Индивидуальные предприниматели не только работают сами, но и создают новые рабочие места в сегодняшнее непростое время.

Численность привлекаемых индивидуальными предпринимателями наемных лиц составила:

· за 2016 год – 482 человека (увеличилась, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 13,4%, или на 65 человек).

Удельный вес занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц) от общей численности занятых в экономике по итогам 2016 года составил 21,3%.

По данным МНС, доляплатежей от субъектов малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в общей сумме поступлений, контролируемых налоговыми органами, составила:

· за 2016 год – 27,5% от общих поступлений в местный бюджет, или 26, 8 млн. рублей;

· за январь – сентябрь 2017 г. – 26,4% от общих поступлений в местный бюджет, или 20, 9 млн. рублей.

Улучшение деловой среды в Республике Беларусь

Оптимизация административных процедур

Осуществляется в рамках Государственной программы ”Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь“ на 2016 – 2020 годы (далее – Государственная программа):

· в 2016 году были упразднены 32 излишние, неактуальные и неэффективные административные процедуры для бизнеса;

· в январе – июне 2017 г. отменены 15 и упрощены
9 административных процедур.

Ведется работа по созданию электронного реестра административных процедур, осуществляемых по заявлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ввод в эксплуатацию запланирован на 2018 год). Будущий реестр – не просто актуальный перечень административных процедур в свободном доступе, но и четкие инструкции по их осуществлению, начиная с бланка заявления, требований к представляемым документам, и заканчивая сведениями о конкретном уполномоченном органе.

Неотъемлемой частью Государственной программы стала ”дорожная карта“ (более 40 мероприятий) по улучшению позиции Республики Беларусь в рейтинге Всемирного банка ”Ведение бизнеса“, реализация которой способствовала улучшению рейтинговых позиций Беларуси в отчете Всемирного банка ”Ведение бизнеса – 2017“, в сравнении с прошлым годом, на 13 пунктов (37-е место среди 190 стран мира).

Совершенствование контрольной (надзорной) деятельности

В последнее время в целях минимизации вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства предусмотрены:

· смещение акцента в деятельности контролеров на профилактическую работу; сокращение оснований для назначения внеплановых проверок;

· исключение возможности давать поручения на проведение проверки по находящимся в производстве правоохранительных органов материалам;

· исключение возможности вынесения контролером предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта;

· установление административной ответственности контролеров за совершение грубых нарушений при проведении проверок;

· создание при Комитете государственного контроля Межведомственного совета по контрольной (надзорной) деятельности; реформирование системы ведомственного контроля с переориентацией данных служб на проведение анализа (аудита) и принятие мер по повышению эффективности деятельности предприятия.

Данные нормы содержатся вУказе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 ”О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности“.

Налогообложение

В целях развития малого бизнесасоздана упрощенная система налогообложения (далее – УСН), для которой установлены одни из самых низких ставок на территории Евразийского экономического союза. УСН привлекательна простотой исчисления, возможностью не вести бухгалтерский учет, низкими налоговыми ставками (с 2013 года ставка налога при УСН равна 5% для организаций, не уплачивающих НДС, и 3% – для плательщиков НДС).

Справочно:

На 1 октября 2017 г. УСН применяют 404 организации
и 869 индивидуальных предпринимателей, что составляет 39% от всех плательщиков, состоящих на учете в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Жлобинскому району.

Из общего числа индивидуальных предпринимателей более 41% применяют УСН, около 48% являются плательщиками единого налога, около 10% применяютобщий порядок исчисления и уплаты налогов.

Для индивидуальных предпринимателей также действует специальный режим налогообложенияв виде уплаты единого налога в фиксированной сумме.

Сельхозпроизводителям Республики Беларусь предоставлена возможность применения льготного режима налогообложения в виде уплаты единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции по ставке 1%.

Предусмотрены специальные режимы налогообложения для лиц, занимающихся ремесленной деятельностью, оказанием услуг в сфере агроэкотуризма. При их применении не требуется регистрации физического лица в качестве субъекта предпринимательства, не предусмотрено ведение налогового учета, порядок уплаты налогов (сборов) понятен и прост.

Серьезные налоговые стимулы предусмотрены для развития производств и рынка услуг в сельской местности, малых и средних городах. Так, субъекты хозяйствования в течение семи календарных лет со дня их создания освобождаются от исчисления и уплаты основных налогов (налог на прибыль, подоходный налог от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, налог на недвижимость). Областным Советам депутатов Декрет № 6 предписывает установление для индивидуальных предпринимателей понижающих коэффициентов в размере не более 0,5 к ставкам единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Данные нормы содержатся в Декрете Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6”О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности“ (далее – Декрет № 6)

На 1 октября 2017 г. нормы Декрета № 6 применяют
7 плательщиков (2 организации; 5 индивидуальных предпринимателей), состоящих на учете в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Жлобинскому району.

Наши рекомендации