Состав функциональных подсистем в системе управления персоналом организации.
СУП организации– система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает в себя подсистему линейного руководства и 10 функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.
Подсистема линейного руководства осуществляет:
- управление организации в целом;
- управление отдельными функциональными и производственными подразделениями.
Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.
Далее 10 Функциональные подсистемы системы управления персоналом организации:
1. Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет функции:
- разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом,
- анализ кадрового потенциала,
- анализ рынка труда,
- организация кадрового планирования,
- планирование и прогнозирование потребности в персонале,
- организация рекламы,
- поддержание взаимосвязи с внешними источниками,
- обеспечивающими организацию кадрами.
2. Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет:
- организацию найма персонала,
- организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала,
- учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала,
- профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала,
- управление занятостью,
- документационное обеспечение системы управления персоналом.
3. Подсистема управления трудовыми отношениями проводит:
- анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений,
- анализ и регулирование отношений руководства,
- управление производственными конфликтами и стрессами,
- социально-психологическую диагностику,
- соблюдение этических норм взаимоотношений,
- управление взаимодействием с профсоюзами.
4. Подсистема обеспечения нормальных условий труда выполняет такие функции, как:
- соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда,
- соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды,
- военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц.
5. Подсистема управления развитием персонала осуществляет:
- обучение, переподготовку и повышение квалификации,
- введение в должность и адаптацию новых работников,
- оценку кандидатов на вакантную должность,
- текущую периодическую оценку кадров,
- организацию рационализаторской и изобретательской деятельности,
- реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения,
- организацию работы с кадровым резервом.
6. Подсистема управления мотивацией и стимулированием труда персонала выполняет следующие функции:
- управление мотивацией и стимулированием трудового поведения,
- нормирование и тарификация трудового процесса,
- разработка систем оплаты труда,
- разработка форм участия персонала в прибылях и капитале,
- разработка форм морального стимулирования персонала,
- организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.
7. Подсистема управления социальным развитием осуществляет:
- организацию общественного питания,
- управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания,
- обеспечение охраны здоровья и отдыха,
- обеспечение детскими учреждениями,
- управление социальными конфликтами и стрессами,
- организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления,
- организацию социального страхования.
8. Подсистема развития организационной структуры управления выполняет такие функции, как:
- анализ сложившейся оргструктуры управления,
- проектирование новой оргструктуры управления,
- разработка штатного расписания,
- формирование новой оргструктуры управления,
- разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства.
9. Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом осуществляет:
- решение правовых вопросов трудовых отношений,
- согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом,
- решение правовых вопросов хозяйственной деятельности,
- проведение консультаций по юридическим вопросам.
10. Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом выполняет следующие функции:
- ведение учета и статистики персонала,
- информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом,
- обеспечение персонала научно-технической информацией,
- организация работы органов массовой информации организации,
- проведение патентно-лицензионной деятельности.
9. Сущность и задачи кадрового планирования. Классификация факторов, влияющих на кадровое планирование.
Кадр.планирование – элемент системы упр-я человеческими ресурсами, который отслеживает качественные, количественные, пространственные и временные изменения персонала и его структуры.
Сущность кад.план. - это предоставление людям рабочих мест в нужный момент времени и необходимого количества в соответсвии с их способностями , склонностями и требованиями производства.
Задачи: С лекции: 1.разработка процедуры кадрового планирования и его взаимосвязь с другими видами планов;2. организация эффективного взаимодействия между плановой группой кадровой службы и плановым отделом организации; 3. приведение в жизнь решений, способствующих успешному осуществлению стратегии организации; 4. содействие организации в выявлении главных кадровых проблем и потребностей при стратегическом планировании; 5.совершенствонвание (улучшение) обмена информацией по персоналу между всеми подразделениями организации.
С инета:
- увязка кадрового планирования с планированием организации в целом
-анализ состояния рынка труда и тенденции его изменения в рассматриваемый период;
-содействие организации в выявлении главных кадровых проблем и потребностей при стратегическом планировании;
-оценка затрат на формирование и поддержание штатов, а также на реализацию мероприятий, предусмотренных кадровой политикой;
Факторы, влияющие на кадровое планирование:
· требования производства, стратегия развития предприятия;
· финансовые возможности предприятия, определяемый им и допустимый уровень издержек на управление персонала;
· количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменений в перспективе и др.;
· ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения, з/п, уровень труда, спрос, предложения);
· спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы;
· влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников;
· требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом и др.
10. Кадровая политика организации: понятие, цели, задачи и факторы, влияющие на выбор кадровой политики.
Понятие В широком смысле кадровая политика - система правил и норм в области работы с кадрами, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы, приводящая человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы
В узком смысле кадровая политика - набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях работников и организации.
Под кадровой политикой подразумевается формирование стратегии кадровой работы, установление целей и задач, определение принципов подбора, расстановки и развития персонала, совершенствование форм и методов работы с персоналом в конкретных рыночных условиях на том или ином этапе развития организации.
Цель
Цель кадровой политики организации — обеспечение своевременного обновления и сохранения количественного и качественного состава кадров и его развития в соответствии с потребностями организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда, которое достигается посредством обоснованного формирования кадровой политики.
Кадровое планирование в организации преследует следующие цели:
• получить и удержать людей нужного качества и в нужном количестве;
• наилучшим образом использовать потенциал своего персонала;
• быть способной предвидеть проблемы, возникающие из-за возможного избытка или нехватки персонала.
Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор
альтернативных вариантов достаточно широк:
1.увольнять работников или сохранять;
а) переводить на сокращенные формы занятости;
б) использовать на несвойственных работах, на других объектах;
в) направлять на длительную переподготовку и т.п.
2.подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет
необходимую подготовку;
3. набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих
высвобождению с предприятия;
4. набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью
при условии более рационального ее использования и т.п.
Задачи
Кадровая политика определяет цели, связанные с отношением предприятия к внешнему окружению (рынок труда, взаимоотношения с государственными органами), а также цели, связанные с отношением предприятия к своему персоналу. Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления.
Задачи кадровой стратегии включают: - поднятие престижа предприятия; - исследование атмосферы внутри предприятия; - анализ перспективы развития потенциалов рабочей силы; - обобщение и предупреждение причин увольнения с работы . Повседневная реализация кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству, при выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной области управления кадрами. Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы .
Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.
При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и
внутренней среде предприятия, такие как:
1 требования производства, стратегия развития предприятия;
2 финансовые возможности предприятия, определяемый им допустимый
уровень издержек на управление персоналом;
3 количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и
направленность их изменения в перспективе и др.;
4 ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики
предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения);
5 спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень
заработной платы;
6 влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников;
7 требования трудового законодательства, принятая культура работы с
наемным персоналом и др.
11. Содержание оперативного плана работы с человеческими ресурсами в организации.
Оперативный план работы с персоналом - это детализированный по временному (год, квартал, месяц, декада, рабочий день, смена), объектному (организация, функциональное подразделение, цех, участок, рабочее место) и структурному (потребность, привлечение, адаптация, высвобождение, использование, обучение, переподготовка и повышение квалификации, деловая карьера, служебно-профессиональное продвижение, расходы на персонал) признакам план с детальной проработкой оперативных действий, подкрепленных необходимыми расчетами и обоснованиями.
Управление трудовыми ресурсами на любом предприятии включает два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, для предприятия необходимо, чтобы в его распоряжении имелось достаточное количество персонала соответствующей квалификации в нужное время и нужном месте. С другой стороны, работники заинтересованы в благоприятных условиях труда и высоких заработках.
Структура типового оперативного плана работы с персоналом приведена наглядно ниже:
Оперативный план работы с персоналом должен включать в себя следующие пункты:
Планирование потребности в персонале
Планирование потребности в трудовых ресурсах является начальной и важнейшей стадией процесса кадрового планирования. Ошибки на этом этапе могут дорого обойтись предприятию. Недостаток трудовых ресурсов может привести к уменьшению объема выпуска продукции и услуг, в результате чего покупатели перейдут к другим производителям.
Планирование привлечения персонала и адаптация
Адаптация — процесс активного приспособлениячеловека к новой среде. Это означает, что происходят интенсивное знакомство сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями новой среды. Выделяют два направления адаптации:
Первичная: приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности Вторичная: приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности
Планирование высвобождения или сокращения персонала
Планирование высвобождения или сокращения персонала имеет существенное значение в процессе кадрового планирования. Вследствие рационализации производства или управления образуется избыток рабочей силы. Планирование высвобождения персонала позволяет избежать передачи на внешний рынок труда квалифицированных кадров и создания для этого персонала социальных трудностей.
Планирование использования персонала
Планирование использования кадров осуществляется путем разработки плана замещения штатных должностей. Наряду с учетом квалификационных признаков при определении места работы необходимо учитывать психические и физические нагрузки на человека и возможности претендента в этой области.
5. Планирование обучения
На предприятиях существует потребность в обучении, которое заключается в переподготовке и повышении квалификации работников. Планирование обучения персонала состоит из обучения внутри и вне предприятия, и самоподготовке.
6. Планирование деловой карьеры
Планирование деловой карьеры - это составление плана горизонтального и вертикального продвижения работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но также — каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе. Различают два вида карьеры: профессиональный и внутриорганизационный. Профессиональная карьера характеризуется тем, что сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии
развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию.
6. Планирование расходов на персонал
Расходы на персонал служат основой для разработки производственных и социальных показателей предприятия. Доля расходов на персонал в себестоимости продукции имеет тенденцию к росту.
12. Сущность, функции и задачи маркетинга человеческих ресурсов. Факторы внутренней и внешней среды организации, влияющие на организацию маркетинга человеческих ресурсов.
По определению основоположника теории маркетинга американского ученого Ф. Котлера маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Для пояснения этого определения рассмотрим понятия: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок.
Нужда- понимается ощущение нехватки человеком чего-либо.
Потребность- нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Спрос - это потребность, подкрепленная покупательской способностью.
Человеческие нужды, потребности и запросы удовлетворяются товарами. Под товароммы будем понимать то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Обмен- это основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Маркетинг только тогда имеет место, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы посредством обмена. Обмен - это акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Цели маркетинга: