Особенности рыночных отношений в строительстве.
Строительство и все другие отрасли нашей экономики функционируют в условиях развития рыночных отношений.
Наличие товарного производства объективно обусловливает появление такой экономической категории, как рынок и развитие рыночной экономики. В узком смысле слова рынок – это место купли-продажи товаров и услуг, заключение торговых сделок. В этом определении присутствует пространственный аспект. С экономической точки зрения рынок –это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
В широком смысле слова рынок – это экономические отношения в сфере производства, распределения, обмена товаров и услуг и их потребления, на основе широкого использования денег и связанных с ними категорий (цены, кредиты, финансы).
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.
Регулирующая функция.Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?
Информационная функция.Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Стимулирующая функция.Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
Санирующая функция.Рынок, развивая конкуренцию, очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.
Функция ценообразования.Поступающие на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.
В рыночной экономике действуют присущие ей экономические законы: стоимости, спроса, предложения.
Закон стоимости –это закон, регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях рыночной экономики. Согласно данному закону, производство и обмен товаров осуществляется на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда. Это то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.
Важное место в рыночной экономике занимают спрос и предложение.
Спрос –фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей приобрести данный товар. Объем и структуpa спроса зависят как от цен на товар, так и от других неценовых факторов, таких как доходы потребителя, реклама, число потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряженные, сопутствующие товары.
Спрос связан с ценой. Данная связь отражена в законе спроса. Закон спроса – закон рыночной экономики, который устанавливает связь между ценой и спросом. С повышением цены спрос падает, и, наоборот, с понижением цены спрос растет, т.е. закон спроса устанавливает обратно пропорциональную связь между ценой и спросом.
Предложение – это то количество товаров, которое выносится на рынок.
Связь между ценой и предложением выражена в законе предложения. Закон предложения устанавливает связь между ценой и предложением. Эта связь прямо пропорциональна, т.е. с повышением цены увеличивается величина предложения товаров. Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цены: величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен, т.е. чем выше цена товаров, тем большее их количество может быть произведено и представлено к продаже на рынках.
Закон предложения характеризует прямое влияние цены именно на величину предложения.
Ранее мы говорили о том, как влияет всякое изменение цен на спрос и предложение товаров, т.е. рассматривали эти процессы автономно, но в реальной жизни спрос и предложение взаимосвязаны. Здесь могут быть такие ситуации:
1) спрос > предложения;
2) спрос < предложения;
3) спрос = предложению.
В первых двух ситуациях возникает противоречие между покупателем и продавцом. Кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Возникновение этого противоречия и его развитие требует либо увеличения производства товара, либо его сокращения. Изменение цены ориентирует производителя товара к действиям. Эти действия могут привести к тому, что предложение совпадет со спросом. Установится равновесная цена, одинаково приемлемая для всех участников рыночной сделки.
Любая отрасль накладывает отпечаток на развитие рыночных отношений, так как рынок представляет определенную связь между производительными силами и производственными отношениями. Это характерно и для строительства. Каковы же особенности рыночных отношений в строительстве?
1. Многие объекты строительства крупномасштабны и материалоемки. Особенно это относится к объектам производственного назначения. Их строительство требует большой концентрации капитала. Это – вполне объяснимая тенденция к развитию в строительстве акционерных обществ, финансово-строительных корпораций.
2. Для строительства, особенно производственного характера, присуще не только высокая концентрация капитала, но и производства. Строительство атомных электростанций, трубопроводов, металлургических и машиностроительных предприятий по силам только крупным строительным объединениям. В жилищном строительстве уровень концентрации производства и капитала может быть не таким высоким. Здесь может развиваться малое и среднее предпринимательство.
3. Субъектами рыночных отношений в области строительства производственного назначения обычно являются юридические лица, а в области жилищного строительства – это как юридические, так и физические лица (индивидуальные предприниматели). Это не исключает, что в жилищном строительстве по линии взаимоотношений между юридическими и физическими лицами могут быть различные посредники – юридические лица, которые доводят конечный продукт строительства до потребителя, покупателя.
4. Своеобразие рынка строительной продукции в том, что он, как и любой другой рынок, связан с большими объемами кредитования, что вызвано продолжительностью сроков строительства и необходимостью наличия оборотных средств. Это требует тщательной организации кредитных отношений, начиная с выбора банка и кончая подписанием договора и организации его выполнения.
5. Всякий рынок требует учета спроса и предложения товаров. Спрос на продукцию производственного назначения физически связан с фазами экономического цикла. Он наиболее высок на стадии подъема и оживления и будет снижаться в фазе кризиса, депрессии. Это может быть отнесено и к жилищному строительству. Однако здесь могут иметь место и сезонные колебания. Лето и весна – это периоды большой миграции населения, что может
стимулировать спрос на жилье. На спрос могут влиять и чрезвычайные условия, стихийные бедствия.
6. Предложение на рынке строительных работ специфично тем, что если вся остальная масса товаров может накапливаться, а затем по мере наступления благоприятной позиции рассредоточиваться и реализовываться, то накопление строительных объектов переходить не может, их невозможно перемещать с одного рынка, где имеет место преобладание предложения над спросом, на другой. Спрос и предложение на рынке строительной продукции не отличаются достаточной подвижностью. Отсюда высокие требования к менеджменту и маркетингу строительных организаций.
7. Рынок строительной продукции в отличие от других рыночных структур имеет и свои институты. Здесь функционируют риэлтерские фирмы, которые выполняют разнообразные функции: информационные, конструктивные и реализации строительной продукции. На рынке строительной продукции нет товарных бирж. Здесь можно говорить лишь о фондовых биржах, где происходят операции с ценными бумагами строительных предприятий.
8. Рынок строительной продукции подразделяется на первичный и вторичный. Первичный – это рынок новых зданий и сооружений, которые еще не эксплуатировались. Вторичный – это рынок объектов, которые уже были в эксплуатации.
Действие в капитальном строительстве законов рыночной экономики отличается от других отраслей.
Закон спроса действует в капитальном строительстве с учетом своеобразия самого конечного продукта. Если говорить о спросе на объекты производственного назначения, то этот спрос со стороны юридических лиц формируется под воздействием внутренних и внешних факторов, влияющих на макроэкономическую ситуацию состояния на рынке капиталов. Все зависит от экономического подъема или спада в той или иной отрасли. На рынке жилья основной спрос на продукцию строительства – это спрос со стороны физических лиц. Главным здесь будет уровень доходов населения.
Специфично и предложение строительной продукции. Увеличение предложения, особенно объектов производственного назначения, например автомобильных заводов, не может осуществляться в рамках краткосрочной и даже среднесрочной перспективы (4-5 лет), а требует более длительного периода времени, в то время как строительство и предложение на рынке предприятий по обслуживанию, ремонту автомобильного транспорта может изменяться в более короткие промежутки времени.
Товарно-денежные отношения существовали в строительстве и в советский период. Использовались такие экономические категории, как цена, прибыль, себестоимость, кредит, но их значение как экономических инструментов было ограничено самим существованием административно-командной системы. Объемы строительно-монтажных работ, цены зависели от решения вышестоящей организации, от государственного плана, а не от конкретной экономической ситуации. Рыночных отношений, как отношений купли-продажи, связанных с передачей объекта от одного собственника к другому, не существовало, потому что не было главного предмета этих отношений – частной собственности