Цели, принципы и задачи преддипломной практики
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
Методические рекомендации для студентов
выпускных курсов всех форм обучения
080504.65 «Государственное и муниципальное управление»,
Москва 2011
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании УМС от «17»января 2011г., протокол №8-А/10-11
Составитель: к.с.н., доцент Сергушко С.В
Методические рекомендации предназначены преподавателям, осуществляющим научное руководство, и студентам выпускных курсов всех форм обучения специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».
© МФЮА, 2011
Оглавление
Общие положения.................................................................................................................... 4
1. Цели, принципы и задачи преддипломной практики................................................... 6
2. Организация и особенности прохождения преддипломной практики………………………………………………………………………………………...……..8
3. Методические указания по прохождению преддипломной практики……………………………………………………………………………….
4. Отчет по практике……………………………………………………………………….14
Общие положения
Преддипломная практика студентов Московской финансово-юридической академии проводится на последнем семестре обучения и является завершающим этапом обучения.
Преддипломная практика является обязательным этапом обучения для студентов всех форм обучения и не переаттестовывается на основании других документов об образовании.
К прохождению преддипломной практики допускаются студенты Академии, прослушавшие теоретический курс и успешно сдавшие все предусмотренные учебным планом экзамены, зачеты и курсовые работы, прошедшие все виды учебной практики и имеющие выбранную тему выпускной квалификационной работы (ВКР) и утвержденного научного руководителя ВКР.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебными планами продолжительность преддипломной практики по специальности «Государственное и муниципальное управление» составляет – 8 недель.
Базами практики являются федеральные, региональные и местные органы представительной, исполнительной и судебной власти, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, в соответствии со специальностью и специализацией студентов. Академия обеспечивает производственную базу преддипломной практики для студентов очной формы обучения. Студенты очно-заочной и заочной форм обучения проходят преддипломную практику по месту работы. Студент имеет право самостоятельно выбирать место прохождения преддипломной практики, согласовав его с выпускающей кафедрой.
Координацию работы по организации практики осуществляет деканат.
Непосредственное руководство студентом-практикантом осуществляют:
1. Научный руководитель дипломной работы, назначенный приказом ректора по представлению деканата и заведующего кафедрой, в задачи которого входит:
обеспечение студентов за неделю до начала практики заданием на преддипломную практику (Приложение 1), которое соответствует целевой установке на сбор практического материала для проведения дипломного исследования;
оказание методической помощи студентам при выполнении ими индивидуальных заданий, сборе информации и составлении отчетов по практике;
своевременное предоставление на кафедру информации о проблемах, возникающих в ходе прохождения практики.
2. Руководитель практики от организации, в задачи которого входит:
довести до студентов особенности прохождения практики в федеральных, региональных и местных органах представительной, исполнительной и судебной власти, а также на предприятиях (организациях, учреждениях) различных организационно-правовых форм, созданных на основе государственной или муниципальной собственности;
организация и контроль практики студентов в соответствии с программой и на основании положения о практике;
проверка выполнения студентами действующих на базе практики правил внутреннего распорядка, программы практики, посещение рабочих мест;
в период прохождения практики контролировать и направлять действия студентов на качественное выполнение запланированных работ, соблюдение правил техники безопасности;
составление и утверждение у руководства организации отзыва-характеристики (Приложение 2) на каждого студента, в котором отражаются сведения о полноте выполнения индивидуального плана, проявленных личностных и деловых качествах, уровень его профессиональной подготовленности и т.д.
Перед началом практики студент должен:
– познакомиться с Положением о практике;
– изучить Программу преддипломной практики;
– получить индивидуальное задание на преддипломную практику и согласовать план-график мероприятий с руководителем практики;
– заполнить в деканате заявление (Приложение 3) на закрепление места прохождения практики;
– вести дневник практики в соответствии с индивидуальным планом, где студентом отражается информация о работе, выполненной во время прохождения преддипломной практики.
По окончании преддипломной практики студенты представляют в деканат следующие документы:
– дневник практики (Приложение 4);
– отзыв-характеристику (Приложение 2) с места прохождения преддипломной практики, подписанный руководителем органа власти (руководителем структурного подразделения) или руководителем предприятия, где отражается уровень теоретической подготовки выпускника Академии, уровень базовых и специальных знаний, освоение различных форм и методов управленческой деятельности, выработка навыков самостоятельного анализа информации, работы с документами, взаимодействия с физическими и юридическими лицами и овладение основами управленческой культуры и этики;
– отчет (Приложение 5) о преддипломной практике, где обобщаются результаты выполнения заданий на преддипломную практику.
Руководитель преддипломной практики от Академии рецензирует отчет выпускника о преддипломной практике и дает заключение о допуске студента-выпускника к защите данного отчета.
Защита отчета принимается комиссией, назначенной приказом ректора, в составе декана (заместителя декана) факультета, заведующих выпускающими кафедрами, научных руководителей, ведущих специалистов Академии.
По результатам защиты отчетов комиссия выставляет оценку «зачтено – не зачтено» (оценка может быть дифференцированной).
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из МФИА как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.
Отчет о практике
Отчет о практике выполняется в виде пояснительной записки с иллюстрациями на листах бумаги формата А4. Отчет должен оформляться в строгом соответствии с требованиями государственного стандарта. В нем должна содержаться информация о структуре и методах работы организации, анализ наиболее сложных и интересных вопросов; должны быть освещены результаты выполнения конкретного задания на преддипломную практику.
Отчет о практике должен быть изложен на 15-20 страницах и не повторять дневник практики и программу практики.
Оформление отчета производится в следующей последовательности:
Титульный лист (Приложение 5).
Содержание. Перечень приведенных в отчете разделов, подразделов, подпунктов и их названий с указанием страниц.
Введение. Дается краткая характеристика органа государственной власти, государственного или муниципального предприятия. Приводятся основные функции, уровень управления, компетенции и задачи, которые стоят перед организацией в современных условиях.
Основная часть. Содержит отчет о конкретно выполненной студентом работе по заданию в период практики, а также сведения о том, что нового студент узнал на практике, какие встречались трудности в практическом применении знаний по различным вопросам программы практики. Содержание этого раздела должно отвечать требованиям, предъявляемым к отчету, программе практики и индивидуальному заданию в соответствии со спецификой специализации будущего специалиста.
Заключение. Студент делает свои выводы и вносит предложения по совершенствованию деятельности предприятия в рамках изучаемой темы.
Список литературы. Приводится список использованных источников, включая нормативные акты, стандарты предприятия, методические указания.
Приложения. Содержат документацию (формы, бланки, схемы, графики и т.д.), которую студент подбирает и изучает при написании отчета. Критериями отбора документа служит его ценность для использования в работе над выпускной квалификационной работой.
Приложение 1
«Утверждаю»
Зав. кафедрой
_____________________
«___» __________ 200_ г.
ЗАДАНИЕ НА ПРЕДДИПЛОМНУЮ ПРАКТИКУ
Студенту __________________
________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
1. Целевая установка
1.1. _________________________________________________________
1.2. _________________________________________________________
1.3. _________________________________________________________
1.4. _________________________________________________________
2. Место прохождения практики
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
(название организации и ее адрес)
3. Сроки прохождения практики
с «__» _______________ 200_ г. по «__» ______________ 200_ г.
4. Руководитель практики
____________________________________________________________
(ФИО, ученая степень, звание)
_____________________
(подпись)
Приложение 2
ОТЗЫВ-ХАРАКТЕРИСТИКА
________________________________________________________________
(ФИО студента)
проходил (а) преддипломную практику в ______________________________
________________________________________________________________
с «___» ____________ 200 __ г. по «___» ____________ 200 __ г.
в должности _____________________________________________________
Далее указываются виды работ, выполняемые студентом-практикантом, отражается степень его теоретической и практической подготовки, характеризуются личные и профессиональные качества.
Руководитель предприятия _________________
(подпись)
«____» ______________ 200__ г.
М.П.
Приложение 3а
ГАРАНТИЙНОЕ ПИСЬМО*
ЗАО «Ромб» гарантирует прохождение практики студенту группы ____ Васильеву Валентину Михайловичу в период с 11 декабря 2006 года по 03 марта 2007 года.
Генеральный директор Колесникова С.Л. ___________________
Начальник отдела автоматизации Сокол А.Е. ________________
М.П.
*Оформляется в случае самостоятельного выбора места прохождения практики
Приложение 4
Московская финансово-юридическая академия
Факультет _______________________________________
Кафедра ________________________________________
ДНЕВНИК
ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Студента группы __________________________________________________
_________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Предприятие ____________________________
Должность ______________________________
Москва 2011
Продолжение приложения 4
Форма заполнения дневника
Дата | Содержание выполненной работы | Подпись руководителя |
Студент __________________________ (подпись)
«___» _________________ 200__г.
Приложение 5
Московская финансово-юридическая академия
Факультет _________________________________________________
Кафедра __________________________________________________
ОТЧЕТ
О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Место прохождения практики _________________________________
____________________________________________________________
(организация, должность)
с «___» ____________ по «___» _____________ 200 _ г.
Выполнил(а) студент(ка)
_________ курса _____________ группы
__________________________________
(Ф.И.О.)
Руководитель практики от кафедры
__________________________________
(должность, Ф.И.О.)
Руководитель практики от предприятия
__________________________________
(должность, Ф.И.О.)
Москва 200 __ г.
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
Методические рекомендации для студентов
выпускных курсов всех форм обучения
080504.65 «Государственное и муниципальное управление»,
Москва 2011
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании УМС от «17»января 2011г., протокол №8-А/10-11
Составитель: к.с.н., доцент Сергушко С.В
Методические рекомендации предназначены преподавателям, осуществляющим научное руководство, и студентам выпускных курсов всех форм обучения специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».
© МФЮА, 2011
Оглавление
Общие положения.................................................................................................................... 4
1. Цели, принципы и задачи преддипломной практики................................................... 6
2. Организация и особенности прохождения преддипломной практики………………………………………………………………………………………...……..8
3. Методические указания по прохождению преддипломной практики……………………………………………………………………………….
4. Отчет по практике……………………………………………………………………….14
Общие положения
Преддипломная практика студентов Московской финансово-юридической академии проводится на последнем семестре обучения и является завершающим этапом обучения.
Преддипломная практика является обязательным этапом обучения для студентов всех форм обучения и не переаттестовывается на основании других документов об образовании.
К прохождению преддипломной практики допускаются студенты Академии, прослушавшие теоретический курс и успешно сдавшие все предусмотренные учебным планом экзамены, зачеты и курсовые работы, прошедшие все виды учебной практики и имеющие выбранную тему выпускной квалификационной работы (ВКР) и утвержденного научного руководителя ВКР.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебными планами продолжительность преддипломной практики по специальности «Государственное и муниципальное управление» составляет – 8 недель.
Базами практики являются федеральные, региональные и местные органы представительной, исполнительной и судебной власти, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, в соответствии со специальностью и специализацией студентов. Академия обеспечивает производственную базу преддипломной практики для студентов очной формы обучения. Студенты очно-заочной и заочной форм обучения проходят преддипломную практику по месту работы. Студент имеет право самостоятельно выбирать место прохождения преддипломной практики, согласовав его с выпускающей кафедрой.
Координацию работы по организации практики осуществляет деканат.
Непосредственное руководство студентом-практикантом осуществляют:
1. Научный руководитель дипломной работы, назначенный приказом ректора по представлению деканата и заведующего кафедрой, в задачи которого входит:
обеспечение студентов за неделю до начала практики заданием на преддипломную практику (Приложение 1), которое соответствует целевой установке на сбор практического материала для проведения дипломного исследования;
оказание методической помощи студентам при выполнении ими индивидуальных заданий, сборе информации и составлении отчетов по практике;
своевременное предоставление на кафедру информации о проблемах, возникающих в ходе прохождения практики.
2. Руководитель практики от организации, в задачи которого входит:
довести до студентов особенности прохождения практики в федеральных, региональных и местных органах представительной, исполнительной и судебной власти, а также на предприятиях (организациях, учреждениях) различных организационно-правовых форм, созданных на основе государственной или муниципальной собственности;
организация и контроль практики студентов в соответствии с программой и на основании положения о практике;
проверка выполнения студентами действующих на базе практики правил внутреннего распорядка, программы практики, посещение рабочих мест;
в период прохождения практики контролировать и направлять действия студентов на качественное выполнение запланированных работ, соблюдение правил техники безопасности;
составление и утверждение у руководства организации отзыва-характеристики (Приложение 2) на каждого студента, в котором отражаются сведения о полноте выполнения индивидуального плана, проявленных личностных и деловых качествах, уровень его профессиональной подготовленности и т.д.
Перед началом практики студент должен:
– познакомиться с Положением о практике;
– изучить Программу преддипломной практики;
– получить индивидуальное задание на преддипломную практику и согласовать план-график мероприятий с руководителем практики;
– заполнить в деканате заявление (Приложение 3) на закрепление места прохождения практики;
– вести дневник практики в соответствии с индивидуальным планом, где студентом отражается информация о работе, выполненной во время прохождения преддипломной практики.
По окончании преддипломной практики студенты представляют в деканат следующие документы:
– дневник практики (Приложение 4);
– отзыв-характеристику (Приложение 2) с места прохождения преддипломной практики, подписанный руководителем органа власти (руководителем структурного подразделения) или руководителем предприятия, где отражается уровень теоретической подготовки выпускника Академии, уровень базовых и специальных знаний, освоение различных форм и методов управленческой деятельности, выработка навыков самостоятельного анализа информации, работы с документами, взаимодействия с физическими и юридическими лицами и овладение основами управленческой культуры и этики;
– отчет (Приложение 5) о преддипломной практике, где обобщаются результаты выполнения заданий на преддипломную практику.
Руководитель преддипломной практики от Академии рецензирует отчет выпускника о преддипломной практике и дает заключение о допуске студента-выпускника к защите данного отчета.
Защита отчета принимается комиссией, назначенной приказом ректора, в составе декана (заместителя декана) факультета, заведующих выпускающими кафедрами, научных руководителей, ведущих специалистов Академии.
По результатам защиты отчетов комиссия выставляет оценку «зачтено – не зачтено» (оценка может быть дифференцированной).
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из МФИА как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.
Цели, принципы и задачи преддипломной практики
Целью преддипломной практики формирование профессиональных компетенций через применение полученных теоретических знаний, обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью, формами и методами управленческой работы, приобретение профессиональных навыков и умений, необходимых для служебной деятельности, воспитание исполнительской дисциплины и умения самостоятельно решать задачи деятельности конкретной организации. Преддипломная практика основана на следующих принципах:
– законность – соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям инструкций, положений и других нормативных актов;
– преемственность – последовательное изучение вопросов и приобретение профессиональных умений и навыков студентами;
– адресность – проведение практик с учетом конкретной образовательной программы, специализации и потребности студента и принимающих организаций;
– ответственность – взаимная ответственность студентов перед преподавателями – руководителями практик, руководителями от организаций (предприятий) и руководителей перед студентами;
- прикладной характер – направленность деятельности студентов по время практики на решение конкретных задач принимающей организации (предприятия).
Задачи практики:
- практическое применение базовых и специальных знаний, полученных в процессе обучения;
- приобретение профессиональных навыков, формирование практико-ориентированных компетенций специалиста, в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными образовательными стандартами.
- анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность организации с целью выявления общих принципов ее функционирования, организации документационного обеспечения управления и отдельных его направлений;
- изучение организационно-правовой формы, функций, задач, организационной структуры принимающей организации (предприятия);
- изучение должностных регламентов служащих, должностных обязанностей специалистов, сотрудников организации;
- изучение системы, порядка и технологии подготовки, принятия и документирования конкретных управленческих решений;
- приобретение навыков составления и разработки форм документов, образующихся в деятельности конкретной организации;
- практическое освоение различных форм и методов управленческой деятельности;
- выработка навыков самостоятельного анализа информации, работы с документами, взаимодействия с физическими и юридическими лицами;
- формирование профессионального интереса, чувства ответственности и уважения к выбранной профессии;
- приобретение навыков сбора необходимых документов, их обработки, систематизации и анализа собранного материала для выполнения выпускной квалификационной работы;
- овладение основами управленческой культуры и этики;
- пополнение теоретических знаний по теме избранной выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Перечень задач и перечень вопросов для индивидуального задания корректируются и дополняются в соответствии с темой дипломного исследования.
Указанная практика является одновременно этапом выполнения дипломного исследования. В период ее прохождения студент подбирает, накапливает и анализирует информацию по теме дипломного исследования.