Методы неэкономического стимулирования
Неэкономические методы мотивациивоздействуют на социально-психологические аспекты поведения работника и могут оказывать прямое(стимулирующее) или косвенное влияние на его деятельность. Награждение почетной грамотой, присвоение почетного звания, предоставление каких либо преимуществ по сравнению с другими сотрудниками (зарубежная стажировка, участие в перспективном проекте и т.д.) выступают, с одной стороны, как стимулы, а с другой, способствуют повышению самооценки и самоуважения, активизируют мотивацию достижений и потребность в саморазвитии. Методы неэкономической мотивации могут гораздо более действенными, чем материальные вознаграждения, так как затрагивают не только аспекты внутренней оценки человеком своей роли и места в организации, но и внешней оценки – успех в работе становится личным достижением, когда руководство и коллеги его высоко ценят. В мотивационной деятельности организации должны применяться обе группы методов, при этом их состав и сочетание зависят от политики мотивации и возможностей организации.
В системе нематериального вознаграждения выделяют два основных типа воздействий: формализованные и неформализованные.
Формализованные воздействия – носят официальный, документированный характер и применяются, так же как и экономические стимулы, ковсем сотрудникам организации. Эти стимулы прямо устанавливают поведенческие ориентиры для работников. Например: вручение грамоты, помещение фотопортретов лучших сотрудников на доску почета имеют цельюформирования мотива достижений у персонала, а вынесение выговора вприказе – мотива избегания наказания.
Неформализованные воздействия косвенно влияют на поведение и поступки сотрудников, задавая нравственные и ценностные основы их поведения, поэтому к ним неприменим термин «стимул». Например: корпоративные мероприятия, фирменная символика, одобрение творчества, отношения с руководством, основанные на партнерстве и сотрудничестве создают условия для раскрытия способностей работника, активизации его деятельности, развития чувства приверженности организации и т.д. Более того, неформализованное воздействие совершенно определенно оказывает влияние на формирование позитивной мотивации, поскольку не производит наказаний, имеющих необратимый характер для сотрудника. Неодобрение, устный выговор начальника воспринимается работником как выражение его личного мнения, недовольства, а значит лежит в плоскости межличностных отношений, поддающихся урегулированию.
К нематериальному вознаграждению относятся организационные и морально-психологические методы и способы мотивации работников.
Организационные методы мотивации. К организационным методам мотивации относятся: рациональная организация труда и отдыха сотрудников, забота о их безопасности и здоровье, привлечение работников к участию в делах компании, предоставление возможности приобретения новых знаний и навыков, обогащение содержания труда через предоставление работникам более интересной, важной, значимой работы, соответствующей их личным интересам и наклонностям.В основе социально-психологических методов – воздействия, направляемые на активное включение работника в дела организации путем применения социальных норм, регулирующих поведение сотрудников.
Методы неэкономического воздействия, ориентированные на развитие долгосрочной мотивации, базируются:
1) на создании условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за достигнутые результаты, личную ответственность, сопричастность к общим достижениям;
2) присутствии вызова, возможностей показать свои способности, выразить себя в труде и его результатах;
3) признании личном и публичном через объявление благодарностей, награждение ценными подарками, присвоение почетных званий и т.д.
Применяемые воздействия могут быть обращены к персоналу организации в целом, к группе работников или к отдельному сотруднику:
общеорганизационные – равнодоступны всем сотрудникам организации: фирменная символика, корпоративные мероприятия, корпоративная газета и др.;
групповые – предназначены для определенных групп работников: переходящий вымпел, кубок для лучшего в данный период подразделения, фирменная одежда для сотрудников, работающих с клиентами и т.п.;
индивидуальные – применяются к конкретным сотрудникам: грамота за стабильно высокое качество обслуживания клиентов, похвала со стороны высшего руководства и др.
При построении системы неэкономического вознаграждения необходимо учитывать следующее:
1. Мотивационное действие на работника оказывают не только специальные мероприятия, но и вся совокупность факторов производственной среды, которые связывают человека с процессом труда и имеют для него значение.
2. Нематериальное поощрение действует на работника трояко:
− прямое удовлетворение неэкономических потребностей;
− опосредованное через воздействие на группу, мнение и настроение которой влияют на отношение работника к результатам работы, нововведениям и т.д.;
− опосредованное через изменение конкретных характеристик работы, улучшение рабочего места, изменение стиля руководства и др