Ольга Самодумова. Директор компании Denissimachev
ТЕКСТ: Анастасия Нарышкина
ФОТО: Александр Басалаев
«Ну конечно, люди искусства.» - ворчу я, в который раз набирая Ольгин номер. Одиннадцать утра, а ее телефон молчит. В полдень он оживает, и она сообщает мне, что только встала. «Понятное дело - богема», - говорю я себе, собираясь на встречу.
А когда мы обмениваемся приветствиями, Ольга быстро-быстро рассказывает подробности: дескать, вчера из Алма-Аты, завтра в Милан, три ночи не спала, разница во времени,- я соображаю, что никакая это не богема, а самый что ни на есть бизнес. Ольга Самодумова работает вместе с дизайнером одежды Денисом Симачевым. Она его партнер и директор одновременно. Он придумывает, она продает. Не знаю, что сложнее.
МОДА ПО-ВЗРОСЛОМУ
В один прекрасный день четыре года назад Ольга Самодумова, администратор продвинутого московского бутика Le Form, отправилась в Смоленский пассаж на Неделю моды искать новые имена. И нашла. Очень понравилась Ольге коллекция Дениса Симачева, знакомого ей по студии Юрия Грымова.
Одежда у Дениса, если кто не знает, не для офис-менеджеров. Или для менеджеров, но строго вне офиса. Модная пресса писала про штаны с вытянутыми коленками, создающими образ советского слесаря дяди Васи, про как бы поношенные олимпийки с растянутым горлом и надписью СССР.
Так что вокал группы «Ленинград», которым Денис сопроводил свое дефиле, был весьма уместен.
Но показ закончился, а что делать дальше, Денис не знал. Был, конечно, один вариант.
- Большинство русских дизайнеров работали, как ателье,- вспоминает Ольга.- Делали коллекцию, отшивали 20-40 единиц, показывали и распродавали между своими.
Это было неинтересно. А интересно было вписаться в модную индустрию, как это делают нормальные западные люди. Зимняя коллекция, заказы от магазинов, продажи. Летняя коллекция, заказы, продажи.
И Ольга с Денисом открыли фирму, куда Денис вошел своими идеями и первой коллекцией, а Ольга - капиталом, деловой хваткой и связями в мире моды. Ольга предъявила Дениса Le Form, Le Form купил у него коллекцию. Для молодого дизайнера это был успех: дорогой и прогрессивный московский бутик признал за своего. Тем более что там он был первым русским.
- Тогда в моде были французы, бельгийцы, итальянцы - кто угодно, только не русские.- Если русские еще и стоили дорого, этого совсем не понимали.
Но тут выяснилось, что пойти обычным путем, то есть сначала получить признание в своей стране, а потом уже завоевывать другие, не выйдет.
- В России богатые люди предпочитают уже раскрученные западные брэнды. А если учесть, что вещи у Дениса получались недешевые.
Время шло, и надо было, как оно положено в фэшн-бизнесе, показывать следующую коллекцию. Денис из советского прошлого вернулся в современность, сочинил Путина в розочках и поместил на футболки.
Партнеры всерьез переживали, что теперь их посадят в тюрьму, но бесстрашно выпустили-таки моделей на подиум. Обошлось: никого не арестовали, а вовсе даже наоборот. Коллекцию купил питерский бутик «День и ночь». Кстати, вещи для коллекции с Путиным отшивали именно в городе на Неве.
- Там и дешевле, и вообще лучше. Люди хотят работать - это вам не Москва. Конечно, приходилось чуть не каждую неделю мотаться в Петербург. Жить на два города было не очень легко, зато интересно. А потом дело встало.
В том смысле, что желающих заказать вещи Дениса Симачева на российских просторах больше не было. А когда вы работаете на два бутика, это не объемы, не прибыль и не планы. Это опять-таки ателье. «Невозможно быть русским дизайнером в России, сюда надо прийти с Запада»,- решила Ольга.
В Париж! В Париж!
Что делает русский человек, приняв решение завоевывать Запад? Конечно, он едет в Париж. И партнеры поехали в Париж. Нельзя сказать, чтобы Ольга была неискушенным человеком в модном бизнесе. Но не было никого, кто мог бы посоветовать что-нибудь дельное, потому что не только соответствующих агентств на тот момент не было, но и российских дизайнеров, которые пытались бы выйти на европейские шоу-румы. Во всяком случае Ольга таковых не знала. К слову сказать, шоу-румы - это такие заведения, в которых байеры (читай, менеджеры по закупке) высматривают коллекции для своих магазинов. Хозяева шоу-румов пускают на свои выставочные площади только тех модельеров, которые кажутся им коммерчески интересными.
Шоу-рум, конечно, рискует, размещая у себя коллекцию малоизвестного дизайнера. Если она не понравится байерам, рискнувший понесет убытки. Шоу-румы бывают одно- или мультибрэндовые. Первые для раскрученных домов, вторые для менее знаменитых. Работает все это следующим образом. На неделю моды - они проходят четыре раза в год - съезжаются байеры со всего мира, приходят на показы, а после показов идут в шоу-румы и заказывают коллекции.
В общем, долго ли, коротко ли, но только Ольга с Денисом нашли в Париже свой шоу-рум - Group 22V, владельцы которого предложили им свои квадратные метры и содействие в организации показа. Ольга с Денисом рассказывают, что условия были такие: 2 тысячи евро - вступительный взнос, ежемесячная плата за пиар-услуги - 800 евро (благо при шоу-руме существовало агентство, продвигающее своих клиентов) и еще 8-12% от стоимости заказа отчислялось магазину.
Вот только показ для публики надо было устраивать на свои деньги, а стоил он - в экономном варианте - 50 тысяч евро.
Услугами банков Ольга с Денисом никогда не пользовались, потому что ни один банк, по словам Ольги, не дал бы денег под начинающего российского дизайнера. Спасение пришло в лице их общего друга, ради покорения Парижа ставшего третьим партнером. Забегая вперед, скажем, что сейчас его сменил другой человек, крупный инвестор и снова хороший знакомый.
- Просто он тоже поверил в Дениса,- говорит Ольга.- В этот бизнес у нас мало кто верит, так что нам повезло. Нам вообще везет.
Показ ожидался в июле, а в марте партнеры по своим дизайнерским делам отправились на родину. На трассе Москва-Петербург машину занесло, и она влетела во встречный трейлер. Денис перенес операцию, Ольга месяц провела в реанимации.
- А потом я заново училась ходить, сидеть и стоять. Я себе всю левую половину поломала. Три месяца в одной позе пролежала в больнице.
В Париж Ольга полетела на костылях. Показ - а место дизайнер может выбрать сам проходил в Карузель де Лувр, выставочном центре прямо на улице Риволи. Цены там довольно демократичные, подходящие для молодых. Тем более что Ольга с Денисом сэкономили на манекенщиках - в этой роли выступили московские друзья: фотограф, промоутер, режиссер - требовались эдакие русские типажи «с самой мужской внешностью».
- Для первого раза неплохо: полный зал, пресса, даже какие-то байеры.
И пошли первые заказы - во Францию, в Италию. Особенно обрадовали заказы из Японии. Это же такой многообещающий рынок!
Прошло полгода. Ольга забросила костыли, Денис сделал следующую коллекцию. Посвящена она была Чеченской республике. Что посадят, партнеры уже не боялись. И кому было сажать их в городе Париже? Правда, «Аэрофлот» по дороге в столицу моды потерял сумку, где была четверть чеченской коллекции, и все пять дней до показа партнеры висели на телефонах, разыскивая пропажу. Это была катастрофа.
- Представьте себе: вы полгода выстраиваете концепцию показа, придумываете, что за чем следует и почему,- и вот пожалуйста,- вспоминает Ольга,- При шлось нам за эти пять дней полностью перестраивать всю линию. Представляете, четверть коллекции, готовишься полгода - и нету! Ваша сумка, говорят, улетела во Франкфурт- на-Майне, потом куда-то еще. Ну, выкрутились, конечно, сделали показ. Потом, уже в Москве, вернули нашу сумку с мятыми вещами, но это было уже неважно. После этой истории партнеры окончательно разлюбили Париж. Поэтому, когда на показе сокращенной чеченской коллекции их приметили хозяева одного миланского шоу-рума Studio Zeta, Ольга с Денисом без колебаний приняли приглашение. Тем более что и для развития их бизнеса оно было в самый раз: миланский шоу-рум был больше парижского.
- Конечно, это было очень драматично, - делится Ольга. - Ведь Group 22V начинала с нами работать, когда мы только приехали. Но мы остались в хороших профессиональных отношениях. Хотя пришлось объяснять: бизнес есть бизнес, нам нужны объемы продаж.
Сейчас росту этих самых объемов способствует итальянское же пиар-агентство с многозначительным для русского уха названием FBR. Имидж марки - это важно, особенно если ее создатели - молодые россияне.