Раздел 7. Основные факторы социальных изменений в современном обществе
Промышленная революция – составная часть научно-технического прогресса (взаимообусловленного поступательного развития науки, техники и производства) – заключалась в переходе от мануфактуры к машинному производству. В разных странах она происходила в разные исторические периоды. Сначала в Англии, вследствие изобретения и применения в промышленности паровой, затем прядильной машин с 60-х годов XVIII в. до 20-х годов XIX в. Потом на путь промышленной революции до конца XIX в. в разное время вступили США, Франция, Германия, Италия, Япония. В России начало промышленной революции относится к 1-й половине XIX в., завершение – к концу 70-х – началу 80-х годов XIX в.
Промышленная революция оказала решающее влияние на характер общественной жизни в указанных странах.
Основные социальные последствия промышленной революции состояли в изменениях социальной структуры и организации обществ этих стран, появлении и быстром росте новых социальных классов: предпринимателей и наемных рабочих, в возникновении массовых политических и профессиональных организаций и союзов, представляющих интересы названных социальных групп и слоев.
В результате стремительно увеличивалось население городов за счет сокращения численности сельского населения, распространялся городской образ жизни.
Не менее масштабными были социальные последствия следующих этапов научно-технического прогресса.
Вторая промышленная революция связана с научными открытиями в области теории электричества, изобретением функционально разнообразных электрических машин – двигателей, генераторов, трансформаторов, средств передачи электроэнергии на большие расстояния. Внедрение этих изобретений позволило в базовых отраслях промышленности заменить паровой привод машин электрическим, значительно повысить уровень механизации труда и его производительность, заметно улучшить условия труда в этой сфере экономики, стимулировало существенный рост потребности в квалифицированной рабочей силе.
Научно-техническая революция – следующий, качественно более высокий этап научно-технического прогресса – началась с середины XX в. Его принципиальное отличие от предыдущих этапов состоит в том, что научные открытия и их воплощение в новых машинах, устройствах, аппаратах и технологиях становится непосредственным фактором экономического, социального и культурного развития общества. Наука превращается в непосредственную производительную силу.
Научно-техническая революция характеризуется также тем, что наряду с промышленностью сферой широкого применения научных открытий и технических изобретений становятся и другие отрасли экономики: строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, медицина, образование, домашнее хозяйство, досуг, спорт, культура, управление.
В целом под воздействием научно-технической революции радикально изменяется отраслевая структура занятости населения. Это связано в первую очередь с резким сокращением потребности в ручном труде, основанном на применении физических усилий. Развитие электроники позволило перейти от механизации к широкой автоматизации и роботизации основных технологических процессов, созданию безлюдных производств и предприятий. Последние наиболее существенные изменения связаны с созданием и быстрым совершенствованием персональных компьютеров (РК). Общее направление изменения отраслевой структуры занятости состоит в резком сокращении численности занятых в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве, с одной стороны, и ростом численности занятых в отраслях сферы обслуживания или непроизводственной сферы: торговле, науке, образовании, здравоохранении, в организации отдыха, досуга, развлечений и в управлении – с другой. В итоге в промышленно развитых странах в настоящее время наиболее трудоемкими являются именно эти отрасли.
Научно-техническая революция проявляется не только в изменении состава рабочих мест, но также в изменении содержания труда на отдельных рабочих местах: происходят перемены в составе рабочих функций и операций. При этом возрастает доля сложных функций, требующих интеллектуальных, аналитических усилий взамен простых, стандартных, рутинных. Это, естественно, влечет за собой повышение требований к квалификации работников, уровню и продолжительности их общей и профессиональной подготовки. Работа на сложном, современном оборудовании, дистанционное управление энергоемкими технологическими процессами – характерная черта труда во многих отраслях хозяйства. Отсюда вытекают также более высокие требования к личностным качествам работников: самодисциплине, психологической устойчивости, нравственным установкам, социальной ответственности, приверженности нормам профессиональной и деловой этики.
Многократный рост производительности труда, происходивший в русле научно-технической революции, позволил промышленно развитым странам существенно сократить общественно необходимые затраты труда при сохранении общей тенденции роста ВВП, национального дохода, объема потребления и повышения качества жизни. Это положительно проявилось в дальнейшем сокращении продолжительности рабочего дня и рабочей недели, в увеличении свободного времени работников и оплачиваемых отпусков. В настоящее время на Западе наиболее распространенным стандартом является 40-часовая рабочая неделя согласно законодательству и 35-40-часовая согласно коллективным договорам. Продолжительность ежегодно оплачиваемого отпуска колеблется в зависимости от страны, отрасли, принадлежности к категориям рабочих или служащих, трудового стажа, иногда от возраста и условий труда. В большинстве европейских стран она составляет от 4 до 6 недель по коллективным договорам и от 4 до 5 недель по закону.
Интегрально научно-техническая революция привела к возрастанию роли личности как наиболее важного фактора повышения эффективности производства. Этот наиболее ценный социальный результат научно-технической революции связан с появлением большого числа принципиально новых рабочих мест, требующих электронного контроля хода производственно-технологических процессов, оперирования огромными потоками сырьевых, материальных, энергетических и информационных ресурсов, принятия рядовыми исполнителями самостоятельных решений относительно функционирования сложнейших технических комплексов. Даже незначительная небрежность и ошибки работников на таких рабочих местах стали чреваты большими потерями, а в ряде случаев крупными авариями и техногенными катастрофами.
Процесс возрастания роли личности работника как главного фактора эффективности производства способствовал переносу внимания менеджмента с управления материальными аспектами производства на человеческие, гуманитарные.
Гуманизация управления хозяйственными объектами – характерная тенденция, сопровождающая современную научно-техническую революцию. Эта тенденция наиболее отчетливо проявилась в развитии и возрастании значения служб управления персоналом. Она отразилась и в содержании их деятельности, и в соответствующем изменении названия этих служб. Рутинные оформительские, учетные и делопроизводственные функции уступили свое место функциям научным, аналитическим, методическим, прогностическим, проектным и плановым. Если раньше (в 60-70-х годы) наиболее распространенными названиями структурных подразделений, занимающихся обеспечением предприятий рабочей силой, были отдел кадров или отдел персонала, то в настоящее время мы чаще можем встретить такие названия, как отдел человеческих отношений или отдел человеческих ресурсов.
Говоря о социальных последствиях научно-технической революции, нельзя не остановиться на процессах глобального масштаба. В частности, следует упомянуть изменения, происходящие в системе разделения труда на мировом уровне.
Глобализация проявляется, например, в возрастании международной миграции рабочей силы. Направления миграции и квалификационный состав мигрирующей рабочей силы определяются в основном тремя факторами.
С одной стороны, это низкий уровень потребления и значительный избыток дешевой рабочей силы в странах так называемого третьего мира.
Другой фактор – нежелание местной рабочей силы в промышленно развитых странах трудиться на малопрестижных рабочих местах, связанных с выполнением грязной, тяжелой или опасной физической работы либо работы, не требующей или почти не требующей какой-либо квалификации и предварительной подготовки исполнителей.
Еще один фактор, влияющий в международном масштабе на характер занятости и мировое разделение труда, состоит в стремлении развитых стран перенести в развивающиеся страны экологически вредные или загрязняющие природную среду производства, а также производства с простыми технологиями, требующими относительно невысокого уровня профессиональной подготовки кадров инженерно-технического состава (всевозможные сборочные производства).
Такая политика несомненно ведет к сдерживанию развития национальных систем общего профессионального образования в данных странах и, следовательно, к стагнации уровня удовлетворения социальных потребностей их населения. Представляется очевидным, что у малообразованного индивида, не стремящегося к самосовершенствованию, потребности не могут быть высокими. Поэтому перемещение простых производств в отстающие и слаборазвитые страны сопровождается, как правило, насыщением их рынка печати и зрелищ низкосортной продукцией, рассчитанной на неразвитого потребителя. Примитивизация вкусов массы потребителей становится одним из новых механизмов международной экономической экспансии.
Вопросы и задания
1. В чем заключались социальные последствия промышленной и научно-технической революции?
2. Каким образом наука влияет на развитие производства?
3. В чем проявляется влияние науки на развитие социальных факторов производства?
4. Как вы понимаете термин "гуманизация управления"?
5. С чем связан рост значения службы управления персоналом как субъекта социального управления организацией.
6. Как влияют процессы глобализации и изменения в разделении труда на мировом уровне на подходы к удовлетворению социально-материальных потребностей населения?