XXXXX. Раскройте скобки, выбрав нормативную форму существительного
1. За ( ветхим домишко, ветхим домишком) начинается крутой спуск к реке.
2. Речь идет об аэропорте в ( Шереметьево, Шереметьеве).
3. Новые дачные участки выделены около ( Репино, Репина).
4. Цветы (мать-и-мачеха, мать-и-мачехи) издавна используются в народной медицине.
5. Автоприцеп «Турист» - это передвижная дача с двумя съемными (диван-кроватями, диванами-кроватями).
6. Укрывшись (плащ-палаткой, плащом-палаткой), чтобы не промокнуть под дождем, мы побежали к дому.
7. Информация получена от сотрудника (МИД, МИДа).
8. Состоятся гастроли (МХАТ, МХАТа) и московского (ТЮЗ, ТЮЗа).
9. Из города (Петропавловск-Камчатский, Петропавловска-Камчатского) мы выехали вечером.
10. С композитором (Бородиным, Бородином) связаны замечательные страницы в истории русской музыкальной культуры.
11. Сражение под (Бородино, Бородиным, Бородином) изменило ход Отечественной войны 1812 года.
12. Эволюционная теория, обоснованная (Дарвиным, Дарвином), имеет как своих сторонников, так и противников.
XXXXXI. Выберите нормативное окончание существительных. Учтите возможность вариантов:
1. Старое серебро начищено до блеска (а, у).
2. Плантация рис (а, у).
3. В магазины завезли превосходного виноград (а, у).
4. Здесь нет лес (а, у), кругом одна степь.
5. Потоки свежего весеннего воздух (а, у) врывались в открытое окно.
6. Больному не хватало воздух (а, у).
7. Ну и народ (а, у) на площади!
8. За ночь навалило столько снег (а, у), что не пройдешь от дома к калитке.
9. Столько крик (а, у) и визг (а, у) было, когда дети увидели реку.
10. Его не легко сбить с толк (а, у).
XXXXXII.Подчеркните нормативную форму Род.пад.мн. числа существительного:
1. Мать велела мне купить несколько (простынь, простыней).
2. Я не нашла в магазинах ни (апельсин, апельсинов), ни ( мандарин, мандаринов) и пять (килограмм, килограммов) (яблок, яблоков).
3. В нашем доме несколько (кочерг, кочерег).
4. В этом районе открыли много детских (яслей, ясель).
5. Для всей компании нам пришлось купить пять (дыней, дынь).
6. В поход мы взяли две пары резиновых (сапог, сапогов), несколько пар шерстяных (чулок, чулков) и (носок, носков).
7. Осенью всегда бывает много (свадьб,свадеб).
8. много (басен, басней) включено в новый учебник по литературе.
9. Роскошный дом украшало несколько (ставен, ставней).
10. После первых (заморозок, заморозков) мама заставляет носить шапку.
XXXXXIII. Обведите номера предложений, в которых допущены ошибки, связанные с ненормативным употреблением форм имен существительных:
1. Инфаркт – омертвление участка того или иного органа в результате закупорки или спазма кровеносных сосудов.
2. Вовлечение в хозяйственные обороты миллионов гектар пустующих земель – важнейшая задача.
3. Там, на самом краю обрыва я различаю крохотною ранчо.
4. Второе место жюри присудило учащемуся В.Корнейчуку.
5. 20 мая исполняется 60 лет начальнику планово-экономического отдела завода Борису Ивановичу Сороке. Дирекция завода поздравляет Б.И.Сороку с юбилейной датой.
6. Весной, пока стояли хорошие погоды, лесничество произвело носадку леса на большой площади.
XXXXXIV. Выберите вариант окончания существительного, рекомендуемый современной нормой. Учтите возможность стилистических вариантов:
1. Запах клея (1), клею (2).
2. Сладость мёда (1), мёду (2).
3. История народа (1), народу (2).
4. Попить чайка (1), чайку (2).
5. Несколько вагонов сахара-песка (1), сахара-песку (2).
6. Стакан крепкого чая (1), чаю (2).
7. Сорить деньгами без счёта (1), счёту (2).
8. Снять деньги со счёта (1), счёту (2).
9. Говорить с глаза (1), глазу (2) на глаз.
10. Смахнуть слезу с глаза (1), глазу (2).
XXXXXV. Раскройте скобки, выбирая подходящую форму прилагательных. Учтите возможность вариантов:
1. Эта река (спокойная, спокойна), в ней купаются даже не умеющие плавать.
2. Можете меня не утешать: я вполне (спокойный, спокоен).
3. На этот раз учитель был ( строгий, строгим, строг).
4. Порядки в этой школе (строгие, строги).
5. Климат в этих местах ( нездоровый, нездоров).
6. Директор сегодня не принимает: он (нездоровый, нездоров).
7. Цветы в вазе (живые, живы).
8. Подобные явления ещё (живые, живы) в нашем обществе.
9. Осень в Санкт-Петербурге обычно ( сырая, сыра), ( ветреная, ветрена), (дождливая, дождлива), а в Москве она (сухая, суха), (морозная, морозна).
10. ( Молодой, молод) он ещё!
XXXXXVI. Подчеркните подходящий вариант словосочетания:
1. В (систему доходов, доходную систему) отечественного (торгового предприятия, предприятия торговли) входят, кроме прибыли от реализации, прибыль от прочей деятельности, доходы от внереализационных операций.
2. Целью деятельности любой (коммерческой структуры, структуры коммерции) в (рыночных условиях, условиях рынка) в конечном счете является получение прибыли.
3. Существует несколько видов прибыли. (Предпринимательская прибыль, прибыль предпринимателя) Рассчитывается при помощи «потока наличности».
4. В отличие от продукции частных предпринимателей (заводская продукция, продукция завода) имеет более высокое качество.
5. (заводская продукция, продукция завода) получила высокую оценку международных экспертов.
XXXXXVII. Обведите номера предложений, в которых допущены ошибки, связанные с ненормативным употреблением числительных:
1. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 25 декабрю.
2. К зачету допускаются студенты, выполнившие три и более контрольных задания.
3. Пароход опаздывал на пару часов, все разошлись, и на берегу остались только четверо женщин в ярких платьях.
4. Для урока труда нужно купить 34 ножниц.
5. Длинной вереницей вытянулись медленно ехавшие 22 саней.
XXXXXVIII. Выберите из заключенных в скобки местоимений наиболее подходящее. Укажите возможные варианты:
1. Я заказал в библиотеку книгу, нужную мне для (моих – своих) занятий.
2. Берегите (ваше – свое), здоровье, не переоценивайте (ваши – свои) силы.
3. Вам не следует оставлять (вашу – свою) работу незаконченной.
4. Куда вы положили (ваш – свой) портфель?
5. Вам не следовало бы ссорить братьев с (их – своей) сестрой.
6. Весь вечер (моему – своему) брату Артур усердно помогал.
7. Хозяйка приветливо встречает гостей, для (всякого – каждого) находит доброе слово.
8. И она не забудет. Всех приветит, (всякому – любому) доброе слово найдет. Вот она какая.
9. Язык (всякого – каждого) действующего лица в пьесах Чехова отличается своеобразием.
10. Докладчик хорошо подготовился к выступлению и сумеет ответить на (каждый – любой) вопрос.
XXXXXX. Как называются жители этих городов? Выберите правильный вариант:
1. Гродно а) гродненец (гродненцы)
б) гродненчанин (гродненчане)
2. Киев а) киевлянин (киевляне)
б) киевчанин (киевчане)
3. Таганрог а) таганрогец (таганрогцы)
б) таганрожец (таганрожцы)
4. Елец а) ельнич (ельничи)
б) ельчанин (ельчане)
5. Молодечно а) молодеченец (молодеченцы)
б) молоденчанин ( молоденчане)
6. Могилев а) могилевец (могилевцы)
б) могилевчанин (могилевчан)
XXXXXXI. Обведите номера предложений, в которых допущены ошибки, связанные с нормами управления:
1. Проблема о разумном использовании природных богатств волновала людей еще в далекой древности.
2. Профорг отчитался о проделанной работе.
3. Не надо рассуждать о том, о чем вы не знаете.
4. Этот вопрос надо адресовать к главному редактору.
5. Директор обвинил сотрудников в некомпетентности.
6. Сообщение о результатах тестирования предваряло сегодняшнюю лекцию.
7. Я так давно вас не видел, очень по вам соскучился.
8. Всем нравится этот лектор, но все равно с него часто смеялись.
9. Сегодня мне не удалось дозвониться к нему, позвоню завтра.
10. Всей группой будем болеть сегодня за нашу сборную.
XXXXXXII. Обведите номера предложений, в которых нарушен порядок слов:
1. Прибыла телеграмма с просьбой увеличить выпуск одного типа машин.
2. Каждый рабочий закреплен за определенным станком, который следит за его состоянием
3. Брат не только побывал в доме отдыха, но и у отца в деревне.
4. Мы широко готовились отметить юбилей известного поэта.
5. Студенты хорошо справились с поставленными перед ними задачами.
6. Мы далеко еще не использовали возможности нового метода.
7. Только те студенты, которые успевают по всем предметам, могут поехать за границу во время учебного года.
8. Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами.
9. Директор принимает в этом кабинете людей с их проблемами.
10. Успехов больших добились учащиеся нашей гимназии.
XXXXXXVI. Раскройте скобки и поставьте глагол в прошедшем времени:
1. ЕЭС (выступить) за единую европейскую валюту.
2. Музей-квартира Булгакова (приобрести) неизвестные ранее письма писателя.
3. Журнал «Юность» (опубликовать) новую повесть молодого автора.
4. Команда «Динамо» (выступить) неудачно в кубке чемпионов.
5. МХАТ в прошлом сезоне (поставить) новую пьесу.
6. МИД (пригласить) новых сотрудников из числа выпускников БГУ.
7. «Спартак» (сыграть) неудачно в последнем матче.
8. Сухуми (раскинуться) в очень живописном месте.
9. Плащ-палатка (оказаться) только у одного участника похода.
10. Альфа-радио (выпустить) новую программу.
11. В нашем районе (открыться) кафе-бар.
12. Издательство «Наука» (выпустить) новую серию книг о животных.
XXXXXXX. Приведенные ниже тексты относятся к стилю:
а) публицистическому;
б) официально-деловому;
в) художественному;
г) разговорному
д) научному;
В целях обеспечения расширенного обновления экономики города необходимо развивать производство строительных материалов. В период с 1998 по 2000гг. коэффициент опережающего развития материально-технической базы в части прироста объемов продукции производства строительных конструкций и материалов в народном хозяйстве Минска составил 1.1, тогда как эффективность функционирования строительного комплекса определяется коэффициентом 1,3-1.4. ( ).
Привет! Был сегодня в городе? Что там твориться! Все готовятся к празднику, кругом народу! Ярмарки там разные, продают всякую всячину. Я себе кое-чего прикупил даже. Артисты понаехали, сцены всюду сооружают. Говорят, вечером фейерверк будет. Короче, день Города, чувствую, пройдет как надо. ( ).
Город – крупное поселение, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, обычно административно и культурный центр окружающего района. Город возникает на том уровне развития общества, когда общественное разделение труда приводит к отделению ремесла от сельского хозяйства и к возникновению регулярного товарообмена. В древности город чаще строили на холме, месте слияния двух рек, вследствие того, что это обеспечивало надежную защиту от нападения врагов. ( ).