Характеристика, имеющихся проблем МО ГО «Воркута»
1. Несбалансированность регионального и местного бюджетов. Изменение налогового и бюджетного законодательства привело к централизации доходных источников в пользу вышестоящих бюджетов, в результате чего доходная база бюджета городского округа «Воркута» не обеспечивает в полном объеме и на должном уровне решение вопросов местного значения. Это приводит к неэффективному использованию бюджетных ресурсов, сокращению объема и качества бюджетных услуг, подрыву предпосылок для устойчивого экономического роста, усложнению условий для проведения структурных реформ, искажению условий равной конкуренции, ухудшению предпринимательского и инвестиционного климата, дальнейшему усилению межрегиональных диспропорций, росту социальной и политической напряженности.
Формулировка предложения:
С целью увеличения доходной части бюджета Воркуты необходимо рассмотреть возможности:
- внесения изменений в бюджетное законодательство, в части увеличения норматива отчисления НДФЛ в бюджеты городских округов, а также изменения в системе межбюджетных отношений;
- уменьшения степени централизации в вышестоящих бюджетах доходов;
- разработки четкой и прозрачной методологии расчета финансовой помощи местным бюджетам;
- повышения уровня заинтересованности муниципалитетов в их экономическом развитии;
- пересмотра передачи на уровень муниципальных образования отчислений от федеральных налогов (налог на прибыль, НДФЛ, НДПИ).
2.Сложности в отчуждении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, (а именно незаселенного (пустующего) муниципального жилищного фонда), расходы на содержание которых превосходят стоимость самой собственности.
Формулировка предложения:
В рамках законодательной инициативы предусмотреть возможность решения на федеральном уровне существующих пробелов в законодательстве, не позволяющих, либо делающих весьма затруднительным отчуждение жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Предусмотреть возможность принятия решения о внесении изменений в Закон Республики Коми от 28 июня 2005 года № 69-РЗ «О фонде финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми». А именно внести изменения (дополнения) в методику распределения дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) при расчете уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, и, как следствие, в части внесения дополнений в расчет индекса бюджетных расходов, предусмотрев в данном расчете критерий, устанавливающий наличие пустующего жилого и нежилого помещения в муниципальном образовании.
3.Высокие затраты муниципалитета на содержание пустующего жилья.
За последние десятилетия сократились объемы производства горнодобывающей отрасли, что привело к закрытию структурных подразделений градообразующего предприятия. Вследствие чего в ряде поселков теперь отсутствуют рынки труда и перспективы для дальнейшего их развития: значительно сократилась численность населения, имеется пустующее жилье, высок процент износа жилищного фонда, социальных и коммунальных объектов, мощности учреждений используются не в полном объеме.
Муниципалитет как собственник жилых и нежилых помещений в рамках ст. 155 Жилищного кодекса РФ несет бремя ответственности по оплате за отопление пустующих помещений и содержание общего имущества многоквартирных домов. Годовые затраты на содержание пустующего муниципального фонда составляют 150,0 млн. руб. (в 2016 году предъявлено исполнительных листов на сумму 135 617,6 тыс. руб., оплачено администрацией города – 148 569,8 тыс. руб., задолженность по исполнительным листам на 01.01.2017 оставляет 52 576,9 тыс. руб.). Возможная годовая потребность в средствах для исполнения обязательств судебных актов по муниципалитету порядка 600 млн. руб. 81% пустующего муниципального жилья находится в поселках и микрорайонах городского округа. В черте города жилье пустует в расселяемых домах, не подлежащих повторному заселению, а также в домах заселение в которых нецелесообразно и в домах, подлежащих реконструкции (ул. Мира, 3, ул. Суворова, 32). Всего в МО ГО «Воркута» 3554 пустующие муниципальные квартиры.
С целью сокращения неэффективных расходов бюджета, а также создания условий для эффективного, безопасного и комфортного проживания населения в условиях Арктической зоны с минимальной протяженностью инженерной инфраструктуры, в рамках проекта социально-экономического преобразования города Воркуты, в период с 2017 по 2025 годы планируется переселение в город Воркута более тысячи семей (1170 семей) четырех населенных пунктов (мкр. Советский, мкр. Цементнозаводской, пгт. Комсомольский, пгт. Заполярный), не имеющих перспектив для своего развития.
В рамках данного проекта в 2017-2018 гг планируется осуществить реконструкцию муниципальных зданий в черте города для создания жилищного фонда.
Затраты на реализацию проекта составят 700,0 млн. руб.
Формулировка предложения:
Заинтересованным органам исполнительной власти РК рассмотреть возможность финансирования данного мероприятия.
4.В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 «Правил согласования с Правительством Российской Федерации закрытия населенных пунктов (в том числе городов, поселков), полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1146 от 11.12.2013г. (далее – Правила) закрытие населенных пунктов возможно при наличии следующих обстоятельств:
- природно-климатическая или техногенная катастрофа, в результате которой населенный пункт непригоден для проживания;
- закрытие (ликвидация) на территории населенного пункта объектов, предназначенных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, при отсутствии возможности трудоустройства высвобождаемых работников таких объектов;
- закрытие (ликвидация) на территории населенного пункта единственной градообразующей организации с государственным участием при отсутствии возможности диверсификации экономики.
Формулировка предложения:
Предлагаем в перечень обстоятельств подпункта «б» пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1146 от 11.12.2013г., добавить:
- населенные пункты, не имеющие перспектив для дальнейшего развития, в которые будут включаться малонаселенные поселки, численность населения которых ежегодно снижается; имеется пустующее муниципальное жилье, высок процент износа жил.фонда, социальных и коммунальных объектов, мощность учреждений используются не в полном объеме, отсутствуют образовательные учреждения, бюджет несет большие затраты на содержание пустующего муниципального фонда поселков, на поддержание жизнедеятельности поселков направляются значительные средства местных бюджетов.
5.Отсутствие автомобильной трассы, связывающей Воркуту с другими регионами России, затрудняет экономическое и социальное развитие не только Воркуты, но и всего региона. Город находится в зависимости от железной дороги. Доставка грузов, в том числе и социально значимых продовольственных и непродовольственных товаров из других регионов, осуществляется только железнодорожным транспортом, что приводит к удорожанию товаров на 20-30%.
Мероприятие по строительству автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар с подъездом до МОГО «Воркута» включено в региональную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Республики Коми на период до 2020 года» без финансирования.
Формулировка предложения:
Рассмотреть совместно с представителями ОАО «Газпром» вариант строительства автотрассы с возможностью использования уже имеющейся технической дороги, что значительно удешевит реализацию данного проекта.
Включить мероприятие по строительству автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар с подъездом до МОГО «Воркута» в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» с выделением средств федерального бюджета для финансирования указанного мероприятия.
6.Большая протяженность автомобильных дорог и улиц городского округа «Воркута», обусловленная промышленным масштабом моногорода в ушедший советский период, а также просадочный характер вечномерзлых подстилающих грунтов не позволяет на сегодняшний день содержать дороги в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Необходимые финансовые средства для приведения дорожного полотна в нормативное состояние и комплектации техническими средствами безопасности движения составляют сумму в размере – 1196,0 млн. рублей.
Формулировка предложения:
Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РК рассмотреть возможность софинансирования мероприятий по капитальному ремонту улично-дорожной сети города.
7.Существует проблема высокого физического износа снегоуборочной техники, что затрудняет качественное содержание автомобильных дорог в условиях Крайнего Севера. Частые выходы из строя снегоуборочных машин во время эксплуатации, возникающие проблемы с приобретением расходных и запасных частей, в связи со снятием марок данной техники с производства, приводят к резкому ухудшению состояния автомобильных дорог муниципального образования.
В настоящее время из 137 единиц техники: 3 единицы - год выпуска с 1973 по 1979гг.; 36 единиц - с 1981 по 1990гг.; 66 единиц – с 1991 по 2006гг.; 32 единицы – с 2006 по 2014гг. Из 9 автогрейдеров, у трёх срок эксплуатации более 10 лет, у четырёх срок эксплуатации более 20 лет.
Особенно остро ощущается нехватка тяжелой снегоуборочной техники, а именно автогрейдеров и автопогрузчиков.
Формулировка предложения:
Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РК рассмотреть возможность дотирования мероприятий по приобретениюснегоуборочной техники.
8.Одна из наиболее важных проблем, связанна с ухудшением качества окружающей среды путем нерационального, экологически опасного и неорганизованного размещения отходов. В настоящее время на объектах захоронения твердо-коммунальных отходов (далее – ТКО) выявлены следующие проблемы:
- мощность существующих полигонов для захоронения не удовлетворяет потребности МО ГО «Воркута» в объектах захоронения ТКО;
- объекты захоронения/утилизации ТКО не соответствуют нормативным требованиям и эксплуатируются с отклонениями от проектной документации;
- на всех объектах захоронения ТКО существует дефицит специализированной техники для производства регламентных работ;
- из-за географических особенностей расположения города, вывоз каких-либо отходов за его пределы на утилизацию практически нереален. В связи с этим существует проблема утилизации таких отходов, как картона, бумаги, отходов пластика, вторичного использования и утилизации отработанных автомобильных шин, аккумуляторов, древесных отходов. На текущий момент невозможно решить вопрос вторичного использования отходов ГСМ, обтирочного материала, из-за строгих экологических требований по утилизации отходов только с применением специальных установок для их обезвреживания. В связи с этим строительство нового полигона ТКО наиболее обосновано и экономически оправдано и дает возможность проектирования полигона в соответствии со всеми необходимыми требованиями с использованием современных технологий.
На территории МО ГО «Воркута» прием таких отходов, как бумага, картон, пластик на основании лицензии № (11)-3091-СТО от 10 марта 2017 г на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещение отходов I-IV классов осуществляет общество с ограниченной возможностью «Унивекс-Север», на договорной платной основе. Это незначительно уменьшило нагрузку на городской полигон.
Формулировка предложения:
Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коминеобходимо рассмотреть вопрос финансирования из республиканского бюджета мероприятий по строительству ТКО, т.к. в городском бюджете денежных средств недостаточно для выполнения работ в полном объеме.
9.Нехватка педагогических работников в образовательных организациях МО ГО «Воркута».
Формулировка предложения:
Министерству образования и науки Российской Федерации на государственном уровне создать нормативно-правовую базу, регулирующую взаимодействие работодателей и ВУЗов в целях кадрового обеспечения системы образования.
10.Недостаточный охват санаторно-курортным оздоровлением детей, проживающих в условиях Арктики, с использованием инфраструктуры курортов Краснодарского края Российской Федерации.
Формулировка предложения:
Министерству образования и науки и молодежной политики Российской Федерации разработать целевую программу санаторно-курортного оздоровления детей, проживающих в условиях Арктики, с использованием инфраструктуры курортов Краснодарского края Российской Федерации.
11.Отсутствие уникального краеведческого музея Арктической зоны Севера России – краеведческого музея в г. Воркуте. Более 80 тыс. единиц музейных ценностей и предметов, связанных, в том числе с развитием Арктической зоны Севера России, историей ГУЛАГа, находятся на хранении и отсутствует возможность их публичного показа.
Формулировка предложения:
Министерству культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Министерству экономики Республики Коми рассмотреть возможность финансирования мероприятий по проведению капитального ремонта (реконструкция) здания краеведческого музея МБУК «Воркутинский музейно-выставочный центр» по адресу: г.Воркута, ул.Ломоносова, д.14.:
- Разработка ПСД;
- экспертиза проекта;
- включение в АИП Республики Коми;
- реконструкция здания и помещений;
- строительство экспозиций музея;
- благоустройство прилегающей территории.
12. Недостаточно развитая туристская инфраструктура, в т.ч. инфраструктура, предназначенная для организации внутреннего и въездного туризма:
· отсутствие комфортабельных мест отдыха, визит-центра, музеев, мини-гостиниц, подъемника (буксировочная канатная дорога), обустроенных трасс для катания на горных лыжах и сноутюбингах, причалов;
· отсутствие туристических приютов в тундре;
· отсутствие информационных щитов о природных объектах и достопримечательностей района;
· отсутствие логистической составляющей на территории Воркутинского района, в частности отсутствие дороги г. Сосногорск – г. Воркута, отсутствие дорог до старта туристических маршрутов;
· отсутствие соглашения с АО «Газпром» по беспрепятственному передвижению по дороге от г. Воркуты до Карского моря;
· труднодоступность и сезонность показа туристских объектов.
Низкая инвестиционная и деловая активность организаций и населения, способных привлечь российских и зарубежных туристов:
· недостаточное осознание потенциала туризма как такового, его воздействия на региональную экономику;
· дефицит квалифицированных кадров в сфере отдыха и туризма.
Недостаточная обеспеченность материально-технической базой, соответствующей современным требованиям и стандартам (МБУ Городской центр отдыха и туризма):
· недостаточное количество транспорта для заброски/выброски туристов;
· высокий износ туристического оборудования и снаряжения.
Формулировка предложения:
Министерству культуры, туризма и архивного дела Республики Коми рассмотреть возможность финансирования из средств федерального и республиканского бюджетов на создание инфраструктуры туризма в условиях Арктики.
13.Низкая укомплектованность врачебными кадрами и средним медицинским персоналом.
Для решения кадровой проблемы и привлечения специалистов в наш город между администрацией и учреждениями здравоохранения заключаются договора безвозмездного пользования муниципального имущества. Организовываются профориентационные встречи учащихся с руководителями учреждений здравоохранения, встречи-семинары со студентами-выпускниками медицинских академий городов Сыктывкара, Кирова и Ярославля. Приезжающим специалистам, с первого дня работы устанавливается северный коэффициент. Но это не решает проблему обеспеченности врачебными кадрами.
Формулировка предложения:
Министерству здравоохранения Республики Коми рассмотреть вопрос привлечения специалистов в город.
14.Физический, моральный износ и нехватка медицинского оборудования, в том числе диагностического оборудования.
Формулировка предложения:
Министерству здравоохранения предусмотреть возможность обновления медицинского оборудования.
15.Население МО ГО «Воркута» стремительно покидает город, в том числе население трудоспособного возраста. Миграционный отток с 1989 года составил 134 тыс. человек (61% населения), из них 90 тыс. человек (67% выбывшего населения) – население трудоспособного возраста. На 01.10.2017 численность населения составила 78 128 человека.
Формулировка предложения:
Для привлечения и сохранения кадрового потенциала МОГО «Воркута» необходимо социальное и материальное стимулирование населения за счет введения повышенных коэффициентов, пенсий, социальных выплат. Минэкономразвития России, Минтруду России и другим органам исполнительной власти РФ и Республики Коми рассмотреть возможность применения следующих мер:
· установить размер районного коэффициента к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям гражданам, работающим в Арктической зоне – не менее 100%;
· установить размер процентной надбавки за стаж работы в Арктической зоне не менее 100%;
· предусмотреть ежегодно оплачиваемый проезд к месту отдыха и обратно работающим гражданам, иждивенцам и пенсионерам;
· предусмотреть ежегодно оплачиваемое санаторно-курортное лечение жителям Воркуты
· организация ежегодного летнего отдыха для детей Воркуты и его ежегодной оплатой;
· предусмотреть дополнительный отпуск работающим в Арктической зоне, продолжительностью 30 календарных дней;
· предусмотреть работникам, приезжающим в Арктическую зону северные надбавки с первого дня работы в организациях, не зависимо от форм собственности;
· предусмотреть приезжающим на работу в Арктическую зону специалистам здравоохранения выплату подъемных: врачам в размере – 2,0 млн. рублей; среднему медицинскому персоналу - 1,0 млн. руб.; учителям в размере – 1,0 млн. руб.
· сохранить применение районного коэффициента к пенсии при переезде за пределы Арктической зоны;
· сохранить существующее федеральное законодательство в части возраста по выходу на пенсию для граждан, работающих в Арктической зоне: женщинам – 50 лет, мужчинам – 55 лет;
· предусмотреть льготное исчисление страхового стажа для назначения пенсии при работе в Арктической зоне (считать 1 год за 2 года);
· предусмотреть льготный стаж для лиц в Арктической зоне для мужчин и женщин - 12 лет; для лиц, имеющих 2-х и более детей - 10 лет;
· предусмотреть 100% компенсацию оплаты высокотехнологической помощи при заболеваниях, если данный вид медицинского обслуживания не оказывается в регионе;
· предусмотреть оплату больничных листов гражданам, работающим в Арктической зоне, в размере 100%, не зависимо от страхового стажа работы;
· предусмотреть назначение больничного листа по беременности и родам с 22 недель беременности в размере 52 недель;
· в целях повышения качества и доступности жилья предусмотреть выделение земельных участков в более южных районах Республики Коми (по согласованию с МО и МР) для жителей города Воркуты под индивидуальное жилищное строительство;
· предусмотреть государственную поддержку в размере 5% годовых по ипотечному кредиту на приобретение жилья при условии стажа работы в Арктической зоне не менее 10 лет;
· рассмотреть возможность внесения изменений в федеральное законодательство (125-ФЗ) в части увеличения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленный для расчета размера социальной выплаты гражданам, выезжающим из РКС.
16.Высокий износ объектов социальной сферы.
Неудовлетворительное состояние имеющихся образовательных, культурных и спортивных объектов является серьезным «тормозом» для развития образования, культуры и спорта в городе.
Формулировка предложения:
Министерству физической культуры и спорта Республики Коми, Министерству культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Министерству экономики Республики Коми рассмотреть возможность финансирования мероприятий по реконструкции и строительству социальных объектов, расположенных на территории МО ГО «Воркута» за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Коми.
17.Усинский водовод по всей протяженности является ветхим инженерным объектом (по результатам проведенной экспертизы в 2010г.ООО «Дианэкс»). Процент изношенности составляет 95%.
Кроме того, неудовлетворительное состояние теплоизоляционного слоя Усинского водовода не обеспечивает сохранность трубопроводов от промерзания в зимний период, что может являться причиной увеличения аварийных ситуаций и угрозой жизнеобеспечения города. Температура воздуха в зимнее время может достигать доминус 50 градусов.
Также, с учетом постоянного сокращения численности населения городского округа, с учетом снижения водопотребления, закрытия производственных предприятий и организаций, возникла необходимость уменьшения диаметра Усинского водовода по всей протяженности.
В настоящее время, для исключения возможности промерзания Усинского водовода существует необходимость в установке электрокотельной, а также разработка мероприятий по подогреву воды Спутника Усинского водовода (в случае расселения мкр.Советский и закрытия нерентабельной котельной).
На реконструкцию Усинского водовода необходимо более 15,0 млрд. руб. В бюджете МОГО «Воркута» требуемые средства отсутствуют.
Формулировка предложения:
Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, Министерству экономики Республики Коми рассмотреть возможность финансирования данного мероприятия за счет средств федерального и регионального бюджетов, включение данного мероприятия в государственные программы Республики Коми, а также оказать содействие в поиске инвесторов.
18.ООО «Цементная северная компания» единственное предприятие в Заполярье, производящее на протяжении более 60 лет цемент, портландцемент, активированный минеральный порошок и инертную пыль. С каждым годом объемы производства предприятия сокращаются, (2014г. – 103,4 тыс. тонн, 2016 год – 50,0 тыс. тонн), численность работников уменьшается.
Предприятие столкнулось со многими трудностями, одной из которых стало отсутствие автомобильной трассы, связывающей Воркуту с другими регионами России. Поэтому реализация продукции Воркутинского цементного завода осуществляется крупным оптом и только железнодорожным транспортом. Тарифы на железнодорожные перевозки высокие, что негативно отражается на финансовом состоянии предприятия, снижает качество логистики.
В связи с тем, что ООО «Цементная северная компания» является уникальным предприятием региона и способно обеспечивать качественной продукцией заказчиков Республики Коми и возникла необходимость модернизировать производство по выпуску цементной продукции, что позволит создать новые рабочие места, увеличить объем инвестиций в экономику города. Развитие отрасли по производству цемента будет способствовать развитию и диверсификации экономики МО ГО «Воркута» и позволит снизить социальную напряженность в моногороде.
Кроме того, бывшие работники шахты «Северная» проживают на пос. Северном, не далеко от которого находится цементный завод.
После модернизации производства по цементу большая часть работников шахты «Северная» сможет трудоустроиться на цементный завод.
Формулировка предложения:
Предлагаем предложить руководству ОАО «РЖД» разработать в отношении данного предприятия гибкую ценовую политику на транспортировку продукции, а также возможность взаимовыгодного сотрудничества. А также оказать содействие в финансировании мероприятий по модернизации производственных мощностей цементного завода.