Что такое стратегическое программирование?
Лидер должен быть гарантом того, что реализация стратегий будет в максимальной степени приближена к их формулировкам, которые, в свою очередь, должны наиболее точно отражать стратегическое намерение.
Стратегическое программирование — это планирование того, как сформулированная стратегия может наилучшим образом превратить стратегическое намерение в реализованную стратегию.
Для того чтобы стратегическое программирование работало, необходимо соблюдение двух условий: простота и стабильность.
краткосрочных планов, программ и бюджетов. Каждый уровень планов должен иметь соответствующий уровень бюджетов, с помощью которых планы претворяются в жизнь.
Планирование, программирование и бюджетная система (ППБС)
В модели стратегического программирования разработка планаи его реализация происходят последовательно.
• Формулирование стратегии: на основе заранее определенной миссии и соответствующих ей целей и задач менеджер определяет альтернативные стратегии и оценивает их, чтобы выбрать наиболее подходящую.
• Реализация стратегии осуществляется при помощи тактических приемов, описанных в серии более детальных и краткосрочных планов, программ и бюджетов. Каждый уровень планов должен иметь соответствующий уровень бюджетов, с помощью которых планы претворяются в жизнь.
Сильные стороны стратегического программирования
• Стратегическое программирование облегчает обсуждение стратегических вопросов и достижение интеграции между различными иерархическими уровнями и функциональными подразделениями организации.
• Стратегическое планирование, проведенное надлежащим образом, вооружает всю организацию своего рода дорожной картой, где проложен маршрут дальнейшего движения, и способствует развитию индивидуальной инициативы.
Слабые стороны стратегического программирования
В эпоху быстрых перемен организациям вряд ли стоит полагаться на стратегическое программирование как на основу процесса стратегического управления. Стратегическое программирование может успешно применяться только в особых, исключительно стабильных условиях, — а такие условия становятся все более редким явлением. К другим слабым сторонам стратегического программирования относятся угасающая жизнеспособность традиционных механистических организаций, неэффективность старых подходов командной экономики и сложность осуществления стратегического планирования в условиях быстро изменяющейся рыночной среды.
Б случае сложных адаптируемых
систем комплексность может создать
конкурентное преимущество во многих
ситуациях.
Мюррей Гелл-Манн
Что такое FutureStep?
FutureStep — это новый процесс стратегического управления, который помогает компаниям, особенно крупным многонациональным адаптируемым корпорациям, сделать гибкость и быстрое реагирование неотъемлемой частью каждого аспекта своей деятельности.
Это модульный инструмент. Его части могут быть использованы как независимо, так и в рамках целой программы в качестве руководства по стратегическому принятию решений.
Зачем нужен FutureStep?
Процесс FutureStep создан для того, чтобы помочь организациям найти правильный путь в усложняющейся и непредсказуемой рыночной среде будущего. Это достигается путем содействия развитию организации как сложной разведывательной системы.
Основное внимание фокусируется на том, что организация может сделать сегодня, чтобы увеличить свою способность к адекватным действиям и устойчивому развитию в будущем.
История создания
Этот подход к стратегическому управлению развивался в течение нескольких лет благодаря практическим экспериментам, проводимым многонациональными корпорациями в различных отраслях в Европе, Северной Америке и Азии. Среди организаций, которые первыми стали испытывать этот подход к стратегическому управлению, — ЪМ, British Telecom (ВТ), The British National Health Service, Dutch Telecom, Hewlett-Packard, Jardine Matheson, Shell, State Farm Insurance и US Department of Defense.
Преимущества, которые дает организациям применение FutureStep
1. Улучшение возможностей для сбора и анализа информации в корпорации, что приводит к повышению качества принятия решений и ускорению обучения.
2. Формирование более ясного и твердого стратегического устремления, что приводит к уменьшению риска.
3. Улучшение адаптивности, повышение скорости и гибкости реагирования на внешние перемены.
4. Оптимизация дизайна организации, когда структура организации отражает, как в зеркале, ее функции и содержит в себе собственные способности к трансформации.
5. Внутренние и внешние участники бизнеса находятся в гармонии с общей устойчивой моделью экосистемы бизнеса, вместе с которой организация развивается.
Типы тактик
Бизнес-тактики — это маневры, которые подразделение компании — бизнес-единица — использует в борьбе с конкурентами, чтобы создавать новые ниши на рынке, развивать и расширять их, уходить от угроз и помогать успешной реализации более общей корпоративной стратегии.
Классификацию тактик можно проводить по двум дихотомическим шкалам: оборона— атака и профилактика — бой.
Наступательные тактика более агрессивны — вместо ожидания атак со стороны конкурента наступающая фирма берет инициативу в свои руки и начинает контролировать ситуацию на рынке.
Оборонительные тактики применяются, когда фирма предпочитает защищать сложившуюся ситуацию и реагировать на внешние события по мере их возникновения.
Вторая шкала бизнес-тактик предполагает выбор между предупредительными, или профилактическими, действиями и вступлением в бой.
Предупредительные тактики помогают избежать конкурентных войн. Маневры проводятся так, чтобы получить преимущество над конкурентом, не вызывая его при этом на открытый бой.
Боевые тактики включают в себя различные активные маневры и действия, характерные для реальной битвы между Соперниками.
Путем наложения этих дихотомий друг на друга создается матрица, состоящая из четырех ячеек. Она используется для организации широкого разнообразия известных тактик в более общие и удобные для работы категории: упреждение, атака, сдерживание и реакция.
Упреждение является агрессивным действием, нацеленным на то, чтобы опередить потенциальных соперников и занять новую рыночную нишу раньше их, дабы избежать конкуренции. Широко известные тактики упреждения включают радикальные инновации, атаки с новыми идеями на самого себя, демонстрацию мощи и захват.
Атака означает прямую конфронтацию на позициях, занимаемых конкурентами. Атаки могут осуществляться в разных формах: лобовая атака, обход с фланга, партизанская война и длительная осада.
Цель тактики сдерживания — повлиять на расчеты соперника, касающиеся того, что он может выиграть или проиграть, если атакует ваши позиции. В результате применения этой тактики можно убедить потенциального агрессора, что атака будет для него невыгодна, или изменить направление атаки так, чтобы она стала менее опасной для обороняющегося.
Фирмы, реагирующие на атаку со стороны конкурентов, также могут выбирать различные тактики действия, которые включают контратаку, быстрое преследование конкурента, начавшего занимать новую нишу рынка, сокращение своих позиций или отступление.
Десять школ
В настоящее время в стратегической теории доминируют десять глубоко укоренившихся, хоть и узких концепций. Ученые и консультанты продолжают фокусироваться на этих односторонних подходах, однако менеджеры должны стараться увидеть картину своей стратегии со всех сторон. На самом деле самые крупные неудачи в области стратегического управления происходили именно тогда, когда менеджеры принимали одну из этих концепций чересчур близко к сердцу.
Школа дизайнарассматривает процесс создания стратегии как достижение оптимального баланса между внутренними силами и слабостями организации и внешними угрозами и возможностями для нее (SWOT-анализ).
Школа планированияиспользует тот же принцип, что и школа дизайна, но с одним исключением: здесь используется более формальный подход. Эта концепция плохо соответствует требованиям новой, быстро изменяющейся экономики, поскольку не допускает ни создания стратегии в реальном масштабе времени, ни творчества.
Школа позиционированиясужает стратегию до нескольких основных позиций, выбранных путем формального анализа ситуации в отрасли. Таким образом, создатели стратегии превращаются в аналитиков.
Предпринимательская школа,как и школа дизайна, в центрпроцесса ставит руководителя, но, в отличие от школы дизайна и в полном контрасте со школой планирования, при создании стратегии полагается в основном на интуицию.
Школа познанияхарактеризуется более субъективным взглядом на стратегическое управление: познание используется для создания стратегий как творческих интерпретаций, а не для простого построения карты реальности.
Школа обученияподвергает сомнению директивные методы прочих перечисленных здесь школ. Она заявляет, что стратегии постоянно развиваются, что стратегом может быть любой человек в организации и что формулирование и реализация стратегии переплетаются.
Силовая школаосновывает формулирование стратегии на силе, причем микросиловая школа во главу угла ставит политическое давление внутри организации, а макросило-вая — оказание давления на внешних игроков.
Культурная школа,в противоположность основанной на личных интересах и фрагментации силовой школе, фокусируется на общих интересах и интеграции. Создание стратегии рассматривается как социальный процесс, корни которого лежат в культуре организации. Стратегическое преимущество является продуктом культурных факторов, которые трудно скопировать.
Экологическая школаставит на первое место рыночную среду и подстраивает стратегию под ее требования.
Конфигурационная школасмотрит на организацию как на структуру — связанный набор характеристик и типов поведения — и таким образом в некотором смысле объединяет подходы прочих школ. Например, в механистических, стабильных организациях упор делается на планирование, а в динамичных и быстрорастущих — на предпринимательское лидерство.
Различие между воином и обычным
человеком состоит в том, что воин видит
во всем вызов и возможность новых достижений,
в то время как обычный человек видит во всем
либо благословение, либо проклятие.
Карлос Кастанеда
Лет — и все еще молода
Книга Сун Цзы «Искусство войны» — одна из лучших книг о стратегии и конкуренции. Она была написана приблизительно в 500 г. до н. э. На протяжении более 25 столетий секреты, описанные Сун Цзы, помогают читателям книги найти и упрочить свое конкурентное преимущество. «Искусство войны» — первая классическая книга по теории ведения войн — предлагает четкую философию того, как найти путь к успеху. Эта философия работает в любой конкурентной среде, где люди соревнуются или борются друг с другом за достижение некоторой цели. Сегодня многие лидирующие бизнес-школы во всех странах мира учат своих студентов тому, как создать конкурентное преимущество, опираясь на методы Сун Цзы. В стратегическом управлении книга «Искусство войны» послужила прочным фундаментом для создания школы позиционирования. Принципы этой школы доминировали во взглядах на формулирование стратегии в 1980-х гг.
История успеха. Гари Гальярди, ведущий специалист Америки по использованию методов Сун Цзы в современной конкуренции, дважды пытался создать свой бизнес, прежде чем открыл для себя «Искусство войны». Первая фирма стабильно приносила убытки, и после двух лет бесплодных стараний Гари ее закрыл. Вторая развалилась менее чем через год. После того как Гари начал изучать методы Сун Цзы, дела его третьей фирмы пошли в гору. Журнал Inc. включил ее в число 500 наиболее быстрорастущих частных предприятий Америки.