Национальный человеческий капитал

ТРУД, ЗАНЯТОСТЬ, БЕЗРАБОТИЦА

Все мы, граждане России, хотим, чтобы она оставалась великой, могучей, уважаемой державой. Но в основе экономической мощи и конкурентоспособности страны лежит труд десятков миллионов людей. Если ученые и конструкторы создадут лучшие в мире модели техники и образцы новой продукции, если предприниматели и менеджеры наладят эффективное производство и сбыт, если мастера и рабочие будут строго соблюдать технологическую дисциплину и не допускать малейшего брака, если политики и дипломаты позаботятся о благоприятном политическом климате для отечественных предприятий на мировых рынках, то Россия восстановит былое величие и экономическое могущество.

Национальный человеческий капитал и конкурентоспособность

Страны

Сравним общественную производительность труда и капитала страны по производству ВВП (в долл./год) на душу населения. В 1994 г. Россия произвела ВВП почти в 5 раз меньше США, в 4 раза - Японии, в 3,5 раза - Германии, Франции, Англии. С 1994 года уровень производства в России снизился еще на 25-30 %, отбросив нас в группу слаборазвитых стран. Значит надо искать пути и средства ускоренного повышения конкурентоспособности национальной экономики.

В начале 80-х годов в ситуацию отставания в конкуренции с Японией попали США. Сравнительный анализ преимуществ Японии позволил выделить и мобилизировать внутренние возможности США для сохранения лидерства. Американские аналитики пришли к выводу, что мировой экономике XXI века будут присущи следующие черты:

1. Глобальность производства на «кочующих» заводах, расположенных в странах с выгодным деловым климатом.

2. Быстрое распространение новых технологий, копирование и улучшение которых перестает быть монополией развитых стран.

3. Конкурентные преимущества страны определяются не природными ресурсами, а качеством национального человеческого капитала. Предпринимательский потенциал, накопление финансовой власти, гибкость и эффективность управления всецело зависят от людей, уровня их образования и опыта.

4. Во всех отраслях хозяйства еще более важными становятся качество и сервис, особенно в сфере услуг и информатики[16].

Как признали авторы аналитического доклада в США, «человеческий капитал - наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство»1.

Япония, Южная Корея, Тайвань и Гонконг, почти не имеющие природных ресурсов, добились за последние десятилетия огромных выгод в экономической конкуренции с США и странами Западной Европы.

Сравним некоторые показатели развития национального человеческого капитала по странам мира.

1. Стремление трудиться, зарабатывать или занятость населения по отношению экономически активного населения к численности населения (1994 г.): Россия - 45,3 % (67 млн. занятых из 148,1 млн. чел.); США - 45,6 % (119 млн. из 260,7 млн. чел), Япония -51,6 % (64,5 млн. из 125 млн. чел.).

2. Уровень образования занятого населения.

Занятое население по уровню образования (1995 г.)

  Россия   США Япония
Высшее профессиональное образование   18,5%   33%   31%

3. Численность специалистов, выполняющих научные исследования и разработки, в России сократилась с 1992-го до 1998 г. с 984,7 тыс. до 640,7 тыс. человек... В расходах на науку в России преобладает заработная плата: 67,1 % - в академической, 45 % - в отраслевой. Доля средств, направляемых на приобретение научного оборудования, снизилась с 20 % в 1990 г. до 1,2 % - в 1995 году. Общие расходы на науку на человека в год составили: в России - 40,4 долл.; Японии - 600,4 долл.; США – 659 долл.

4. По данным ежегодного доклада программы развития ООН в 1994 г. среди 173 стран, для которых был рассчитан «индекс человеческого развития», Россия занимала 37-е место (1чр=862), в основном за счет сохраняющегося высокого образования. Для сравнения данный индекс для Японии равен 983, для США, Канады, Швейцарии, Швеции - 976[17]. Россия отстала по этому сводному показателю от Южной Кореи, Чехии, Эстонии.

Еще ниже показатели конкурентоспособности. По производству ВНП на душу населения Россия находилась в 1994 г. на 58-м месте (после Маврикия), по уровню производительности труда - на 70-м месте (после Болгарии). Повернуть развитие к улучшению можно только через мобилизацию человеческого потенциала, через резкое увеличение инвестиций в человеческий капитал, повышение качества общего и профессионального образования.

Одним из первых в экономической науке обосновал вклад образования в повышение эффективности национальной экономики, американский экономист, лауреат Нобелевской премии Т. Шульц его расчету рост национального дохода страны прямо зависит от вложений в развитие человеческого капитала.

Gv=k´fK+GLSL

где Gv- темпы роста национального дохода;

K - коэффициент капиталоемкости;

fК - предельная производительность капитала;

GL- темпы прироста рабочей силы;

SL- доля труда в национальном доходе;

Если капиталоемкость дифференцировать на вложения в вещественный и человеческий капитал, то уравнение принимает следующий вид:

GV=(I/v) ´rm+(In/v) ´rn+GLSL,

где Im - инвестиции в вещественный капитал;

In - инвестиции в человеческий капитал;

V - национальный доход;

rm - норма эффективности вещественного капитала;

rn – норма эффективности человеческого капитала.

Россия инвестирует в человеческий капитал на порядок меньше средств, чем развитые страны (табл. 23.1). При такой инвестиционной политике подрывается главный ресурс и определяющий фактор экономического развития - качество труда и человеческого капитала.

Таблица 23.1

Инвестиции в человеческий капитал

Страны мира Производительность труда, ВВП (долл.)/душу населения Инвестиции
в капитал здоровья в образование в науку
% к ВВП долл. на челов. % к ВВП долл. на челов. % к ВВП долл. на челов.
США 14,1 3426,6 7,6 1847,0 2,1 510,3
Япония 1481,2 1481,2 4,7 953,6 3,1 629,0
Германия 8,6 1591,4 4,1 758,7 2,9 536,6
Франция 9,8 1844,6 5,7 1072,8 2,4 451,7
Великобритания 7,1 1202,7 5,1 863,9 1,7 288,0
Россия 3,2 158,4 4,5 222,7 0,5 24,75

Наши рекомендации