Вопрос № 79. Характеристика макросреды торгового предприятия

Экономика торгового предприятия зависит от внешнего окруже­ния. Внешней средой предприятия выступают силы и явления, лежа­щие за его пределами и оказывающие на него прямое или косвенное воздействие.

При анализе внешней среды всю совокупность факторов, ее фор­мирующих, принято делить на две группы: микро- и макро среды.

Группа факторов внешней среды, оказывающая на торго­вую фирму косвенное воздействие, называется макроокружением, или общей средой. Она включает в себя:

экономические факторы, позволяющие понять, как формируют­ся и распределяются ресурсы на макроуровне (величина валового на­ционального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процент­ные ставки, нормы налогообложения, нормы накопления и т.п.);

правовое поле — законы, нормативные акты, правовые нормы и рамки экономических отношений. Дает торговому предприятию воз­можность определить для себя допустимые границы действий во вза­имоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов;

политическую ситуацию, дающую представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и политики государства на рынке потребительских товаров;

социально-демографическую компоненту макроокружения, харак­теризующую социальные и демографические процессы в стране в це­лом и на территории, где расположено предприятие, что влияет на об­щие тенденции развития спроса и формирования потребительских

предпочтений;

национально-культурные факторы, которые отражают жизненные ценности общества, стандарты жизни, особенности и традиции потреб­ления, религию;

природно-экологические составляющие (климат, географическое положение, экологическая ситуация в месте расположения предприя­тия и т.д.).

Цели, задачи, рыночное и экономическое положение торгового предприятия зависят от состояния его внутренней среды.

Внутренняя среда — это силы, факторы, явления, находящиеся в рамках фирмы и оказывающие на ее функционирование постоянное и самое непосредственное воздействие. Анализ внутренней среды вскрывает внутренние возможности и потенциал, на который предпри­ятие может рассчитывать в конкурентной борьбе в процессе достиже­ния своих целей.

Внутренняя среда — предмет пристального изучения различных школ управления, которые выделяют несколько срезов, раскрывающих потенциал и возможности фирмы.

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:

• взаимодействие менеджеров и наемных рабочих;

• наем, обучение и продвижение кадров;

• оценка результатов труда и стимулирование;

• создание и поддержание отношений между работниками. Организационный срез включает в себя:

• коммуникационные процессы;

• реализацию, разработку, создание, функционирование органи­зационных структур;

• распределение прав и ответственности;

• иерархию подчинения.

В производственный срез входят:

• продажа товаров;

• снабжение и ведение складского хозяйства;

• обслуживание и ремонт оборудования;

• осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:

• формирование ценовой политики;

• разработку и осуществление стратегии продвижения товара на рынок;

• выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффектного использования и движения денежных средств в организации:

• поддержание должного уровня рентабельности и обеспечение прибыльности;

• создание инвестиционных возможностей и т.п.

Без внимания при этом остается экономический срез, который ох­ватывает всю совокупность внутренних составляющих и характеризу­ет как ресурсы фирмы, так и эффективность их использования.

Экономические аспекты внутренней среды торговой фирмы оп­ределяются экономической эффективностью формирования и исполь­зования ресурсов фирмы.

Вопрос № 79. Характеристика макросреды торгового предприятия - student2.ru

Экономический срез внутренней среды фирмы включает в себя следующие составляющие.

По блоку 1 «Основные фонды»:

• формирование основного капитала фирмы;

• расширенное воспроизводство материально-технической базы;

• интенсификацию использования имеющихся материальных ресурсов.

По блоку 2 «Трудовые ресурсы»:

• формирование оптимального состава персонала фирмы;

• выбор системы организации и стимулирования труда на пред­приятии;

• формирование и использование фонда оплаты труда;

• создание предпосылок для роста производительности и эффек­тивности труда.

По блоку 3 «Оборотные фонды» - (отражает процессы экономиче­ского управления товарными и денежными ресурсами):

• прогнозирование объема и структуры оборотного капитала предприятия;

• определение перспективных источников его финансирования;

• ускоренное изыскание путей оборачиваемости средств в запа­сах и обороте;

• достижение оптимального уровня рентабельности торгового предприятия.

По блоку 4 «Информация» (характеризует образование, движение и переработку на предприятии внутренней и внешней информации):

• формирование собственной информационной базы для приня­тия рыночных решений;

• осуществление необходимого внутреннего информационного потока «сверху-вниз» и «снизу-вверх».

Внутренняя среда торгового предприятия имеет четко выражен­ное целевое назначение и характеризуется единством материально-вещественной, торгово-технологической и организационно-экономи­ческой структур.

Под материально-вещественной структурой понимается общ­ность материальных ресурсов, а также использование однотипных по­мещений и однородного торгово-технологического оборудования.

Торгово-технологическая структура определяется общностью на­значения реализуемых товаров и методов их продажи, единством опе­раций технологического процесса и обслуживания, однородностью раз­мещения и функциональной взаимозависимостью торговых, складских, производственных и вспомогательных площадей и операций.

Организационно-экономическая структура характеризуется хо­зяйственной обособленностью предприятия, наделением его юриди­ческими правами и ответственностью за свою деятельность единой системой учета и отчетности, однотипной методикой анализа и пла­нирования торговой деятельности.

Наши рекомендации