Вопрос №81. Понятие стратегии торгового предприятия и ее виды
Эффективным инструментом перспективного управления деятельностью торгового предприятия, подчиненного главной цели общего его развития в условиях происходящих существенных изменений макроэкономических и социальных показателей, системы государственного регулирования рыночных процессов, конъюнктуры потребительского, финансового и других видов рынков и связанной с этим неопределенностью, выступает его стратегия.
Стратегия торгового предприятия представляет собой разработанную комплексную программу всех основных направлений его перспективного развития на основе формирования долгосрочных целей его хозяйственной деятельности, выбора наиболее эффективных путей их достижения, предусматриваемых методов корректировки форм использования его внутреннего ресурсного потенциала при изменении условий внешней среды.
Актуальность разработки стратегии развития торгового предприятия определяется рядом условий.
1. Важнейшим из таких условий является интенсивность изменений факторов внешней среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с деятельностью торговых предприятий, темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры потребительского рынка, непостоянство государственной экономической политики и форм регулирования хозяйственной деятельности экономических субъектов не позволяют эффективно управлять торговым предприятием на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов торгового менеджмента.
2. Предстоящий переход к новой стадии жизненного цикла. Каждой из стадий жизненного цикла торгового предприятия присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы хозяйственной деятельности, особенности формирования и распределения ресурсов. Разрабатываемая стратегия позволяет заблаговременно адаптировать хозяйственную деятельность торгового предприятия к предстоящим кардинальным изменениям возможностей его экономического развития.
3. Кардинальное изменение целей операционной деятельности предприятия, связанное с открывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация таких целей требует изменения товарного ассортимента, внедрения новых торговых технологий, освоения новых рынков реализации товаров и т.п. В этих условиях существенное возрастание инвестиционной активности торгового предприятия и диверсификация форм его хозяйственной деятельности должны носить прогнозируемый характер, обеспечиваемый разработкой четко сформулированной стратегии его развития.
Разработка стратегии развития торгового предприятия базируется, прежде всего, на четкой идентификации объектов этого управления. С позиций стратегического менеджмента выделяются обычно три основные группы объектов стратегического управления:
- предприятие в целом - открытая комплексная система, интегрирующая все направления и формы хозяйственной деятельности различных структурных его подразделений;
- стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) - самостоятельный хозяйственный сегмент в рамках предприятия (организации), осуществляющий свою деятельность в ряде смежных отраслей (подотраслей), объединенных общностью спроса;
- стратегическая хозяйственная единица (СХЕ) - самостоятельное структурное подразделение предприятия в рамках стратегической зоны хозяйствования, осуществляющее, как правило, моноотраслевую деятельность, руководство которой полностью отвечает за финансовые результаты его работы. Обычно стратегической хозяйственной единицей выступает "центр прибыли" предприятия, имеющий перспективы долгосрочного развития.
Важную роль в системе стратегического управления играет также дифференциация видов стратегий развития предприятия по их уровням. В системе этого управления выделяют обычно три основные вида стратегий:
1. Корпоративная стратегия определяет перспективы развития торгового предприятия в целом. Она направлена на выполнение миссии предприятия и наиболее комплексно обеспечивает реализацию главной цели функционирования предприятия — максимизацию благосостояния его собственников. На корпоративном уровне стратегия охватывает такие важнейшие вопросы, как выбор видов торговой деятельности (видов бизнеса), пути обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия на соответствующих сегментах потребительского рынка, различные формы конгломератной реорганизации (слияния, поглощения), принципы распределения всех основных видов ресурсов между отдельными стратегическими зонами хозяйствования и стратегическими хозяйственными единицами. Разработкой корпоративной стратегии занимаются в основном менеджеры высшего звена управления торговым предприятием.
2. Функциональные стратегии предприятия формируются, как правило, по основным видам его деятельности в разрезе важнейших функциональных подразделений торгового предприятия. К числу основных стратегий этого уровня относятся: маркетинговая, коммерческая, финансовая, персонала, инновационная. Функциональные стратегии торгового предприятия направлены на детализацию корпоративной его стратегии (реализацию ее основных целей) и на ресурсное обеспечение стратегий отдельных хозяйственных единиц. Разработкой основных функциональных стратегий занимаются менеджеры основных функциональных подразделений торгового предприятия.
3. Стратегии хозяйственных единиц (бизнес-стратегии) предприятия направлены обычно на решение двух основных целей — обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышение его прибыльности. Принимаемые на этом уровне стратегические решения связаны обычно с созданием новых товарных отделов, расширением или сокращением существующих товарных линий, инвестициями в новые технологии, объемом отчислений на рекламу. Разработкой стратегий этого уровня занимаются руководители и менеджеры стратегических хозяйственных единиц при консультативной поддержке менеджеров функциональных отделов торгового предприятия.
Совокупность различных видов стратегий предприятия представляет собой его "стратегический набор"
Разработка стратегии играет большую роль в обеспечении эффективного развития торгового предприятия. Эта роль заключается в следующем:
1. Разработанная стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных целей предстоящего экономического и социального развития торгового предприятия в целом и отдельных его структурных единиц.
2. Она позволяет реально оценить ресурсные возможности торгового предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего ресурсного потенциала и возможность активного маневрирования отдельными ресурсами.
3. Она обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей торгового предприятия, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней среды.
4. Разработка стратегии учитывает заранее возможные варианты развития неконтролируемых торговым предприятием факторов внешней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности предприятия.
5. Она отражает сравнительные преимущества торгового предприятия в хозяйственной деятельности в сопоставлении с его конкурентами.
6. Наличие стратегии обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления хозяйственной деятельностью торгового предприятия.
7. Она обеспечивает реализацию соответствующего менталитета поведения менеджеров в наиболее важных стратегических хозяйственных решениях торгового предприятия.
8. В системе разрабатываемой стратегии формируется значение основных критериальных оценок выбора важнейших управленческих решений.
9. Разработанная стратегия развития является одной из базисных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной культуры торгового предприятия.