Цели, принципы и задачи преддипломной практики

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Методические рекомендации для студентов
выпускных курсов всех форм обучения

080504.65 «Государственное и муниципальное управление»,

Москва 2011

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании УМС от «17»января 2011г., протокол №8-А/10-11

Составитель: к.с.н., доцент Сергушко С.В

Методические рекомендации предназначены преподавателям, осуществляющим научное руководство, и студентам выпускных курсов всех форм обучения специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».

© МФЮА, 2011

Оглавление

Общие положения.................................................................................................................... 4

1. Цели, принципы и задачи преддипломной практики................................................... 6

2. Организация и особенности прохождения преддипломной практики………………………………………………………………………………………...……..8

3. Методические указания по прохождению преддипломной практики……………………………………………………………………………….

4. Отчет по практике……………………………………………………………………….14

Общие положения

Преддипломная практика студентов Московской финансово-юридической академии проводится на последнем семестре обучения и является завершающим этапом обучения.

Преддипломная практика является обязательным этапом обучения для студентов всех форм обучения и не переаттестовывается на основании других документов об образовании.

К прохождению преддипломной практики допускаются студенты Академии, прослушавшие теоретический курс и успешно сдавшие все предусмотренные учебным планом экзамены, зачеты и курсовые работы, прошедшие все виды учебной практики и имеющие выбранную тему выпускной квалификационной работы (ВКР) и утвержденного научного руководителя ВКР.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебными планами продолжительность преддипломной практики по специальности «Государственное и муниципальное управление» составляет – 8 недель.

Базами практики являются федеральные, региональные и местные органы представительной, исполнительной и судебной власти, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, в соответствии со специальностью и специализацией студентов. Академия обеспечивает производственную базу преддипломной практики для студентов очной формы обучения. Студенты очно-заочной и заочной форм обучения проходят преддипломную практику по месту работы. Студент имеет право самостоятельно выбирать место прохождения преддипломной практики, согласовав его с выпускающей кафедрой.

Координацию работы по организации практики осуществляет деканат.

Непосредственное руководство студентом-практикантом осуществляют:

1. Научный руководитель дипломной работы, назначенный приказом ректора по представлению деканата и заведующего кафедрой, в задачи которого входит:

обеспечение студентов за неделю до начала практики заданием на преддипломную практику (Приложение 1), которое соответствует целевой установке на сбор практического материала для проведения дипломного исследования;

оказание методической помощи студентам при выполнении ими индивидуальных заданий, сборе информации и составлении отчетов по практике;

своевременное предоставление на кафедру информации о проблемах, возникающих в ходе прохождения практики.

2. Руководитель практики от организации, в задачи которого входит:

довести до студентов особенности прохождения практики в федеральных, региональных и местных органах представительной, исполнительной и судебной власти, а также на предприятиях (организациях, учреждениях) различных организационно-правовых форм, созданных на основе государственной или муниципальной собственности;

организация и контроль практики студентов в соответствии с программой и на основании положения о практике;

проверка выполнения студентами действующих на базе практики правил внутреннего распорядка, программы практики, посещение рабочих мест;

в период прохождения практики контролировать и направлять действия студентов на качественное выполнение запланированных работ, соблюдение правил техники безопасности;

составление и утверждение у руководства организации отзыва-характеристики (Приложение 2) на каждого студента, в котором отражаются сведения о полноте выполнения индивидуального плана, проявленных личностных и деловых качествах, уровень его профессиональной подготовленности и т.д.

Перед началом практики студент должен:

– познакомиться с Положением о практике;

– изучить Программу преддипломной практики;

– получить индивидуальное задание на преддипломную практику и согласовать план-график мероприятий с руководителем практики;

– заполнить в деканате заявление (Приложение 3) на закрепление места прохождения практики;

– вести дневник практики в соответствии с индивидуальным планом, где студентом отражается информация о работе, выполненной во время прохождения преддипломной практики.

По окончании преддипломной практики студенты представляют в деканат следующие документы:

– дневник практики (Приложение 4);

– отзыв-характеристику (Приложение 2) с места прохождения преддипломной практики, подписанный руководителем органа власти (руководителем структурного подразделения) или руководителем предприятия, где отражается уровень теоретической подготовки выпускника Академии, уровень базовых и специальных знаний, освоение различных форм и методов управленческой деятельности, выработка навыков самостоятельного анализа информации, работы с документами, взаимодействия с физическими и юридическими лицами и овладение основами управленческой культуры и этики;

– отчет (Приложение 5) о преддипломной практике, где обобщаются результаты выполнения заданий на преддипломную практику.

Руководитель преддипломной практики от Академии рецензирует отчет выпускника о преддипломной практике и дает заключение о допуске студента-выпускника к защите данного отчета.

Защита отчета принимается комиссией, назначенной приказом ректора, в составе декана (заместителя декана) факультета, заведующих выпускающими кафедрами, научных руководителей, ведущих специалистов Академии.

По результатам защиты отчетов комиссия выставляет оценку «зачтено – не зачтено» (оценка может быть дифференцированной).

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из МФИА как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.

Отчет о практике

Отчет о практике выполняется в виде пояснительной записки с иллюстрациями на листах бумаги формата А4. Отчет должен оформляться в строгом соответствии с требованиями государственного стандарта. В нем должна содержаться информация о структуре и методах работы организации, анализ наиболее сложных и интересных вопросов; должны быть освещены результаты выполнения конкретного задания на преддипломную практику.

Отчет о практике должен быть изложен на 15-20 страницах и не повторять дневник практики и программу практики.

Оформление отчета производится в следующей последовательности:

Титульный лист (Приложение 5).

Содержание. Перечень приведенных в отчете разделов, подразделов, подпунктов и их названий с указанием страниц.

Введение. Дается краткая характеристика органа государственной власти, государственного или муниципального предприятия. Приводятся основные функции, уровень управления, компетенции и задачи, которые стоят перед организацией в современных условиях.

Основная часть. Содержит отчет о конкретно выполненной студентом работе по заданию в период практики, а также сведения о том, что нового студент узнал на практике, какие встречались трудности в практическом применении знаний по различным вопросам программы практики. Содержание этого раздела должно отвечать требованиям, предъявляемым к отчету, программе практики и индивидуальному заданию в соответствии со спецификой специализации будущего специалиста.

Заключение. Студент делает свои выводы и вносит предложения по совершенствованию деятельности предприятия в рамках изучаемой темы.

Список литературы. Приводится список использованных источников, включая нормативные акты, стандарты предприятия, методические указания.

Приложения. Содержат документацию (формы, бланки, схемы, графики и т.д.), которую студент подбирает и изучает при написании отчета. Критериями отбора документа служит его ценность для использования в работе над выпускной квалификационной работой.

Приложение 1

«Утверждаю»

Зав. кафедрой

_____________________

«___» __________ 200_ г.

ЗАДАНИЕ НА ПРЕДДИПЛОМНУЮ ПРАКТИКУ

Студенту __________________

________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

1. Целевая установка

1.1. _________________________________________________________

1.2. _________________________________________________________

1.3. _________________________________________________________

1.4. _________________________________________________________

2. Место прохождения практики

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

(название организации и ее адрес)

3. Сроки прохождения практики

с «__» _______________ 200_ г. по «__» ______________ 200_ г.

4. Руководитель практики

____________________________________________________________

(ФИО, ученая степень, звание)

_____________________

(подпись)

Приложение 2

ОТЗЫВ-ХАРАКТЕРИСТИКА

________________________________________________________________

(ФИО студента)

проходил (а) преддипломную практику в ______________________________

________________________________________________________________

с «___» ____________ 200 __ г. по «___» ____________ 200 __ г.

в должности _____________________________________________________

Далее указываются виды работ, выполняемые студентом-практикантом, отражается степень его теоретической и практической подготовки, характеризуются личные и профессиональные качества.

Руководитель предприятия _________________

(подпись)

«____» ______________ 200__ г.

М.П.

Приложение 3а

ГАРАНТИЙНОЕ ПИСЬМО*

ЗАО «Ромб» гарантирует прохождение практики студенту группы ____ Васильеву Валентину Михайловичу в период с 11 декабря 2006 года по 03 марта 2007 года.

Генеральный директор Колесникова С.Л. ___________________

Начальник отдела автоматизации Сокол А.Е. ________________

М.П.

*Оформляется в случае самостоятельного выбора места прохождения практики

Приложение 4

Московская финансово-юридическая академия

Факультет _______________________________________

Кафедра ________________________________________

ДНЕВНИК
ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Студента группы __________________________________________________

_________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Предприятие ____________________________

Должность ______________________________

Москва 2011

Продолжение приложения 4

Форма заполнения дневника

Дата Содержание выполненной работы Подпись руководителя
       

Студент __________________________ (подпись)

«___» _________________ 200__г.

Приложение 5

Московская финансово-юридическая академия

Факультет _________________________________________________

Кафедра __________________________________________________

ОТЧЕТ
О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

Место прохождения практики _________________________________

____________________________________________________________

(организация, должность)

с «___» ____________ по «___» _____________ 200 _ г.

Выполнил(а) студент(ка)

_________ курса _____________ группы

__________________________________

(Ф.И.О.)

Руководитель практики от кафедры

__________________________________

(должность, Ф.И.О.)

Руководитель практики от предприятия

__________________________________

(должность, Ф.И.О.)

Москва 200 __ г.

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Методические рекомендации для студентов
выпускных курсов всех форм обучения

080504.65 «Государственное и муниципальное управление»,

Москва 2011

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании УМС от «17»января 2011г., протокол №8-А/10-11

Составитель: к.с.н., доцент Сергушко С.В

Методические рекомендации предназначены преподавателям, осуществляющим научное руководство, и студентам выпускных курсов всех форм обучения специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».

© МФЮА, 2011

Оглавление

Общие положения.................................................................................................................... 4

1. Цели, принципы и задачи преддипломной практики................................................... 6

2. Организация и особенности прохождения преддипломной практики………………………………………………………………………………………...……..8

3. Методические указания по прохождению преддипломной практики……………………………………………………………………………….

4. Отчет по практике……………………………………………………………………….14

Общие положения

Преддипломная практика студентов Московской финансово-юридической академии проводится на последнем семестре обучения и является завершающим этапом обучения.

Преддипломная практика является обязательным этапом обучения для студентов всех форм обучения и не переаттестовывается на основании других документов об образовании.

К прохождению преддипломной практики допускаются студенты Академии, прослушавшие теоретический курс и успешно сдавшие все предусмотренные учебным планом экзамены, зачеты и курсовые работы, прошедшие все виды учебной практики и имеющие выбранную тему выпускной квалификационной работы (ВКР) и утвержденного научного руководителя ВКР.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебными планами продолжительность преддипломной практики по специальности «Государственное и муниципальное управление» составляет – 8 недель.

Базами практики являются федеральные, региональные и местные органы представительной, исполнительной и судебной власти, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, в соответствии со специальностью и специализацией студентов. Академия обеспечивает производственную базу преддипломной практики для студентов очной формы обучения. Студенты очно-заочной и заочной форм обучения проходят преддипломную практику по месту работы. Студент имеет право самостоятельно выбирать место прохождения преддипломной практики, согласовав его с выпускающей кафедрой.

Координацию работы по организации практики осуществляет деканат.

Непосредственное руководство студентом-практикантом осуществляют:

1. Научный руководитель дипломной работы, назначенный приказом ректора по представлению деканата и заведующего кафедрой, в задачи которого входит:

обеспечение студентов за неделю до начала практики заданием на преддипломную практику (Приложение 1), которое соответствует целевой установке на сбор практического материала для проведения дипломного исследования;

оказание методической помощи студентам при выполнении ими индивидуальных заданий, сборе информации и составлении отчетов по практике;

своевременное предоставление на кафедру информации о проблемах, возникающих в ходе прохождения практики.

2. Руководитель практики от организации, в задачи которого входит:

довести до студентов особенности прохождения практики в федеральных, региональных и местных органах представительной, исполнительной и судебной власти, а также на предприятиях (организациях, учреждениях) различных организационно-правовых форм, созданных на основе государственной или муниципальной собственности;

организация и контроль практики студентов в соответствии с программой и на основании положения о практике;

проверка выполнения студентами действующих на базе практики правил внутреннего распорядка, программы практики, посещение рабочих мест;

в период прохождения практики контролировать и направлять действия студентов на качественное выполнение запланированных работ, соблюдение правил техники безопасности;

составление и утверждение у руководства организации отзыва-характеристики (Приложение 2) на каждого студента, в котором отражаются сведения о полноте выполнения индивидуального плана, проявленных личностных и деловых качествах, уровень его профессиональной подготовленности и т.д.

Перед началом практики студент должен:

– познакомиться с Положением о практике;

– изучить Программу преддипломной практики;

– получить индивидуальное задание на преддипломную практику и согласовать план-график мероприятий с руководителем практики;

– заполнить в деканате заявление (Приложение 3) на закрепление места прохождения практики;

– вести дневник практики в соответствии с индивидуальным планом, где студентом отражается информация о работе, выполненной во время прохождения преддипломной практики.

По окончании преддипломной практики студенты представляют в деканат следующие документы:

– дневник практики (Приложение 4);

– отзыв-характеристику (Приложение 2) с места прохождения преддипломной практики, подписанный руководителем органа власти (руководителем структурного подразделения) или руководителем предприятия, где отражается уровень теоретической подготовки выпускника Академии, уровень базовых и специальных знаний, освоение различных форм и методов управленческой деятельности, выработка навыков самостоятельного анализа информации, работы с документами, взаимодействия с физическими и юридическими лицами и овладение основами управленческой культуры и этики;

– отчет (Приложение 5) о преддипломной практике, где обобщаются результаты выполнения заданий на преддипломную практику.

Руководитель преддипломной практики от Академии рецензирует отчет выпускника о преддипломной практике и дает заключение о допуске студента-выпускника к защите данного отчета.

Защита отчета принимается комиссией, назначенной приказом ректора, в составе декана (заместителя декана) факультета, заведующих выпускающими кафедрами, научных руководителей, ведущих специалистов Академии.

По результатам защиты отчетов комиссия выставляет оценку «зачтено – не зачтено» (оценка может быть дифференцированной).

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из МФИА как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.

Цели, принципы и задачи преддипломной практики

Целью преддипломной практики формирование профессиональных компетенций через применение полученных теоретических знаний, обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью, формами и методами управленческой работы, приобретение профессиональных навыков и умений, необходимых для служебной деятельности, воспитание исполнительской дисциплины и умения самостоятельно решать задачи деятельности конкретной организации. Преддипломная практика основана на следующих принципах:

– законность – соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям инструкций, положений и других нормативных актов;

– преемственность – последовательное изучение вопросов и приобретение профессиональных умений и навыков студентами;

– адресность – проведение практик с учетом конкретной образовательной программы, специализации и потребности студента и принимающих организаций;

– ответственность – взаимная ответственность студентов перед преподавателями – руководителями практик, руководителями от организаций (предприятий) и руководителей перед студентами;

- прикладной характер – направленность деятельности студентов по время практики на решение конкретных задач принимающей организации (предприятия).

Задачи практики:

- практическое применение базовых и специальных знаний, полученных в процессе обучения;

- приобретение профессиональных навыков, формирование практико-ориентированных компетенций специалиста, в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными образовательными стандартами.

- анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность организации с целью выявления общих принципов ее функционирования, организации документационного обеспечения управления и отдельных его направлений;

- изучение организационно-правовой формы, функций, задач, организационной структуры принимающей организации (предприятия);

- изучение должностных регламентов служащих, должностных обязанностей специалистов, сотрудников организации;

- изучение системы, порядка и технологии подготовки, принятия и документирования конкретных управленческих решений;

- приобретение навыков составления и разработки форм документов, образующихся в деятельности конкретной организации;

- практическое освоение различных форм и методов управленческой деятельности;

- выработка навыков самостоятельного анализа информации, работы с документами, взаимодействия с физическими и юридическими лицами;

- формирование профессионального интереса, чувства ответственности и уважения к выбранной профессии;

- приобретение навыков сбора необходимых документов, их обработки, систематизации и анализа собранного материала для выполнения выпускной квалификационной работы;

- овладение основами управленческой культуры и этики;

- пополнение теоретических знаний по теме избранной выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Перечень задач и перечень вопросов для индивидуального задания корректируются и дополняются в соответствии с темой дипломного исследования.

Указанная практика является одновременно этапом выполнения дипломного исследования. В период ее прохождения студент подбирает, накапливает и анализирует информацию по теме дипломного исследования.

Наши рекомендации