Экономическая состоятельность предприятий
Критерии состоятельности | Рыночные позиции | |||
Лидеры | Типичные | Аутсайдеры | ||
способные выжить | банкроты | |||
1. Производственная состоятельность | Новые технологии и лидерство в обновлении ассортимента продукции | Типичные технологии и продукция массового спроса | Возможность реконструкции и обновления бизнес-линий | Невозможность реструктуризации |
2. Рыночная состоятельность | Растущая доля на рынке, длительные договоры поставок | Устойчивая доля на рынке | Снижающаяся доля на рынке | Отсутствие заказов и сбыта |
3.Финансовая состоятельность | Рентабельность более 20% Ликвидность более 200% Наличие предоплаты заказов | Рентабельность +(-) 10% от средней по отрасли Ликвидность 100-200 % Нормальные взаиморасчеты | Самоокупаемость издержек Ликвидность от 0 до 100% Способность оплаты долгов | Длительная убыточность и невозможность оплаты долгов |
4. Социальная состоятельность | Растущая заработная плата и дивиденды, содержание социальной сферы, благотворительность. | Устойчивая оплата труда и дивидендов, необходимые социальные расходы | Долги по зарплате, отсутствие дивидендов и социальных расходов | Низкая зарплата с задержкой выплаты, сокращение персонала, потеря акционеров. |
Под деловой активностьюпонимаются созидательные способности предприятия обеспечивать устойчивую конкурентоспособность и экономическую состоятельность, добиваясь роста объемов производства и сбыта продукции, поддерживая достаточную эффективность использования ресурсов, гибко адаптируясь к изменениям спроса и всей рыночной среды, прогнозируя и предупреждая угрозы спада и кризисных проявлений.
Собственники и менеджеры предприятия должны сохранять и развивать деловую активность по всем направлениям конкурентной борьбы.
Производственная активностьзаключается в своевременном обновлении основного капитала, обеспечении полной технологической загрузки оборудования, полной и продуктивной занятости персонала при лидерстве в производительности труда и капитала. Опережение конкурентов в технологиях производства, в обновлении ассортимента и в повышении качества продукции, лидерство в ценах создают прочную основу конкурентоспособности предприятия.
Инновационная активностьпредприятия заключается в опережающем жизненном цикле технологий и продукции. Выделяя достаточные средства на научные исследования и разработку новых технологий и новой продукции, первым покупая лицензии на использование пионерных разработок венчурных фирм, предприятие сохраняет свои позиции на активной части рынка, формируя спрос и предпочтения, определяя линии развития рынка на перспективу.
Инвестиционная активностьпредприятия состоит в поиске и привлечении необходимых инвестиций на осуществление производственных, инновационных и коммерческих проектов. Полная мобилизация внутренних источников инвестиций, привлекательность проектов для внешних инвесторов, широкий фронт инвестиционной деятельности создают основу для устойчивого лидерства в перспективе.
Коммерческая активностьпредприятия заключается в проведении активной маркетинговой стратегии, в формировании гибких сбытовых структур, в грамотной ценовой политике, в умелой практике конкурентной борьбы, в создании сервисных систем по обслуживанию потребителей, по изучению и формированию их потребностей.
Конкурентоспособность предприятия можно оценивать и развивать по всем направлениям деловой активности. Рост доли продаж на целевых рынках, поддержание оптимальной загрузки производственных мощностей и полной занятости персонала, широкий фронт инноваций и инвестиционных проектов, наступательная коммерческая работа характеризуют экономически состоятельное и конкурентоспособное предприятие. Одновременно эти показатели определяют качество менеджмента и предприимчивость руководителей предприятия. Таков сплав деловой работы формирует конкурентная рыночная среда.
Контрольные вопросы
1. Изобразите графически кривую спроса. Объясните, почему она имеет вид нисходящей кривой. Назовите факторы, влияющие на динамику спроса.
2. Изобразите графически кривую предложения. Объясните, почему она имеет вид восходящей кривой. Назовите факторы, влияющие на динамику предложения.
3. Что такое равновесная цена? Как она определяется?
4. Объясните причины образования в экономике излишков и дефицитов.
5. Что означает понятие «эластичность» и как измеряется эластичность спроса?
6. Расскажите о перекрёстной эластичности спроса и эластичности спроса по доходу.
7. Приведите примеры практического использования теории эластичности спроса.
8. Что означает понятие «эластичность предложения»? Как измеряется эластичность предложения?
9. Расскажите о факторах эластичности спроса и эластичности предложения.
10. Приведите примеры практического использования теории эластичности предложения.
7. Теории потребительского выбора. Кардиналистская и ординалистская модели полезности
Экономический человек в условиях ограниченности ресурсов и безграничности своих потребностей ведёт себя рационально, т.е. он стремится получить максимальный результат при минимальных затратах. Потребитель стремится максимизировать свою полезность, производитель — прибыль.
Идея о рациональности поведения людей очень важна. Она помогает предвидеть последствия экономической политики менеджеров и государства. «Если бы люди в обществе не ценили рациональность, а отдавали предпочтения причудам, случайностям и бесполезным действиям, экономическая теория почти потеряла бы свою предсказательную силу …»[2].
Есть два направления, две школы, две модели изучения поведения потребителя в рыночной экономике: кардиналистская модель и ординалистская. Представителями первой - являются А.Маршалл, У.С. Джевонс, представителями второй— Дж.Хикс, В.Парето и др. Они предложили оригинальные способы изучения спроса потребителей.