно распределить в чьих-то конкретных интересах. Необходима настоящая национальная доктрина развития малого бизнеса на ближайшие десять лет с тем, чтобы можно было продвигаться от общего и долгосрочного к частному, краткосрочному.

Вторая причина диссонанса власти и малого бизнеса заключается в очень низком уровне самоорганизации предпринимателей и слабом влиянии малого бизнеса на законотворческий процесс. Прежде всего, самоорганизация должна пройти на общероссийском уровне, чтобы через политические партии, блоки и союзы можно было влиять на процесс принятия решений правительства.

Третья причина ¾ отсутствие координации развития малого бизнеса между органами федерального и регионального уровней.

Четвертая причина ¾ отсутствие целенаправленной пропаганды образа нормального предпринимателя, позитивных примеров создания и развития реального малого бизнеса.

Если эти причины устранить, то существующая напряженность во взаимоотношениях власти с малым бизнесом будет снята.

Вторая проблема ¾ нормативно-правовое обеспечение деятельности малого бизнеса, налоговое законодательство, суть которого ¾ враждебное отношение к предпринимателю.

Ряд налогов: налог на приобретение автотранспорта юридическими лицами, налог на вмененный доход ¾ предприниматели легко обходят, прибегая к технологиям теневой экономики. Устанавливаемые на местах ставки налога зачастую не просчитаны и приводят фактически к параличу любой предпринимательской деятельности.

Закон об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, законодательство о лизинге, кредитных союзах, франчайзинге, постоянное изменение системы бухгалтерского учета ¾ далеко не полный перечень несовершенных законов по отношению к малому бизнесу.

Третья проблема ¾ доступ к бюджетным финансовым ресурсам. Ее сложность состоит в том, что отсутствует федеральная программа развития малого бизнеса, которая утверждается Государственной Думой. Государственная Дума не может рассмотреть и утвердить такую программу, т. к. средства на ее реализацию не предусмотрены бюджетом, а Минфин России отказывается ее финансировать.

Практика прямого бюджетного финансирования закончилась. Бюджетные ресурсы должны идти не на поддержку конкретных проектов, что способствует возникновению коррупции, а на создание информационной, консалтинговой и прочей инфраструктуры.

Необходимо искать новые нетрадиционные источники финансирования, используя, прежде всего, лизинговые операции и механизм инвестирования.

Существует еще два источника получения средств ¾ государственные заказы и международные финансовые ресурсы, из которых 15,0 % должно направляться на развитие малого бизнеса. На практике это положение не работает.

Созданный фонд поддержки малого предпринимательства также не работает, ибо изначально он финансируется не из федерального бюджета, а из фонда коммерческих банков, которые руководствуются только сиюминутной выгодой.

Четвертая проблема ¾ административные барьеры в лице проверяющих и контролирующих организаций, которые понимают свою активность как количество проверок. Регламентирование очередности проверок ¾ радикальный путь решения вопроса.

Пятая проблема ¾ искусственное сокращение или упразднение структурных подразделений администрации регионов, которые призваны содействовать развитию малого бизнеса.

В качестве ориентиров развития малого бизнеса, на достижение которых должна быть направлена государственная политика, можно рекомендовать:

· увеличение численности предприятий малого бизнеса до 4,0-4,5 млн. с доведением общей численности занятых в этом секторе экономики до 45-50 млн. человек;

· доведение плотности в 25-28 предприятий малого бизнеса на одну тысячу человек населения в стране против 6 в настоящее время (для сравнения: в странах ЕС это соотношение составляет 45 предприятий на 1000 человек населения).

При достижении указанных ориентиров будет создана «критическая масса», при которой сектор малого бизнеса сможет оказать ощутимое влияние на социально-экономические процессы развития рыночных отношений в стране.

ГЛАВА 2. ВИДЫ БИЗНЕСА

По виду деятельности бизнес делится на производственный, коммерческий, финансовый и консультативный. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

На рис. 2.1 представлена классификация видов бизнеса, которая отражает специфику каждого вида.

Проблемы развития малого бизнеса России - student2.ru

Рис. 2.1. Классификация видов бизнеса

Производственный бизнес

Производственный бизнес можно назвать ведущим видом бизнеса. Здесь осуществляется производство продукции: товаров, работ, услуг. В условиях перехода к рыночной экономике эта сфера деятельности подверглась наибольшему негативному воздействию, в результате которого распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, упал сбыт продукции, резко ухудшилось финансовое положение предприятий. Вследствие этого развитию производственного бизнеса в ближайшие годы предстоит уделить наибольшее внимание.

Состав производственного бизнеса представлен на рис. 2.1, из которого видно, что к производственному бизнесу относятся инновационный, научно-техническая деятельность, производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой бизнесмен, планирующий заняться производственной деятельностью, прежде всего должен определить, какие конкретно товары он будет создавать, какие виды услуг оказывать, а затем приступить к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между бизнесменом и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае бизнесмен начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность. В условиях сложившихся рыночных отношений на Западе устная договоренность, как правило, служит надежной гарантией, а в последующем, при необходимости, может быть оформлена в виде контракта, сделки. Значительно сложнее положение в нашей стране. В условиях лишь формирующихся рыночных отношений надежность устной договоренности невелика, риск же существенно выше.

Производственный бизнес ¾ наиболее устойчивый и надежный. Его рентабельность не превышает 10%.

Коммерческий бизнес

Данный вид бизнеса наиболее распространен, ибо сложилось мнение, что он доступен каждому, быстро дает результат и не требует больших знаний. Однако это взгляд дилетантский.

Рентабельность коммерческого бизнеса высока ¾ 20% и более, но он нестабилен и ненадежен.

Полем деятельности коммерческого бизнеса служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа ¾ это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи ¾ создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью, с учетом изменения спроса и предложения, выявить реальные рыночные цены.

Подобные биржи много лет действуют во всех экономически развитых странах. Классическими примерами служат такие специализированные товарные биржи, как Лондонская (цветные металлы), Ливерпульская (хлопок), Сингапурская (каучук) и др.

Помимо проведения обычной торговли с фактическими поставщиками товаров на товарных биржах широко распространено заключение соглашений при так называемых фьючерсных сделках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

Товарные биржи выполняют следующие основные функции:

· оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

· упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;

· сбор и публикация сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.

Большую часть оборота товарных бирж представляют сделки не с наличным товаром (так называемые кассовые сделки), а с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки). Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только брокеры ¾ биржевые посредники между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых биржах участвуют также посетители. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки.

В настоящее время в России функционируют около 150 товарных бирж. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга такие биржи действуют во многих крупных городах страны.

Финансовый бизнес

Основным полем деятельности финансового бизнеса являются коммерческие банки и фондовые биржи.

Коммерческий банк ¾ это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка является разница между процентными ставками депозитных (привлеченных) и ссудных средств.

Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств), активные (размещение средств), комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).

Особенность деятельности коммерческих банков в России состоит в том, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткое время. Эти банки подвержены риску коммерческого характера, т. к. обязаны выплатить своим кредиторам деньги в заранее определенный срок с установленными процентами. Учитывая, что предоставленные коммерческим банком кредиты могут быть по тем или иным причинам не возвращены вовремя, банк должен обладать определенными резервами.

Другая особенность коммерческих банков в современной России заключается в том, что большинство из них не имеют возможностей предоставлять долгосрочные кредиты в значительных размерах, поскольку чаше всего не располагают необходимыми средствами. Не случайно доля долгосрочных кредитов, выданных коммерческими банками, составляет лишь 3 % всех активов. Между тем главным источником доходов коммерческих банков экономически развитых стран служат долгосрочные кредиты. Отсюда и неустойчивость доходов коммерческих банков России, и нередкое их банкротство.

Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. Здесь проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. При этом текущие курсы постоянно демонстрируются на световом табло биржи и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности ¾ своеобразных барометров экономической конъюнктуры.

За рубежом сами фирмы и предприятия членами биржи не являются. Их интересы, как правило, представляет либо банк, либо холдинговая или брокерская компания биржи. Число таких членов регулируется, а репутация их должна быть безупречной. Помимо того, такое членство требует денег. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже цена места колеблется от 450 до 6000 тыс. дол., а число членов практически неизменно ¾ 1469.

Вместе с тем в условиях государственно-монополистического капитализма роль биржи в торговле ценными бумагами несколько уменьшилась. Главная причина этого ¾ образование мощных кредитно-финансовых институтов, которые сконцентрировали у себя большую часть торговли ценными бумагами без посредничества биржи. На снижение роли биржи в торговле ценными бумагами повлияло также увеличение объема государственных облигаций в общей массе ценных бумаг.

Наши рекомендации