Сметное нормирование и система сметных норм.
Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Основным методическим документом является Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004 - далее Методика).
В Методике даны общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства, порядок составления сметной документации и определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок.
Действуют также новые Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004).
Сметное нормирование – это система технических, организационных и экономических методов определения затрат времени, трудовых и материально-технических ресурсов на производство СМР с целью разработки и обоснования сметных норм и нормативов.
Сметным нормативом называется комплекс сметных норм, расценок и цен, представленных отдельными сборниками, содержащими требования по выполнению СМР, основу для определения сметной стоимости строительства зданий и сооружений.
Сметной нормой называют совокупность ресурсов затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин и механизмов, потребности в строительных материалах, изделиях и конструкциях, установленных на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
Расценка – это стоимость строительных, монтажных и других работ, установленная на принятую единицу измерения и зафиксированная на определенную дату.
Сметная цена определяет стоимость единицы измерения строительных материалов, изделий и конструкций или стоимость машино-часа эксплуатации машин, зафиксированная на определенную дату (базисный уровень цен).
Главная функция сметных норм – определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Сметные нормы могут быть использованы для определения потребности в ресурсах при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).
Государственные сметные нормы являются первичным нормативным документом и служат для разработки единичных сметных стоимостей – единичных расценок. Эти нормы приведены в ч. IV СНиП «Сметные нормы и правила» и отражают:
- данные о затратах труда, в человеко-часах;
- нормы времени строительных машин и механизмов, в машино-часах;
- нормы расхода материалов, полуфабрикатов, деталей и конструкций в натуральном выражении, в кубических метрах, штуках, тоннах.
Затраты труда определены исходя из средней продолжительности рабочего дня 6,82 ч.
В связи с тем что ч. IV СНиП включает поэлементные затраты на строительные работы, их называют Государственными элементными сметными нормами на строительные конструкции и работы (ГЭСН).
Нормы времени и расценки в строительстве. При выполнении строительных работ, монтаже оборудования и строительных конструкций затраты труда, заработная плата рабочих, монтажников и затраты машинного времени определяются в таблицах ГЭСН на основании сборников Единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР). В ЕНиР учитывается время, затрачиваемое рабочими на подготовительно-заключительные работы (подготовку рабочего места и инструментов, получение заданий и сдачу работ), время периодического отдыха, основное и вспомогательное.
Кроме ЕНиР для нормирования труда используются ТНиР (типовые нормы и расценки), ВНиР (ведомостные нормы и расценки), МНиР (местные нормы и расценки), ТНиР используются для нормирования труда работ вне ведомственной принадлежности. ВНиР применяются для предприятий отдельных ведомств. МНиР применяются для отдельных предприятий на стройках с более совершенной технологией СМР.
Тарификация работ произведена в соответствии с ЕТКС. К каждой таблице элементных сметных норм дается описание состава работ, учтенного в нормах. Отдельные таблицы сметных норм сгруппированы по видам работ и конструкциям в главы. В каждой главе имеется техническая часть, в которой даны указания по применению норм и правил определения объемов работ.
В связи с тем что нормы ч. IV СНиП содержат элементные данные о затратах трудовых и материально-технических ресурсов на СМР, они применяются только для составления единичных расценок и укрупненных сметных норм, определения потребности в ресурсах на строительство зданий и сооружений. Непосредственно для составления смет элементные сметные нормы ч. IV СНиП не используются и применяются как справочный материал.
Элементные сметные нормы учитывают среднеотраслевой технологический уровень строительного производства, влияние специфических условий производства работ, предусмотренных проектом организации строительства и производства работ, которые учитываются соответствующими коэффициентами, приведенными в технических частях сборников ЭСН.
Единичной расценкой называется сметный норматив, устанавливающий размер прямых затрат, т.е. без учета накладных расходов и сметной прибыли, в денежном выражении на единицу того или иного конструктивного элемента или вида работ. (Единичная расценка предназначена для составления смет по рабочим чертежам.) В единичной расценке в стоимостной форме учтены все затраты на выполнение полного комплекса работ, предусмотренного элементными сметными нормами.
Системные нормативы подразделяются на:
- государственные (ГСН);
- отраслевые (ОСН);
- территориальные (ТСН);
- индивидуальные (ИСН).
Государственные, производственно-отраслевые, территориальные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Федеральные нормативы утверждаются Госстроем, отраслевые и территориальные – соответственно министерствами и администрацией субъектов и регистрируются Госстроем.
Основой современного сметного нормирования являются сборники сметных норм и расценок на строительные работы – СНиП–2001.
Доходы, расходы и прибыль.