Особенности налогообложения ПО
В соответствии с положениями главы 25 «Налог на прибыль организаций» действующего Налогового Кодекса Российской Федерации (НКРФ), некоммерческие организации являются плательщиками налога на прибыль с сумм превышения доходов над расходами, полученных от предпринимательской деятельности. При этом НК РФ предусматривает, что целевые поступления на содержание некоммерческих организаций, поступившие от предприятий и граждан, вступительные, паевые и членские взносы налогообложению не подлежат. Учет доходов и расходов целевых средств, доходов и расходов от предпринимательской деятельности в организации должны вести раздельно. Однако в законодательстве не указан порядок ведения раздельного учета. Таким учетом в нашей модели ПО является учет формирования и расходования средств фондов.
Таким образом, средства, объединенные членами некоммерческих организаций для осуществления уставной деятельности, являются целевыми и обложению федеральными и местными налогами не подлежат. Если же некоммерческая организация получает доходы от размещения временно свободных средств на депозитных счетах в банках, от сдачи имущества в аренду, другие внереализационные доходы, а также прибыль от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества, т.е. прибыль от предпринимательской деятельности, то она с полученной прибыли должна уплачивать в бюджет налог по установленной ставке.
Указанные доходы не могут быть уменьшены для целей налогообложения на сумму расходов, связанных с уставной деятельностью некоммерческой организации, включая осуществление управленческих функций. Эти расходы подлежат отнесению в полном объеме за счет целевых поступлений на содержание организации, а также за счет прибыли от предпринимательской деятельности, оставшейся после уплаты в бюджет налога на прибыль.
Если потребительские общества осуществляют все свои расходы только за счет паевых взносов и не осуществляют никакой хозяйственной деятельности, то налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении услуг, на расчеты с бюджетом не относится, а возмещается за счет источника покрытия этих расходов, т.е. за счет паевых взносов.
Численность и фонд оплаты труда освобожденных работников потребительского общества и сотрудников, работающих по договорам подряда и поручения, может быть объектом обложения как федеральными, так и местными налогами. Сюда относятся единый социальный налог, подоходный налог, транспортный налог.
При этом во внимание принимается тот факт, что кредитование пайщиков не является предпринимательской деятельностью, предоставление пайщикам займов из фонда финансовой взаимопомощи не носит характера реализации и, следовательно, проценты, выплачиваемые пайщиками за пользования ссудами, не являются выручкой для обложения НДС, что в бухгалтерском учете оформляется соответствующими проводками.
Так как основная деятельность, состоящая в осуществлении финансовой взаимопомощи, не носит характера предпринимательской, то есть имеет целью не извлечение прибыли, а оказание ссудо-сберегательных услуг пайщикам; так как ПО - это потребительские кооперативы граждан, существующие за счет имущественных паевых и иных взносов пайщиков; а также потому, что при передаче пайщиками потребительскому обществу личных сбережений на основании договора право собственности на личные сбережения не переходит от пайщиков к ПО, то доход, полученный от использования личных сбережений, является доходом пайщиков, а не самого общества.
Доходы, получаемые пайщиками по их вкладам в потребительских обществах, подлежат налогообложению на общих основаниях. При этом порядок уплаты налога в бюджет определяется положениями главы 23 действующего Налогового Кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц".
Согласно с положениями главы 30 действующего Налогового Кодекса Российской Федерации, потребительские общества являются плательщиками налога на имущество. Однако законодательство большинства субъектов РФ предусматривает льготы по налогу на имущество для некоммерческих организаций (к числу которых относится и ПО), а, зачастую, и непосредственно для потребительской кооперации.
В дополнение к вышесказанному отметим, что постановлением Правительства РФ от 24.01.94 г. № 24 (с изменениями и дополнениями от 5 мая и 17 июля 1995 г.) рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов рассмотреть вопрос "об освобождении организаций и предприятий потребительской кооперации полностью или частично от уплаты налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств и других налогов" в части, зачисляемой в бюджеты соответствующих административно-территориальных образований.
Кроме того, рекомендовано включать предприятия потребкооперации в программы поддержки малого предпринимательства, т.е. применять упрощенные схемы налогообложения.