Вопрос №58. Маржинальный доход: экономическая сущность и способы расчета
Методика маржинального анализа основана на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
В процессе маржинального анализа определяют:
• маржинальный доход предприятия;
• порог рентабельности, или безубыточный объем продаж;
• зону безопасности (безубыточности) предприятия;
• необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
• критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
• критический уровень цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.
Экономическое содержание маржинального дохода – это вклад организации в постоянные расходы, которые оно несет в любом случае, даже тогда, когда объем продаж равен нулю. Организация начнет получать прибыль только после того, как возместит постоянные затраты за счет дохода от реализации определенного количества продукции. Чем больше постоянные затраты, тем больше нужно продать продукции, либо сократить постоянные расходы.
Маржинальный доход (МД) предприятия или валовую прибыль определяют как разность между выручкой от продажи продукции (Вр) и переменными расходами (ПР):
МД = Вр - ПР.
Затем устанавливают величину прибыли от продажи продукции (Пр ) как разность между валовой маржинальной прибылью и постоянными затратами (ПЗ):
Пр = МД - ПЗ.
Маржинальный доход, или маржа, предназначен для возмещения, постоянных затрат и получения прибыли. Другими словами, прибыль от продажи продукции в сумме с постоянными затратами понимается как маржинальный доход предприятия (МД = П + ПЗ).
Цель маржинального анализа состоит в определении объема реализованной продукции, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости. Такое состояние предприятия характеризует уровень безубыточности, то есть когда полностью покрываются расходы, но при этом нет ни прибыли, ни убытков.
Маржинальный доход образуется в результате превышения цены на реализуемую продукцию (р) над переменными затратами (v), его общая величина также зависит от объема продаж (q). Маржинальный доход называют валовой прибылью, брутто-прибылью, суммой покрытия. Последнее означает, что если маржинальный доход превышает (покрывает) постоянные затраты, то образуется прибыль. Относительный показатель в виде отношения маржинального дохода к выручке называется коэффициентом покрытия, его динамика и структура маржинального дохода позволяет оценивать способность покрывать постоянные затраты и тенденции в формировании прибыли.
В аналитических целях маржинальный доход может быть рассчитан:
1) произведение маржинальной ставки (p –- v) и физического объема продаж (q);
2) сумма постоянных затрат (с) и прибыли (PR.);
q * (p –- v) = с + PR
В первом случае появляется возможность анализировать факторы, влияющие на изменение маржинального дохода (цена и переменные затраты на единицу продукции, физический объем продаж), во втором - оценивать структуру маржинального дохода и ее динамику. Негативные тенденции связаны со снижением доли прибыли в общей сумме маржинального дохода.
Важным направлением анализа является анализ выгодности производства продукции в разрезе ассортимента, определение вклада каждого изделия в общую сумму покрытия, который определяется маржинальным доходом (m), приходящимся на единицу продукции данного вида (m = p – v). Оценить этот вклад можно с помощью коэффициента покрытия (km) и коэффициента соотношения переменных затрат и цены (kv/p) —- чем ниже доля переменных затрат в цене, тем больше индивидуальный коэффициент покрытия (km):
Маржинальный доход можно также определить как произведение стоимостного объема продаж и коэффициента покрытия:
В этой формуле маржинальный доход равен произведению стоимостного объема продаж и коэффициента покрытия и может быть рассчитан для продукции одного вида.
Вклад каждого изделия в общую сумму покрытия определяется также его долей в объеме продаж (di). Оценка выгодности ассортимента выпускаемой продукции может быть дана с помощью средневзвешенного коэффициента покрытия (kmср), который рассчитывается как сумма произведений коэффициентов покрытия по каждой ассортиментной позиции и долей соответствующих видов продукции в общем объеме продаж. Если предприятие выпускает определенный ассортимент продукции, а виды продукции отличаются по цене и переменным затратам, а также имеют неодинаковый удельный вес в общем объеме, то маржинальный доход рассчитывается с учетом средневзвешенного коэффициента покрытия, а прибыль равна разнице между маржинальным доходом и постоянными затратами:
- средневзвешенный коэффициент покрытия как сумма произведений коэффициентов покрытия по i - той продукции и долей продукции i - того вида.
- маржинальный доход как сумма произведений стоимостного объема продаж по i - той продукции и соответствующих коэффициентов покрытия с учетом доли продукции каждого вида в ассортименте.
прибыль как разность между маржинальным доходом и общей суммой постоянных расходов.