Что такое договор и какова его роль в регулировании имущественного оборота?
Какие договоры можно отнести к организационным?
Предварительный договор отличается от договора, совершенного под условием (условной сделки), например, наступления определенного срока, поскольку порождает безусловную обязанность в установленный срок заключить предусмотренный им основной договор под угрозой судебного принуждения к его заключению. Последнее существенно отличает рассматриваемый договор от обычных договоров, заключаемых по свободному усмотрению сторон.
Гражданско-правовые договоры подразделяются на имущественные и организационные. К имущественным относятся все договоры, непосредственно оформляющие акты товарообмена их участников и направленные на передачу или получение имущества (материальных и иных благ). Организационные договоры направлены не на товарообмен, а на его организацию, т.е. на установление взаимосвязей участников будущего товарообмена. Они подразделяются на предварительные, генеральные и многосторонние договоры.
В силу предварительного договора его стороны обязуются заключить в будущем основной (имущественный) договор на условиях, установленных предварительным договором (п. 1 ст. 429 ГК) <1>. Заключение предварительных договоров становится весьма полезным и целесообразным при организации длительных (иногда многолетних) договорных взаимосвязей участников гражданского, прежде всего предпринимательского, оборота, например при систематических поставках крупных партий товара.
13.В чём сходство и в чём различие между предварительным договором и опционом?
Предварительный договор отличается от договора, совершенного под условием (условной сделки), например, наступления определенного срока, поскольку порождает безусловную обязанность в установленный срок заключить предусмотренный им основной договор под угрозой судебного принуждения к его заключению. Последнее существенно отличает рассматриваемый договор от обычных договоров, заключаемых по свободному усмотрению сторон.
В предварительном договоре различаются условия, во-первых, относящиеся к его содержанию и, во-вторых, относящиеся к содержанию основного договора, подлежащего заключению в будущем. Из числа первых следует прежде всего назвать срок, в течение которого стороны обязуются заключить основной договор (при его отсутствии в соответствии с правилом абз. 2 п. 4 ст. 429 ГК применяется годичный срок). Кроме того, предварительный договор необходимо должным образом оформить (как правило, письменно) под страхом его ничтожности.
Ко второй группе относятся условие о предмете и другие существенные условия основного договора, отсутствие которых превращает предварительный договор в юридически необязательное соглашение о намерениях. В предпринимательской практике иногда прибегают к заключению "рамочных контрактов", обычно содержащих лишь некоторые из необходимых (существенных) условий будущих основных договоров. Такие соглашения не могут считаться предварительными договорами, ибо не содержат всех существенных условий основных договоров (а иногда даже и обязанности по их заключению). Поэтому условия таких "рамочных контрактов", как и соглашения о намерениях оформить в будущем договорные отношения, не являются юридически обязательными предварительными договорами .
Договор поставки товаров для государственных нужд. Заключение этого договора.
Договором поставки для государственных нужд называется договор о передаче покупателю товаров, предназначенных для государственных нужд, заключаемый поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта.
Главная отличительная черта – особая цель использования товаров, а именно – их закупка для государственных нужд, в том числе в государственный резерв.
Договор поставки для государственных нужд является:
1) консенсуальным;
2) возмездным – основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены, и наоборот;
3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора поставки для государственных нужд.
Поставщик – предприниматель.
Государственный заказчик – утвержденные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или государственные учреждения.
Покупатель – любое юридическое лицо.
Предмет договора – любые товары, приобретаемые для использования в хозяйственных целях, в то м ч исле для предпринимательской деятельности. Закупка по государственным контрактам товаров иностранного производства не допускается.
Форма договора – письменная, заключается путем подписания сторонами одного документа.
Существенным условием договора поставки для государственных нужд является срок.
Права и обязанности поставщика :
1) заключение договора поставки для государственных нужд;
2) за просрочку поставки или недопоставку товаров по государственному контракту уплатить покупателю неустойку в размере 50 % от стоимости недопоставленной продукции и возместить убытки;
3) передачу товаров: а) путем отгрузки их покупателю либо путем предоставления товаров в распоряжение покупателя в месте нахождения поставщика;
б) вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару;
в) в определенном количестве;
г) в согласованном ассортименте;
д) соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен;
е) установленного качества;
ж) свободным от прав третьих лиц;
з) в таре и упаковке.
Права и обязанности государственного заказчика:
1) обязан принять товар; 2) обязан прикрепить к поставщику покупателя; 3) обязан оплатить товар; 4) выступить поручителем по обязательству покупателя оплатить товар.
Права и обязанности покупателя:
1) обязан принять предложенное поставщиком исполнение; 2) вправе отказаться от заключения договора полостью или частично; 3) оплатить товар, если поставка производится по отдельному договору поставки.
Заключение договора поставки товаров для гос. нужд:
1. Определение потребностей (нужд) государства в определенных товарах, выдача заказа на его поставку.
2. Размещение госзаказа – открытым способом (открытые и закрытые торги, конкурсы, аукционы) или закрытым способом (выбор конкретного поставщика)
3. Принятие поставщиком госзаказа. Это порождает заключение госконтракта, проект которого разрабатывается гос. заказчиком.
Поставщик, получивший проект госконтракта, обязан в 30-дневный срок пописать его (и вернуть экземпляр заказчику, либо уведомить об отказе. В последнем случае возможно понуждение заказчиком заключение контракта через суд (п. 5 ст. 528 ГК РФ). Разногласия также решаются в течении 30 дней.
31. Договор контрактации.
По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ).
Договор контрактации являетсявозмездным, консенсуальным, взаимным. Для него характерны следующие особенности.
Во-первых, в качествепродавца выступает производитель сельскохозяйственной продукции, прежде всего сельскохозяйственные коммерческие организации: хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность по выращиванию или производству сельскохозяйственной продукции. Эти субъекты реализуют сельскохозяйственную продукцию, выращенную или произведенную ими в собственном хозяйстве. Поэтому нет законодательных ограничений для того, чтобы относить к договорам контрактации также договоры по реализации гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной или произведенной ими на приусадебных или дачных участках.
Во-вторых, в качестве покупателя выступаетзаготовитель,т. е. коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по закупкам сельскохозяйственной продукции для ее последую- шей продажи либо переработки. К числу заготовителей по договору контрактации могут быть отнесены мясоперерабатывающие и молочные комбинаты, фабрики по переработке шерсти, а также оптовые торговые организации, заготовительные организации потребительской кооперации.
В-третьих, предметом договора является сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) в хозяйстве ее производителя. Имеется в виду продукции, которая непосредственно выращивается (зерно, овощи, фрукты и т. п.) или производится (живой скот, птица, молоко, овечья шерсть и т. п.). Поэтому по договору контрактации не могут реализоваться товары, представляющие собой продукты переработки, выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции, например, масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки. Реализация таких товаров должна осуществляться по договорам поставки.
Продавцом по договору контрактации могут быть не только сельскохозяйственные коммерческие организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых производство и реализация сельскохозяйственной продукции являются предпринимательской деятельностью, но также и граждане, производящие сельскохозяйственную продукцию на приусадебных, садово-огородных и дачных участках.
Покупателем (заготовителем) является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для последующей переработки или продажи, т.е. для использования в предпринимательской деятельности.
Сельскохозяйственная продукция определяется родовыми признаками и имеет две особенности:
- зависимость ее производства от природных факторов (погоды, нашествия вредителей, инфекционных заболеваний, эпидемий у животных);
- в момент заключения договора она еще не существует, это продукция, которую необходимо произвести.
Целью закупок, производимых с помощью контрактации, являются:
- последующая переработка продукции или продажа ее (п. 1 ст. 535 ГК РФ);
- помещение закупленной продукции на хранение в государственный фонд (в соответствии с Федеральным законом «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»).
Цена договора определяется правилами договора купли-продажи. Условие о цепе не относится к числу существенных условий договора.
Срок договора — как и в договоре поставки, относится к числу существенных условий договора.
Форма договора должна быть только письменной. Порядок заключения договора и разрешения разногласий, возникающих при этом, аналогичен договору поставки (ст. 507 ГК РФ).
Существенные условия договора ренты зависят от его разновидности. Общим для всех видов договора ренты существенным условием является, во-первых, его предмет. Под выплату постоянной и пожизненной ренты может быть передано любое имущество, тогда как объектом договора пожизненного содержания с иждивением выступает исключительно недвижимое имущество.
Предмет договора
К числу существенных условий в данном договоре, как и в любом другом, относится прежде всего предмет договора:
- рента - в денежной и натуральной форме,
- имущество, которое должно быть передано под выплату ренты.
Однако конкретизация указанного имущества для ее признания существенным условием договора в данном случае неодинакова.
Стороны в договоре ренты
В определении рассматриваемого договора, равно как и в других статьях § 1 гл. 33 ГК ("Общие положения о ренте и пожизненном содержании с иждивением"), отсутствуют какие-либо указания, ограничивающие участие в данном договоре отдельных субъектов гражданского права. Такие ограничения установлены применительно к отдельным видам (подвидам) договора ренты. При этом все подобные ограничения относятся только к одной стороне - получателю ренты.
Что же касается плательщиков ренты, то таковыми могут стать
- любые граждане,
- коммерческие или некоммерческие организации,
заинтересованные в приобретении имущества, предлагаемого получателем ренты, и способные выполнить императивные требования, предъявляемые законом к содержанию договора ренты и обеспечению ее выплаты.
Сроки
Пожизненная рента может быть установлена на период жизни гражданина, передающего имущество под выплату ренты, либо на период жизни другого указанного им гражданина. Постоянная рента устанавливается бессрочно.
Виды:
В зависимости от сроков:
1. Постоянная рента;
2. Пожизненная рента;
3. Пожизненная рента с иждивением.
В зависимости от степени участия товарно-денежных отношений:
1. Платная;
2. Бесплатная.
38.Договор пожизненного содержания с иждивением.
Предмет:
Недвижимое имущество;
Обеспечение повседневных жизненных потребностей получателя ренты.
Стороны:
Получатель ренты (гражданин):
1. Собственно, получатель;
2. Другой гражданин;
3. Несколько граждан.
Плательщик:
1. Гражданин;
2. Юр. Лицо.
Срок:
Равен периоду жизни иждивенца;
Выплачивается помесячно.
39. Договор аренды (имущественного найма), его основные элементы. Обязанности сторон по содержанию арендованного имущества.
40.Досрочное расторжение договора аренды по требованию арендатора и арендодателя.
41. Договор проката, его особенности. Обязанности по содержанию имущества, взятого в прокат.
42. Договор аренды транспортных средств.
43.Договор аренды здания или сооружения.
44.Договор аренды предприятий.
45.Договор финансовой аренды (лизинга).
46.Договоры коммерческого найма жилого помещения.
47. Договор социального найма жилого помещения.
48.Договор найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования.
49. Договор безвозмездного пользования имуществом (ссуды).
50. Понятие, предмет и стороны договора подряда. Отличие подряда от купли-продажи, возмездного оказания услуг, трудового договора.
51.Договор бытового подряда.
52.Договор строительного подряда.
53.Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ.
54.Подрядные работы для государственных нужд.
55.Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
56 .Договор возмездного оказания услуг. Особенности правового регулирования
57. Договоры НИИОКР.
Что такое договор и какова его роль в регулировании имущественного оборота?
В современном гражданском праве понятие договора стало многозначным. Во-первых, договор рассматривается как совпадающее волеизъявление (соглашение) его участников (сторон), направленное на установление либо изменение или прекращение определенных прав и обязанностей. С этой точки зрения он является сделкой - юридическим фактом, главным основанием возникновения обязательственных правоотношений (п. 2 ст. 307 ГК). Исходя из этого всякая двух- или многосторонняя сделка считается договором (п. 1 ст. 154 ГК), а к самим договорам применяются соответствующие правила о сделках, в том числе об их форме (п. 2 ст. 420 ГК).
Гражданско-правовой договор представляет собой основную, важнейшую правовую форму экономических отношений обмена. В рыночном хозяйстве договор становится одним из основных способов регулирования экономических взаимосвязей, так как их участники, будучи собственниками, по своему усмотрению определяют направления и порядок.
С помощью договоров экономические отношения подвергаются саморегулированию их участников - наиболее эффективному способу организации хозяйственной деятельности. Реализация использования, принадлежащего им имущества.
Договор придает результатам согласования общеобязательную для сторон юридическую силу, при необходимости обеспечивающую его принудительную реализацию.
Договорное саморегулирование всегда опирается на силу допустившего его закона.
2. Какова структура договора как правоотношения?
Понятие договора применяется к правоотношениям, возникшим в результате заключения договора (сделки), поскольку именно в них существуют и реализуются субъективные права и обязанности сторон договора. Когда, например, речь идет о договорных связях, об исполнении договора,ответственности за его неисполнение и т.п., имеются в виду договорные обязательства. На данные правоотношения распространяются поэтому общие положения об обязательствах (п. 3 ст. 420 ГК).
Действующий закон признает договором соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК).
В данном смысле договор представляет собой разновидность сделки и характеризуется двумя основными чертами:
- во-первых, наличием согласованных действий участников, выражающих их взаимное волеизъявление;
- во-вторых, направленностью данных действий (волеизъявления) на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей сторон.
Основной юридический (гражданско-правовой) эффект договора заключается в появлении связанности его контрагентов соответствующим обязательственным правоотношением. Вместе с тем необходимо различать договор как сделку и как возникшее в результате его заключения договорное обязательство.
Договор как средство (инструмент) регулирования взаимоотношений его участников предстает в виде согласованной сторонами и ставшей для них юридически обязательной программы их совместных действий по достижению определенного экономического (имущественного) результата.
3. Срок действия договора?
4. Как реализуется принцип свободы договора?
Во-первых, это свобода в заключении договора и отсутствие принуждения к вступлению в договорные отношения (п. 1 ст. 421 ГК). Иначе говоря, субъекты гражданского права сами решают, заключать им или не заключать тот или иной договор, поскольку никто из них не обязан вступать в договор против своей воли. Принудительное заключение договора допускается лишь как исключение, прямо предусмотренное либо законом (например, для публичных договоров в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК), либо добровольно принятым на себя обязательством (например, по предварительному договору в соответствии со ст. 429 ГК). Таким образом, утратила основу для существования и вызванная к жизни условиями "планово организованной экономики" категория так называемых хозяйственных договоров, которые стороны - "социалистические организации" (юридические лица) - заключали по административному принуждению и на условиях, установленных указанными актами, а не определенными их собственной волей.
Во-вторых, свобода договора состоит в свободе определения характера заключаемого договора. Иными словами, субъекты имущественного (гражданского) оборота сами решают, какой именно договор им заключить. Они вправе заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, если только такой договор не противоречит прямым законодательным запретам и соответствует общим началам и смыслу гражданского законодательства (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 421 ГК). Данное обстоятельство особенно важно в условиях формирующегося рыночного хозяйства, когда экономические потребности весьма изменчивы, а правовое оформление нередко отстает от них.