Пять стратегических вопросов
Главное в современном стратегическом управлении — уметь задавать правильные вопросы. И делать это необходимо своевременно, то есть, по сути, непрерывно.
Джек Уэлш, легендарный бывший исполнительный директор компании General Electric (GE), задавал следующие пять вопросов, чтобы понять, в каком направлении движется то или иное бизнес-подразделение.
1. Как выглядит твоя глобальная конкурентная среда?
2. Что сделали твои конкуренты в последние три года?
3. Что ты им сделал за тот же самый период?
4. Как они могут тебя атаковать в будущем?
5. Что ты планируешь сделать, чтобы перепрыгнуть через них?
Две стратегические альтернативы
Перед любой фирмой стоят две взаимосвязанные стратегические альтернативы.
1. Вести за собой перемены в отрасли или следовать за ними?
2. Удерживать свою уже созданную конкурентную позицию или сменить название игры и попытаться перепозиционировать свой бизнес?
Цели корпоративной стратегии
Область устремлений
Определение вопросов, которые должны рассматриваться на корпоративном уровне. Эти вопросы могут включать определение видения, миссии и целей корпорации, вид бизнеса, которым корпорация должна заниматься, и способы интеграции и управления бизнесом.
Конкурентные контакты
Определение области конкурентной деятельности корпорации.
Деятельность менеджмента и отношения между подразделениями
Корпоративная стратегия стремится создать синергическое взаимодействие между подразделениями путем организации и координации совместного использования сотрудников и других ресурсов, инвестирования финансовых ресурсов в совместные проекты и совместную деятельность и участия подразделений в осуществлении другой корпоративной деятельности.
Практика менеджмента
Корпорации определяют, каким образом подразделения должны управляться: через прямое корпоративное вмешательство (централизация) или через автономное управление (децентрализация).
Методы бизнес-стратегии
Методы бизнес-стратегии предписывают:
1) смотреть внутрь: проводить стратегический анализ потенциала компании, чтобы определить ее отличительные способности и дополнить их набором воспроизводимых способностей (или дополняющих активов фирмы), которые дадут компании возможность продавать свои отличительные способности на рынке;
2) смотреть наружу: проводить стратегический анализ отраслей и рынков, в которых компания работает, чтобы определить те рынки, где способности фирмы могут создать ей конкурентное преимущество.
Роль стратегии предприятия
Успешными являются те компании, которые фокусируются на своих усилиях стратегически. Стратегия должна быть дерзкой, а не удобной. Чтобы удовлетворить и превысить ожидания покупателей, бизнес-команда должна руководствоваться общей корпоративной стратегией. Успешная стратегия повышает ценность компании в глазах покупателей, на которых она нацелена, благодаря тому, что в течение длительного периода компания удовлетворяет их потребности лучше, чем конкуренты.
Стратегия — это выражение того, как компания позиционирует себя по отношению к рынку, на котором она действует, и по отношению к другим компаниям, с которыми/она конкурирует. Это план развития компании, нацеленный на создание устойчивого преимущества перед конкурентами. Главный стратегический вопрос: почему разные компании, работающие в одной и той же среде, добиваются разных результатов?
Два ключевых вопроса стратегии:
- Каковы источники и характеристики успешного сочетания способностей и среды? Почему компании добиваются успеха?
- Как могут компании и их менеджеры сделать это сочетание более эффективным? Как компании добиваются успеха?
Стратегия дает ответ на следующие вопросы:
- Каковы источники устойчивого конкурентного преимущества компании?
- Как компаний будет позиционироваться по отношению к конкурентам в течение длительного времени, чтобы создать и защитить свое конкурентное преимущество?
- Каковы ее ключевые стратегические приоритеты?
Очень важно никогда не прекращать задавать вопросы.
Альберт Эйнштейн
Зачем нужен SWOT-анализ?
При стратегическом планировании для любой компании полезно провести анализ, который принимает во внимание не только ее собственный бизнес, но и бизнес ее конкурента и состояние рыночной среды.
Успешные компании развивают свои сильные стороны, находят и устраняют то, что может оказаться их внутренней ахиллесовой пятой, и избегают внешних угроз. Они также постоянно наблюдают за внешней рыночной средой и замечают и используют открывающиеся возможности быстрее, чем конкуренты. Анализ сильных сторон, слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT) — инструмент, который многие фирмы используют в этом процессе.
Проведение SWOT-анализа помогает определить пути исправления слабых сторон бизнеса и в то же самое время развития его сильных сторон. В идеальном варианте компании удается сделать так, чтобы ее сильные стороны соответствовали рыночным возможностям, возникающим в результате некоторых слабостей ее конкурентов.
Базовый SWOT
Сильные стороны. Что твоя компания делает хорошо? Что выделяет вас на фоне конкурентов? Какие преимущества у вас есть перед другими компаниями?
Слабые стороны. Перечисли области, где имеются сложности. Есть ли у вас финансовые проблемы, проблемы роста или другие трудности? На что жалуются покупатели? Какие потребности сотрудников пока не удалось удовлетворить?
Возможности. Найди области, в которых ваши сильные стороны используются недостаточно. Появились ли на рынке новые тенденции, совпадающие с вашими возможностями? Существуют ли ниши на рынке продуктов или услуг, в которые вы могли бы хорошо вписаться, но пока еще не вступили в конкурентную борьбу?
Угрозы. Поищи во внешней рыночной среде факторы, которые могли бы нанести ущерб вашему бизнесу. Становятся ли ваши конкуренты сильнее? Появляются ли новые тенденции, которые выпячивают ваши слабости? Видишь ли ты другие угрозы успеху твоей фирмы?
Продвинутый SWOT
Более глубокий SWOT-анализ помогает лучше понять конкурентную ситуацию, в которой действует компания. Можно усилить базовый SWOT за счет более детальной информации о конкурентах и ее тщательного анализа. Можно также более подробно изучить рыночную среду — зачастую возможности появляются в результате ее изменения. Также существует возможность углубить SWOT-анализ путем проведения опросов как внутри фирмы, на разных ее уровнях, так и снаружи, среди покупателей и экспертов.
Определив корпоративное видение, необходимо
создать венчурное предприятие для его достижения.
Просто подниматься по ступенькам лестницы
недостаточно — мы должны сами лестницы
превратить в ступеньки.
ВайсХавнер