Улучшение системы управления запасами
Актуальность совершенствования системы управления запасами для ООО «Ритейл Групп» объясняется результатами полученных оценок и данными анализа. Для повышения эффективности управления запасами и их оборачиваемости организации ООО «Ритейл Групп» следует произвести контроль и планирование состояния товарных запасов. Исходя из этого, следует определить наилучший и оптимальный уровень запасов, что обуславливается следующим:
- запасов должно хватать для беспрерывной и бесперебойной работы , а также товарооборота на ожидаемом уровне;
- организации требуется избегать лишних запасов, которые нерационально тратят и используют средства компании, следствием чего является снижение оборачиваемости.
Оптимальный уровень запасов находится между этими границами. Его планирование происходит с помощью модели экономически целесообразного размера заказа.
Исходя из того, что ООО «Ритейл Групп» имеет в составе своей продукции более 10 тыс. наименований, планирование запасов по каждому наименованию представляется невозможным. Чтобы определить группу товара применяется метод АВС-анализа.
Для определения удельного веса каждой группы товара из общего объема следует разделить группы товара по терм позициям: А, В и С. Категория А включает в себя товары с большим удельным весом ( 70-80%), категория В (10-20%), все остальное входит в категорию С. Все данные по товарообороту отдельных групп товара ООО « Ритейл Групп» отражены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Реализация продукции по товарным группам в 2016 году, в тыс. рублей
Товарная группа | Товарооборот | Товарная группа | Товарооборот | Товарная группа | Товарооборот |
Эхолоты | Аккумуляторы | Оснастка | |||
Моторы и лодки | Удилища | Катушки | |||
Очки | Леска | Ледобуры | |||
Аксессуары для эхолотов | Приманки | Обувь | |||
Инструменты | Коробки и ящики | Электромоторы | |||
Навигаторы | Сумки и рюкзаки | Палатки | |||
Спальники и коврики | Одежда | Зимнее оборудование | |||
Бинокли |
Результаты группировки реализуемой продукции представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Группировка реализованной продукции по категориям А, В и С
Категория А | Удельный вес, % | Категория В | Удельный вес, % | Категория С | Удельный вес, % |
Эхолоты | 12,1 | Моторы и лодки | 1,3 | Очки | 0,7 |
Удилища | 15,9 | Аксессуары для эхолотов | 3,1 | Инструменты | 0,9 |
Приманки | 12,7 | Навигаторы | 2,1 | Спальники и коврики | 0,9 |
Одежда | 7,9 | Коробки и ящики | 1,8 | Бинокли | 0,7 |
Катушки | 14,9 | Обувь | 4,2 | Леска | 0,5 |
Ледобуры | 9,7 | Электромоторы | 3,2 | Сумки и рюкзаки | 0,8 |
- | - | Оснастка | 3,5 | Зимнее оборудование | 0,4 |
- | - | - | - | Палатки | 1,1 |
- | - | - | - | Аккумуляторы | 1,6 |
Итого по категории А | 73,2 | Итого по категории В | 19,2 | Итого по категории С | 7,6 |
По результатам проведенного АВС-анализа по реализованному в 2016 году товару выявлено, что 73,2% товарооборота ООО «Ритейл Групп» приходится на шесть групп товара ( эхолоты, удилища, приманки, одежда, катушки и ледобуры). Удельный вес второй категории составил 19,2% и третей категории 7,6%. Исходя из этого особое внимание должно уделяться группам товаров категории А, так как в нее инвестируются наибольшие средства.
В реализационной практике нормой считается 10-15% запасов на которые приходится 71-80% расходов. Вследствие чего более правильно будет уделять внимание небольшому количеству запасов и затратам на их закупку.
Применяя метод управления товарными запасами ООО «Ритейл Групп» для одного товара, который входит в группу А «Эхолоты» - эхолот Humminbird (Америка).
Для вычисления нужного размера заказа составляется таблица расчета стоимости партии включая ее размер (см. таблицу 3.4). Для составления таблицы используются следующие данные:
- объем реализации - 90шт;
- стоимость одного эхолота – 15000;
- стоимость хранения одного эхолота – 15% от стоимости, т.е. 2 250 руб.
- расходы по оформлению одного заказа – 500р.
Таблица 3.4 – Расчет оптимального объема закупаемой партии
Показатели | Альтернативы размера заказа, кол-во эхолотов | ||||
1. Средний размер запаса* | |||||
2. Количество заказов, обеспечивающее необходимую потребность в товаре** | |||||
3. Годовая стоимость хранения запаса (п.1 х 2250 руб.***) | |||||
4. Годовая стоимость оформления запаса (п.2 х 500руб.****) | |||||
5. Совокупные расходы по оформлению и хранению заказа (п. 3 + п.4) | |||||
* При условии равномерной реализации товара средний размер запаса (п.1) равен половине размера заказанной партии товара. ** Рассчитывается путем деления необходимого количество товара (90 эхолотов) на размер заказа. *** 2250 руб. – стоимость хранения одного эхолота. **** 500руб. – расходы на оформление одного заказа. |
Анализируя полученные данные , оптимальным является заказ 10 эхолотов , так как именно этот заказ потребует минимальных затрат (15 750 руб.)
В настоящее время эхолоты закупаются два раза в год по 60 эхолотов, исходя из расчетов эти расходы в совокупности составляют 68 500руб . Следовательно, если организация будет закупать товар более мелкими партиями шесть раз в год, то получит экономию:
Э=68500-15750=52750 руб.
Если учитывать, что этот метод управления запасами может использоваться рядом товаров, которых входят в категорию А, эффективность этого способа для ООО «Ритейл Групп» может быть очень велика.