Сравнительный (рыночный) подход.
Сравнительный подход в оценке бизнеса предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быт проданы при наличии достаточно сформированного фондового рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком. Данный подход предусматривает использование информации по открытым компаниям, акции которых котируются на фондовом рынке, такая информация может использоваться в качестве ориентиров и при оценке компаний закрытого типа или открытых компаний, акции которых не котируются на фондовом рынке.
Особое внимание при сравнительном подходе уделяется:
– теоретическому обоснованию сравнительного подхода, сфере его применения, особенностям применяемого метода;
– критериям отбора сходных предприятий;
– характеристике важных ценовых мультипликаторов и специфике их использования в оценочной практике;
– выбору величин мультипликаторов, взвешиванию промежуточных результатов, внесению поправок.
В рамках данного подхода используются следующие методы оценки.
· Метод рынка капитала;
· Метод сделок (продаж);
· Метод отраслевых соотношений.
Метод рынка капитала, который базируется на ценах, реально выплаченных за акции сходных компаний на фондовых рынках. Данные о сопоставимых предприятиях при использовании соответствующих корректировок могут послужить ориентирами для определения стоимости оцениваемого предприятия. Преимущество данного метода заключается в использовании фактической информации, а не прогнозных данных, имеющих известную неопределенность. Для реализации данного метода необходима достоверная и детальная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий. Выбор сопоставимых предприятий осуществляется исходя из анализа сходных предприятий по отрасли, продукции, диверсификации продукции (услуг), жизненному циклу, географии, размерам, стратегии деятельности, финансовым характеристикам (рентабельности, темпам роста и пр.). Метод определяет уровень стоимости неконтрольного пакета акций. Информацию по сделкам с миноритарными пакетами акций можно получить в базе данных AK&M-list, а также на сайтах специализированных информационных агентств Финмаркет, Интерфакс, НАУФОР и др.
Метод сделок (продаж) является частным случаем метода рынка капитала. Основан на ценах приобретения контрольных пакетов акций сходных предприятий, либо цен приобретения целых аналогичных предприятий. Цена акций принимается по результатам сделок на мировых фондовых рынках. Метод определяет уровень стоимости контрольного пакета акций, позволяющего полностью управлять предприятием. На текущий момент информацию о сделках с крупными пакетами акций можно получить с официального сайта МГИ по результатам продаж государственных пакетов акций. Но на сегодняшний день количество таких сделок ограничено угольной, газовой, нефтехимической отраслями, что приводит к ограничению применения данного метода в российской практике оценки.
Метод отраслевых соотношений основан на специальных формулах и ценовых показателях, используемых в отдельных отраслях производства. Формулы и ценовые показатели выводятся эмпирическим путем из данных о продажах предприятий на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. Используется для ориентировочных оценок предприятий. Метод отраслевых соотношений пока не получил достаточного распространения в российской практике оценки в связи с отсутствием необходимой статистической информации, требующей длительного периода наблюдения. Сравнение с зарубежными компаниями не корректно, ввиду кардинально различного уровня экономического развития стран. Поэтому данный метод в российской практике практически не используется.
ВЫВОДЫ.
В результате анализа социально-экономического положения страны, анализа отрасли и компаний-аналогов, а также результатов проведенного финансового анализа мы пришли к выводу о целесообразности использования трех подходов к оценке:
· В рамках доходного подхода использовать метод дисконтированного денежного потока, так как применение метода капитализации считаем нецелесообразным по причине существенных изменений величины денежного потока в прогнозируемом периоде.
· В рамках затратного подхода - метод чистых активов, так как предприятие является действующим и не ожидается его ликвидации или банкротства.
· При оценке сравнительным подходом - метод рынка капитала, так как имеется информация по компаниям-аналогам, акции которых обращаются на фондовом рынке, а информация о сделках с крупными пакетами акций отсутствует.