Предприятия социально-культурной сферы
Человеческий капитал представлен в виде запаса здоровья, трудовых и интеллектуальных способностей, коммерческих секретов и "ноу-хау". Производительное использование человеческого капитала приносит доход и прибыль как индивидуальному работнику, так и предприятию.
Собственником человеческого капитала, как правило, является конкретный человек при наличии в государстве соответствующего законодательства об авторских правах на интеллектуальную и предпринимательскую собственность. В теме №3 раскрывался процесс формирования человеческого капитала по последовательным жизненным циклам. В средние века воспитание детей и трудовое обучение происходили в семье или в цеховых профессиональных объединениях. В современной экономике предпочтительнее удовлетворять потребности в формировании человеческого капитала через пользование услугами соответствующих предприятий социальной сферы.
Рассмотрим основные параметры развития отраслей и предприятий социально-культурной сферы России по данным за 1998 г.
Каждому человеку не хочется болеть, но рост жизненных угроз и стрессов, ослабление генетического потенциала ведет к росту заболеваемости населения. С 1990-го по 1998 год число заболеваний, зарегистрированных впервые, выросло с 651,2 до 670,4 на тысячу населения. Лидируют болезни органов дыхания (282), травмы и отравления (85), болезни нервной системы, увеличившиеся с 46 до 62,5 человек на 1000 населения. Растут инфекционные, раковые заболевания, социальные болезни в виде алкогольной зависимости и наркомании.
Лечение болезней – профессиональная задача медицины, а "самолечение" приводит часто к летальному или негативному исходу. В России создано более 11 тыс. больничных учреждений на 1,7 млн. койко-мест, или 118 коек на 10000 населения. Диагностические и профилактические услуги оказывают более 21 тыс. поликлиник и амбулаторий на 3,5 млн. посещений в смену, или 240 посещений на 10000 населения. Развивается сеть специализированных больниц, поликлиник и диспансеров.
В здравоохранении России на конец 1998 г. работало около 700 тыс. врачей и 1,8 млн. среднего медперсонала. На 10 тыс. пациентов приходилось 46,7 врача разных специальностей.
Объем платных медицинских услуг в 1998 г. достиг 11,4 млрд. рублей или 78 рублей на душу населения. По оценкам степень платности услуг составляет по официальной статистике 7-8 %. Значит, общий оборот достигает 140 - 150 млрд. рублей, или 900 - 1000 рублей на душу населения. К сожалению, велик теневой оборот платы за дефицитные врачебные услуги и лекарства.
Развитой отраслью социальных услуг является общее и профессиональное образование. В 1998 г. в 56,6 тыс. дошкольных учреждений воспитывалось 4,4 млн. детей. Обеспеченность местами составила 78 человек из 100. В 68 тыс. общеобразовательных школ обучалось 21,5 млн. школьников.
В системе профессионального образования обучалось 1,7 млн. человек почти в 4 тыс. ПТУ, 2,1 млн. человек - в 2 тыс. техникумов и других средних специальных учебных заведений, 3,6 млн. студентов - в 914 ВУЗах, в том числе 580 государственных и 334 негосударственных.
В образовательных учреждениях трудятся: 642 тыс. человек - в дошкольных учреждениях, 1,8 млн. учителей - в школах, 123 тыс. преподавателей техникумов, 284 тыс. преподавателей ВУЗов. О требованиях к квалификации педагогов говорят следующие данные: в ВУЗах работали 28,8 тыс. докторов наук, профессоров, 135 тыс. кандидатов наук, доцентов.
Платные образовательные услуги в 1998 г. составили около 14 млрд. рублей или 95,5 рубля на душу населения. Общий объем образовательных услуг в ВНП оценен вместе с услугами учреждений культуры в 155 млрд. рублей, чуть больше тысячи рублей на душу населения.
При всех сложностях выживания культуры в кризисной рыночной среде число и активность учреждений культуры сохранились. В России в 1998 г. работали 523 театра, которые посетили 27,6 млн. человек, 189 из 1000 населения (в 2,5 раза меньше, чем в 1990 г.); 68 цирков посетили 8,2 млн. человек (в 2,5 раза меньше, чем в 1990 г.); в 1942 музея посетили 67 млн. человек, каждый второй житель, хотя посещаемость с 1990 г. тоже упала в 1,8 раза. Работали 56,1 тыс. клубов, 52,2 тыс. библиотек с книжным фондом в 1,1 млрд. книг (по 7 книг на человека). За год напечатано 408 млн. экземпляров книг, по 2,8 книги на человека, или в 3 раза меньше, чем в 1990 г.; годовой тираж журналов составил 659 млн. экземпляров при 5010 млн. в 1990 г. Разовый тираж газет выпущен в 112 млн. экземпляров (0,7 на человека). Сохранилось 24 тыс. кинотеатров, хотя посещение киносеансов упало с 11 раз на жителя в 1990 г. до 0,3 в 1998 г. В 1998 г. выпущено 38 художественных фильмов, а в 1991 г. – 375 фильмов.
Учреждения культуры оказали платные услуги населению на 3,7 млрд. рублей, или 25,3 рубля на душу населения. Конечно, статистика данных услуг должна совершенствоваться, учитывая работу телевидения, радио, предприятий шоу-бизнеса, выпуск видеофильмов, музыкальных аудиокассет и дисков.
При оценке результатов деятельности предприятий социальных услуг следует различать непосредственный результат, экономический доход и социальный эффект. В таблице 15.1. сведены оценки результатов по типичным предприятиям отраслей социальной сферы.
Мы видим, что социальная сфера представляет собой сложный многоотраслевой комплекс предприятий, учреждений, организаций. Развитие этой сферы важно для общества в целом и для каждого человека. Проанализируйте свои личные обращения к услугам предприятий социальной сферы и оцените уровень своего личного развития по сравнению, например, со странами, где данная сфера находится в примитивном состоянии. Или сделайте исторические сравнения образованности, культуры, квалификации людей в России прошлого века и в настоящее время.
Таблица 15.1.
Оценки непосредственных результатов, экономического и социального
эффекта деятельности предприятий социальной сферы
№ п\п | Отрасли и типичные предприятия социальной сферы | Натуральные измерители результатов | Экономический доход | Социальный эффект | |
Здравоохранение | |||||
1.1 | Оздоровительно-профилактические предприятия | Человеко-дней оздоровительных процедур | Экономия издержек на воспроизводство капитала здоровья | Снижение заболеваемости населения | |
1.2 | Лечебные предприятия | Человеко-дней лечебных процедур | Снижение потерь времени на болезни | ||
1.3 | Физкультурно-спортивные предприятия и организации | Численность активно занимающихся (чел/год) | Укрепление потенциала здоровья населения | ||
Общее образование и воспитание | |||||
2.1 | Детские сады и ясли | Численность воспитанников | Экономия издержек на образование и востипание | Готовность к социализации | |
2.2 | Общеобразовательные школы | Число учеников | Освоение базовых знаний | ||
2.3 | Специальные школы и центры | Число обучающихся или воспитанников | Профилактика отклоняющегося поведения | ||
Профессиональное образование | |||||
3.1 | ПТУ и центры профессиональной подготовки | Число учащихся в год | Экономия издержек подготовки рабочих и специалистов | Профессиональные способности к труду и к информации | |
3.2 | Средние специальные учебные заведения (техникумы, колледжи) | Число учащихся в год | |||
3.3 | Высшие учебные заведения | Число студентов | Профессиональные способности к умственному труду | ||
3.4 | Учебные заведения по повышению квалификации и переподготовке кадров | Численность слушателей | Поддержка квалификации | ||
Культура, искусство, досуг | |||||
4.1 | Учреждения культуры (библиотеки, театры, кинотеатры, музеи, цирки, дома культуры) | Число посетителей (зрителей, членов кружков) | Экономия издержек на воспроизводство культурного капитала (потенциала) | Рост культурного уровня населения | |
4.2 | Творческие союзы и объединения (писателей, художников, актеров, кинематографистов, театральных деятелей и др.) | Число членов, число и тираж выпуска произведений искусства | Оборот и доходы от реализации интеллектуальных продуктов | Накопление интеллектуального богатства и творческого потенциала общества | |
4.3. | Предприятия и центры досуга и отдыха | Число посетителей (отдыхающих) | Оборот и доходы "индустрии" отдыха | Восстановление жизнеспособности и оптимистического жизненного настроя | |
Инфраструктура бизнеса | |||||
5.1 | Бизнес-инкубаторы | Выполненные заказы предпринимателей | Экономия издержек на организацию бизнеса и поддержку предприимчивости населения | Обеспечение социальной ответственности бизнеса и рост предприимчивости населения | |
5.2 | Бизнес-центры | ||||
5.3 | Союзы и ассоциации предпринимателей | Численность активных членов | |||