Прием и сдача бортпитания на борту самолета.
Бортпроводник принимает питание по накладной от экспедитора, которая служит для оформления приема-сдачи продуктов на самолет и оформляется в 4-х экземплярах.
При приеме питания бортпроводник обязан:
- проконтролировать правильность заполнения накладной и ярлыков;
- сверить фактическое количество принимаемого питания с записями в накладной, в частности проверить соответствие рациона распорядку питания на данный рейс;
- меню привезенного питания и нормы продуктов должны соответствовать одному из вариантов Инструкции 11/7 от 1980г.
- количество питания должно соответствовать количеству пассажиров, указанного в сопроводительной документации;
- в накладных или на маркировочных ярлыках цех обязан расставить сроки реализации, а бортпроводник должен это проконтролировать.
Если питание привезено по норме, накладная и ярлыки оформлении правильно, бортпроводник и экспедитор обмениваются подписями о приеме-сдачи.
Оформление недовложения питания,
Обнаруженного в полете.
Если обнаружено недовложение питания, то на соответствующем ярлыке бортпроводник составляет акт, в который записывает наименование и количество недовложения.
Если в одном контейнере несколько недовложений, то их общее количество не должно превышать общее количество порций в контейнере.
Акт-ярлык на недостачу вписывается во 2 и 4 экземпляр накладных в графу приложение или на свободное поле. По окончании рейса акты сдаются с отчетом по питанию в службу бортпроводников.
Таким образом, авиакомпания предъявляет счет на стоимость недостачи в ЦБП с приложением акта-ярлыка, а сдача посуды производится только по перечню на посуду. Контейнер экипажа вскрывается, считается, проверяется.
Неиспользованные в полете продукты, сохранившие сроки реализации, качество и товарный вид, подлежат сдаче в цех бортпитания по накладной на возврат. За сданные продукты между цехом и авиакомпанией будет произведен перерасчет.
Возврату подлежат продукты длительных сроков реализации в фабричной упаковке:
- прохладительные напитки
- соки
- спиртные напитки в фабричной упаковке
- печенье, конфеты, шоколад, джем, чай, кофе, сахар, специи.
Скоропортящиеся продукты в порциях и разложенные на тарелке реализовываются на борту ВС в пределах сроков реализации, либо сдаются как отходы.
Бланки оформления на возврат выдаются в службе бортпроводников 4 экземпляра на каждый перелет с питанием. Должны быть пронумерованы, иметь штамп аэропорта и выдаваться под роспись в журнале учета бланков.
Накладная заполняется бортпроводником, где указывается дата, № рейса, тип и № самолета, ФИО бортпроводника. В графе «получатель» экспедитор записывает свою фамилию и далее идет перечисление сдаваемых продуктов с указанием способа упаковки. Наименование продуктов должно указываться подробно. В примечании указывается, что продукты сдаются в фабричной упаковке. В заключительной части бортпроводник указывает наименование сдаваемого рациона, количество порций, бутылок. Бортпроводник и экспедитор обмениваются подписями с указанием точного времени.
Действия бортпроводника при обнаружении
Недоброкачественных продуктов.
Перед началом разогрева и сервировки бортпроводник должен осмотреть банки и бутылки. Если обнаружены недоброкачественные продукты, такое питание пассажирам не выдается, оформляется акт на оборотной стороне соответствующего ярлыка, в котором отражается количество недоброкачественных продуктов. Акт подписывается КВС, бортпроводником-бригадиром и ответственным за питание.
Недоброкачественные продукты сдаются возвратом по накладной в службу бортсервиса в базовом аэропорту. Если это происходит по трассе, то в ближайшем аэропорту посадки на борт ВС вызывается санитарный врач, который проверяет качество продуктов и составляет акт на уничтожение, 1 экземпляр передается бортпроводнику.
По возвращению в базовый аэропорт бортпроводник сдает документацию в службу:
- отчет по питанию
- накладные на питание
- возвратные накладные
- акт на ярлыке ресторана
- акт санитарного врача
Отчет по питанию
В конце рейса бортпроводник обязан оформить отчет за расход питания в рейсе в 1-ом экземпляре, который оформляется по каждому перелету с питанием и в конце подводится итог по всем графам, заверяется подписью и штампом бортпроводника. По окончании рейса к отчету прикладывается вся документация по питанию.