Вопрос № 79. Характеристика макросреды торгового предприятия
Экономика торгового предприятия зависит от внешнего окружения. Внешней средой предприятия выступают силы и явления, лежащие за его пределами и оказывающие на него прямое или косвенное воздействие.
При анализе внешней среды всю совокупность факторов, ее формирующих, принято делить на две группы: микро- и макро среды.
Группа факторов внешней среды, оказывающая на торговую фирму косвенное воздействие, называется макроокружением, или общей средой. Она включает в себя:
экономические факторы, позволяющие понять, как формируются и распределяются ресурсы на макроуровне (величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентные ставки, нормы налогообложения, нормы накопления и т.п.);
правовое поле — законы, нормативные акты, правовые нормы и рамки экономических отношений. Дает торговому предприятию возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов;
политическую ситуацию, дающую представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и политики государства на рынке потребительских товаров;
социально-демографическую компоненту макроокружения, характеризующую социальные и демографические процессы в стране в целом и на территории, где расположено предприятие, что влияет на общие тенденции развития спроса и формирования потребительских
предпочтений;
национально-культурные факторы, которые отражают жизненные ценности общества, стандарты жизни, особенности и традиции потребления, религию;
природно-экологические составляющие (климат, географическое положение, экологическая ситуация в месте расположения предприятия и т.д.).
Цели, задачи, рыночное и экономическое положение торгового предприятия зависят от состояния его внутренней среды.
Внутренняя среда — это силы, факторы, явления, находящиеся в рамках фирмы и оказывающие на ее функционирование постоянное и самое непосредственное воздействие. Анализ внутренней среды вскрывает внутренние возможности и потенциал, на который предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.
Внутренняя среда — предмет пристального изучения различных школ управления, которые выделяют несколько срезов, раскрывающих потенциал и возможности фирмы.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:
• взаимодействие менеджеров и наемных рабочих;
• наем, обучение и продвижение кадров;
• оценка результатов труда и стимулирование;
• создание и поддержание отношений между работниками. Организационный срез включает в себя:
• коммуникационные процессы;
• реализацию, разработку, создание, функционирование организационных структур;
• распределение прав и ответственности;
• иерархию подчинения.
В производственный срез входят:
• продажа товаров;
• снабжение и ведение складского хозяйства;
• обслуживание и ремонт оборудования;
• осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:
• формирование ценовой политики;
• разработку и осуществление стратегии продвижения товара на рынок;
• выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффектного использования и движения денежных средств в организации:
• поддержание должного уровня рентабельности и обеспечение прибыльности;
• создание инвестиционных возможностей и т.п.
Без внимания при этом остается экономический срез, который охватывает всю совокупность внутренних составляющих и характеризует как ресурсы фирмы, так и эффективность их использования.
Экономические аспекты внутренней среды торговой фирмы определяются экономической эффективностью формирования и использования ресурсов фирмы.
Экономический срез внутренней среды фирмы включает в себя следующие составляющие.
По блоку 1 «Основные фонды»:
• формирование основного капитала фирмы;
• расширенное воспроизводство материально-технической базы;
• интенсификацию использования имеющихся материальных ресурсов.
По блоку 2 «Трудовые ресурсы»:
• формирование оптимального состава персонала фирмы;
• выбор системы организации и стимулирования труда на предприятии;
• формирование и использование фонда оплаты труда;
• создание предпосылок для роста производительности и эффективности труда.
По блоку 3 «Оборотные фонды» - (отражает процессы экономического управления товарными и денежными ресурсами):
• прогнозирование объема и структуры оборотного капитала предприятия;
• определение перспективных источников его финансирования;
• ускоренное изыскание путей оборачиваемости средств в запасах и обороте;
• достижение оптимального уровня рентабельности торгового предприятия.
По блоку 4 «Информация» (характеризует образование, движение и переработку на предприятии внутренней и внешней информации):
• формирование собственной информационной базы для принятия рыночных решений;
• осуществление необходимого внутреннего информационного потока «сверху-вниз» и «снизу-вверх».
Внутренняя среда торгового предприятия имеет четко выраженное целевое назначение и характеризуется единством материально-вещественной, торгово-технологической и организационно-экономической структур.
Под материально-вещественной структурой понимается общность материальных ресурсов, а также использование однотипных помещений и однородного торгово-технологического оборудования.
Торгово-технологическая структура определяется общностью назначения реализуемых товаров и методов их продажи, единством операций технологического процесса и обслуживания, однородностью размещения и функциональной взаимозависимостью торговых, складских, производственных и вспомогательных площадей и операций.
Организационно-экономическая структура характеризуется хозяйственной обособленностью предприятия, наделением его юридическими правами и ответственностью за свою деятельность единой системой учета и отчетности, однотипной методикой анализа и планирования торговой деятельности.