Предприятия социально-культурной сферы

Человеческий капитал представлен в виде запаса здоровья, трудовых и интеллектуальных способностей, коммерческих секретов и "ноу-хау". Производительное использование человеческого капитала приносит доход и прибыль как индивидуальному работнику, так и предприятию.

Собственником человеческого капитала, как правило, является конкретный человек при наличии в государстве соответствующего законодательства об авторских правах на интеллектуальную и предпринимательскую собственность. В теме №3 раскрывался процесс формирования человеческого капитала по последовательным жизненным циклам. В средние века воспитание детей и трудовое обучение происходили в семье или в цеховых профессиональных объединениях. В современной экономике предпочтительнее удовлетворять потребности в формировании человеческого капитала через пользование услугами соответствующих предприятий социальной сферы.

Рассмотрим основные параметры развития отраслей и предприятий социально-культурной сферы России по данным за 1998 г.

Каждому человеку не хочется болеть, но рост жизненных угроз и стрессов, ослабление генетического потенциала ведет к росту заболеваемости населения. С 1990-го по 1998 год число заболеваний, зарегистрированных впервые, выросло с 651,2 до 670,4 на тысячу населения. Лидируют болезни органов дыхания (282), травмы и отравления (85), болезни нервной системы, увеличившиеся с 46 до 62,5 человек на 1000 населения. Растут инфекционные, раковые заболевания, социальные болезни в виде алкогольной зависимости и наркомании.

Лечение болезней – профессиональная задача медицины, а "самолечение" приводит часто к летальному или негативному исходу. В России создано более 11 тыс. больничных учреждений на 1,7 млн. койко-мест, или 118 коек на 10000 населения. Диагностические и профилактические услуги оказывают более 21 тыс. поликлиник и амбулаторий на 3,5 млн. посещений в смену, или 240 посещений на 10000 населения. Развивается сеть специализированных больниц, поликлиник и диспансеров.

В здравоохранении России на конец 1998 г. работало около 700 тыс. врачей и 1,8 млн. среднего медперсонала. На 10 тыс. пациентов приходилось 46,7 врача разных специальностей.

Объем платных медицинских услуг в 1998 г. достиг 11,4 млрд. рублей или 78 рублей на душу населения. По оценкам степень платности услуг составляет по официальной статистике 7-8 %. Значит, общий оборот достигает 140 - 150 млрд. рублей, или 900 - 1000 рублей на душу населения. К сожалению, велик теневой оборот платы за дефицитные врачебные услуги и лекарства.

Развитой отраслью социальных услуг является общее и профессиональное образование. В 1998 г. в 56,6 тыс. дошкольных учреждений воспитывалось 4,4 млн. детей. Обеспеченность местами составила 78 человек из 100. В 68 тыс. общеобразовательных школ обучалось 21,5 млн. школьников.

В системе профессионального образования обучалось 1,7 млн. человек почти в 4 тыс. ПТУ, 2,1 млн. человек - в 2 тыс. техникумов и других средних специальных учебных заведений, 3,6 млн. студентов - в 914 ВУЗах, в том числе 580 государственных и 334 негосударственных.

В образовательных учреждениях трудятся: 642 тыс. человек - в дошкольных учреждениях, 1,8 млн. учителей - в школах, 123 тыс. преподавателей техникумов, 284 тыс. преподавателей ВУЗов. О требованиях к квалификации педагогов говорят следующие данные: в ВУЗах работали 28,8 тыс. докторов наук, профессоров, 135 тыс. кандидатов наук, доцентов.

Платные образовательные услуги в 1998 г. составили около 14 млрд. рублей или 95,5 рубля на душу населения. Общий объем образовательных услуг в ВНП оценен вместе с услугами учреждений культуры в 155 млрд. рублей, чуть больше тысячи рублей на душу населения.

При всех сложностях выживания культуры в кризисной рыночной среде число и активность учреждений культуры сохранились. В России в 1998 г. работали 523 театра, которые посетили 27,6 млн. человек, 189 из 1000 населения (в 2,5 раза меньше, чем в 1990 г.); 68 цирков посетили 8,2 млн. человек (в 2,5 раза меньше, чем в 1990 г.); в 1942 музея посетили 67 млн. человек, каждый второй житель, хотя посещаемость с 1990 г. тоже упала в 1,8 раза. Работали 56,1 тыс. клубов, 52,2 тыс. библиотек с книжным фондом в 1,1 млрд. книг (по 7 книг на человека). За год напечатано 408 млн. экземпляров книг, по 2,8 книги на человека, или в 3 раза меньше, чем в 1990 г.; годовой тираж журналов составил 659 млн. экземпляров при 5010 млн. в 1990 г. Разовый тираж газет выпущен в 112 млн. экземпляров (0,7 на человека). Сохранилось 24 тыс. кинотеатров, хотя посещение киносеансов упало с 11 раз на жителя в 1990 г. до 0,3 в 1998 г. В 1998 г. выпущено 38 художественных фильмов, а в 1991 г. – 375 фильмов.

Учреждения культуры оказали платные услуги населению на 3,7 млрд. рублей, или 25,3 рубля на душу населения. Конечно, статистика данных услуг должна совершенствоваться, учитывая работу телевидения, радио, предприятий шоу-бизнеса, выпуск видеофильмов, музыкальных аудиокассет и дисков.

При оценке результатов деятельности предприятий социальных услуг следует различать непосредственный результат, экономический доход и социальный эффект. В таблице 15.1. сведены оценки результатов по типичным предприятиям отраслей социальной сферы.

Мы видим, что социальная сфера представляет собой сложный многоотраслевой комплекс предприятий, учреждений, организаций. Развитие этой сферы важно для общества в целом и для каждого человека. Проанализируйте свои личные обращения к услугам предприятий социальной сферы и оцените уровень своего личного развития по сравнению, например, со странами, где данная сфера находится в примитивном состоянии. Или сделайте исторические сравнения образованности, культуры, квалификации людей в России прошлого века и в настоящее время.

Таблица 15.1.

Оценки непосредственных результатов, экономического и социального

эффекта деятельности предприятий социальной сферы

№ п\п Отрасли и типичные предприятия социальной сферы Натуральные измерители результатов Экономический доход Социальный эффект
Здравоохранение
1.1 Оздоровительно-профилактические предприятия Человеко-дней оздоровительных процедур Экономия издержек на воспроизводство капитала здоровья Снижение заболеваемости населения
1.2 Лечебные предприятия Человеко-дней лечебных процедур Снижение потерь времени на болезни
1.3 Физкультурно-спортивные предприятия и организации Численность активно занимающихся (чел/год) Укрепление потенциала здоровья населения
Общее образование и воспитание
2.1 Детские сады и ясли Численность воспитанников Экономия издержек на образование и востипание Готовность к социализации
2.2 Общеобразовательные школы Число учеников Освоение базовых знаний
2.3 Специальные школы и центры Число обучающихся или воспитанников Профилактика отклоняющегося поведения
Профессиональное образование
3.1 ПТУ и центры профессиональной подготовки Число учащихся в год Экономия издержек подготовки рабочих и специалистов Профессиональные способности к труду и к информации
3.2 Средние специальные учебные заведения (техникумы, колледжи) Число учащихся в год
3.3 Высшие учебные заведения Число студентов Профессиональные способности к умственному труду
3.4 Учебные заведения по повышению квалификации и переподготовке кадров Численность слушателей Поддержка квалификации
Культура, искусство, досуг
4.1 Учреждения культуры (библиотеки, театры, кинотеатры, музеи, цирки, дома культуры) Число посетителей (зрителей, членов кружков) Экономия издержек на воспроизводство культурного капитала (потенциала) Рост культурного уровня населения
4.2 Творческие союзы и объединения (писателей, художников, актеров, кинематографистов, театральных деятелей и др.) Число членов, число и тираж выпуска произведений искусства Оборот и доходы от реализации интеллектуальных продуктов Накопление интеллектуального богатства и творческого потенциала общества
4.3. Предприятия и центры досуга и отдыха Число посетителей (отдыхающих) Оборот и доходы "индустрии" отдыха Восстановление жизнеспособности и оптимистического жизненного настроя
Инфраструктура бизнеса
5.1 Бизнес-инкубаторы   Выполненные заказы предпринимателей Экономия издержек на организацию бизнеса и поддержку предприимчивости населения Обеспечение социальной ответственности бизнеса и рост предприимчивости населения
5.2 Бизнес-центры  
5.3 Союзы и ассоциации предпринимателей Численность активных членов
           

Наши рекомендации