Рынок: сущность, функции, структура.
В самом общем виде рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок есть результат естественно-исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.
Сущность рынка наиболее полно раскрывается в его функциях. К важнейшим функциям рынка относятся: ценообразующая, регулирующая, стимулирующая, дифференцирующая и санирующая.
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме. Признаками любой структуры являются: наличие целостности элементов, тесная связь между ними, определенная устойчивость этих связей.
Современный рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Классифицировать рынок можно по различным признакам: по общественному разделению труда (местный, национальный, международный); по формам собственности (частный, кооперативный, государственный); по объектам рыночного обмена (товарный, денежный); по организации рыночного обмена (оптовый, розничный, экспортный, импортный); по видам конкуренции (рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции).
Существует еще много других признаков классификации рынков. Однако их деление на виды в определенной степени условно, так как в жизни один и тот же рынок может объединять несколько различных признаков.
Спрос и факторы, его определяющие.
Спрос – это потребность в том или ином товаре, услуге, обеспеченная денежными средствами покупателя. Главным фактором, определяющим величину спроса, является цена.
Величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены на единицу товара. Чем выше цена, тем меньше спрос и наоборот.
Соотношение между рыночной ценой и объемом спроса на него называется кривой.
Неценовые факторы:
1) потребительские вкусы и доходы
-престижные товары (товары Веблена), если цена на эти товары уменьшилась, спрос на них может уменьшиться
-товары Гиффена, касается низкокачественных товаров; если доля расходов, которые семья тратит на эти товары, достаточно высока, то при увеличении цены на эти товары спрос на них может увеличится
2) число покупателей
3) цены на сопряженные товары
- взаимозаменяемые товары – увеличение цены на один товар приводит к увеличению спроса на другой (масло – маргарин, кофе – чай).
- взаимодополняемые товары (фотоаппарат – пленка).
4) потребительские ожидания
-изменение цены в будущем; -возникновение дифицита
При изменении цены товара изменяется величина спроса (движение по кривой) под действием неценового факторов меняется сам спрос – сдвиг кривой
Предложение и факторы, его определяющие.
Предложение – это кол-во товаров и услуг, которые производ. и предлагаются на рынке.
Величина предложения нах. в прямой зависимости от изменения цены на ед. товара
Неценовые факторы:
1) стоимость ресурсов
2) число производителей
3) ожидание производителей
4) цены на другие товары – при увеличении цены на товар производитель сокращает производство или увеличивает производство товара
5) технология
6) налоги и субсидии (средства из госисточников безвозмездно).
Рыночное равновесие.
Рыночное равновесие – это такое соотношение спроса и предложения, при котором количество товаров, которые покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители готовы предложить по данной цене и в данный момент времени.
На графике рыночное равновесие иллюстрируется пересечением кривых спроса и предложения. Кривые могут пересекаться только в одной точке – точке рыночного равновесия. Этой точке соответствуют равновесная цена и равновесный объем продукции.
Равновесная цена (Ре) – это цена, при которой на рынке нет ни избытка, ни дефицита товара.
Равновесный объём (Qе) – это то количество товара, которое реализуется по равновесной цене.
Если рынок находится в состоянии равновесия, то и продавцы, и покупатели продукции получают определенную выгоду от обмена.