Эволюция феминизма в западных странах
Так называемый «традиционный феминизм» начал формироваться в отдельных буржуазных государствах еще в конце 18 века под влиянием либерального реформаторского движения. Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775—1783).
Во Франции первые женские клубы, ставившие своей целью участвовать в политической борьбе, начали возникать к началу так называемой Великой французской революции 1789 года. К сожалению, это революционное десятилетие женскому движению не принесло никаких побед: Конституция 1791 года отказала женщинам в получении избирательных прав, в 1793 году Конвентом была запрещена деятельность единственной женской политической партии, а наиболее активные ее члены были заключены в тюрьмы или убиты. Ну а в 1804 году “прогрессивный" Наполеон и вовсе издал указ, объявивший о том, что женщина больше не имеет никаких гражданских прав и должна находиться исключительно под опекой мужчины.
Началом феминизма как организованного движения можно считать 1848 год, когда в США прошёл съезд в защиту прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными». Движение получило название «суфражистское» (от англ. suffrage, “право голоса”). После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению, многие из них решились на выражение своего протеста радикальными мерами, в том числе голодовками. В результате чего, серьёзно подорвав здоровье, участники движения все-таки привлекли внимание законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма.
К феминизму «первой волны» также относится течение, взявшее за свою основу противостояние либерального движения за права женщин якобы на платфоме марксизма, впоследствии получившее название “марксистский” или “левый”, сформировавшееся под идейным влиянием некоторых теоретических работ, в частности Августа Бебеля («Женщина и социализм») и Клары Цеткин (главный редактор журнала «Равенство»).
Заметим сразу, что сам Маркс при этом никогда не считал тему угнетения по признаку пола важным аспектом своей теории, и никогда ни о каком феминизме не писал.
Суть «марксистского феминизма» состояла в критике либеральных феминисток, как выразительниц интересов лишь обеспеченной части женского населения и в попытках привлечь на свою сторону тех, чьи интересы оказались обойдены либералами – прежде всего женщин из рабочей среды, которые были вынуждены нести одновременно бремя семейных забот и работу на фабрике, оставаясь при этом социально пассивными.
Сразу же подчеркну, что число «марксистских феминистов» в то время составляло абсолютное меньшинство, да и вообще левое течение феминизма из-за своей малочисленности никогда не претендовало на роль лидера в целом, так же как и априори не являлось его родоначальником. Реально существовало оно лишь в скромный промежуток времени, преимущественно в Германии, исключительно под влиянием современников - Цеткин и Бебеля. Можно также отметить интересный факт, что именно из-за разногласий левых и правых феминисток В Германии в тот период и не удалось добиться каких либо заметных результатов, как это было в Англии или США.
На рубеже 19 – 20 веков, с началом противостояния «буржуазия – пролетариат», либеральный феминизм однозначно выступил на стороне класса частных собственников, став для буржуазии одним из главных орудий антикоммунизма. С тех пор, в отношении социалистических стран и их достижений в защите прав женщин, феминизм наряду с другими своими «подвидами», включая «марксистский» (что впоследствии докажем), занимал исключительно клеветническую позицию.
Если зарождение феминизма, и его сравнительно немногочисленная «первая волна» были следствием европейского Просвещения, то новый период проходил уже скорее под влиянием научно-технической революции и бурного развития сферы услуг.
Последним шансом для феминизма повернуть влево были 60-е года 20 века, во время массового движения «новых левых», связанных со студенческими революциями. Студентки с энтузиазмом принимали участие в университетских выступлениях, в сидячих забастовках, антивоенных маршах протеста и так далее. Но постепенно они начали испытывать вполне предсказуемое неудовлетворение отводимой им второстепенной ролью. Руководство “Новых левых” в итоге не смогло бросить вызов буржуазии, отказаться от идеи “американской мечты”, также как не смогли бросить вызов «патриархату». Более того феминисткам начинало доставлять явное неудовлетворение подчинение вышестоящим лидерам, которыми являлись сплошь мужчины. И потому бывшие соратницы начинают массово покидать бывшие организации, при этом формируя собственные движения, но уже на совсем иной концепции - «Личное является политическим»
Феминистки нового радикального направления начали свою активность с придуманной ими тактики спонтанных «прямых, целенаправленных действий». Они экспериментировали со всевозможными внешними театрализованными мероприятиями, ориентированными на расшатывание системы гендерных культурных норм, стереотипов и ценностей. Третья и четвертая волны феминизма все более радикализировались, «обогащались» новыми идеями, такими, как, например, создание убежищ для жертв насилия, признание проблемы насилия над женщинами на общественном уровне, доступ к контрацепции и абортам, гендерные исследования и другое.
Это и явилось стартом эпохи так называемого “радикального феминизма” – движения, проповедующего враждебное отношение к мужчинам, как таковым. Данное направление явилось логичным результатом «молодёжной революции» 1960-70-х годов. Радикалы по своей сути были логичным продолжением либералов. С той лишь разницей, что если либеральные феминистки выступали за примирение всех и вся в рамках капитализма, то радикалки — за вечную войну полов в любом смысле.
Что явилось характерным для обоих движений, так это то, что все левые и околомарксистские лозунги, такие как проблема частной собственности на средства производства или мирового господства данных собственников, некогда господствовавших у «новых левых» просто подменялись другими понятиями — патриархатом и «мужским доминированием». Такое перерождение феминизма из левого в правый произошло все по той же старой как мир причине - капитализм сознательно откупился от бунтующей молодёжи принятием и узаконением новых взглядов, которые раньше считались «неприличными» и «подрывными».
Но на самом-то деле нисколько капитализму в действительности не угрожавшие.