Вопрос №42. Качество как фактор успеха предприятия.
В условиях неизбежного приближения момента вступления Российской Федерации в ВТО вопросы конкурентоспособности продукции для отечественных предприятий приобретают первостепенное значение.
Современный рынок имеет следующие характерные особенности:
- насыщенность товарами, когда предложение значительно превышает спрос;
- разнообразие товаров одного и того же функционального назначения, в результате покупателю всегда есть из чего выбрать;
- осведомлённость потребителя, он, как правило, знает чего хочет и информирован о различных предложениях производителей;
-динамичность, когда научно-технический прогресс, быстрое развитие высоких технологий, одновременная работа на рынке большого количества конкурентов приводят к постоянному совершенствованию и новым более заманчивым для потребителя предложениям.
Эти особенности рынка формируют критерии конкурентоспособности товара и определяют стратегию его продвижения к потенциальному потребителю. Для различных товаров критерии могут несколько отличаться, но при этом качество продукции всегда будет оставаться важнейшим, а остальные связаны с ним или прямопропорциональной зависимостью, или производны от него. Только предприятие, на котором приоритеты отдаются качеству и постоянному обновлению ассортимента продукции, будет иметь длительно устойчивое положение на современном потребительском рынке.
Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Показатель качества продукции представляет собой количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
В различных отраслях промышленности для характеристики качества используются различные показатели.
Например, в пищевой промышленности:
- физико-химические показатели - характеризуют состав пищевых продуктов;
- органолептические показатели - это внешний вид, цвет, вкус, запах;
- эстетические показатели - характеризуют художественное оформление пищевой продукции (упаковки);
- технологические показатели - удельный вес сырья на выработку единицы продукции; коэффициент использования исходного сырья, материалов, энергетических ресурсов и т.д.;
- патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных при производстве продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за рубежом. К ним относятся показатели патентной чистоты, патентной защиты, территориального распространения;
- показатели сохраняемости - определяют способность различных видов пищевой продукции сохранять потребительские свойства в течение сроков, предусмотренных соответствующей нормативно-технической документацией;
- показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обуславливающие ее безопасность для здоровья человека при ее использовании, хранении или транспортировке.
В машиностроении применяются следующие показатели для оценки качества продукции:
1) показатели назначения продукции, которые подразделяются на:
а) классификационные (грузоподъемность, скороходность, производительность, мощность);
б) конструктивные (удобство управления, размещения, обзора);
в) эксплуатационные (простота и доступность обслуживания, эффективность работы);
2) показатели надежности (безотказность, ремонтнопригодность, сохраняемость и долговечность);
3) технологичность конструкций (простота собираемости, рациональность схемы, их соединения, материалоемкость изделия и др.);
4) показатели стандартизации и унификации (коэффициент нового уникального конструирования, коэффициент повторяемости, коэффициент применяемости, коэффициент серийности и коэффициент экономической эффективности стандартизации);
5) эргономические показатели, которые можно разделить на:
а) гигиенические (температура, влажность, давление, освещенность);
б) антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей и др.);
в) физиологические и психофизиологические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека);
6) эстетические показатели включают гармоничность, выразительность, целостность, оригинальность внешнего вида, соответствие окружающей среде, соответствие стилю и др.;
7) патентно-правовые показатели характеризуют патентную чистоту продукции, ее конкурентноспособность на мировом рынке;
8) показатели экономичности изделия определяют размеры затрат, необходимых для проведения мероприятий, повышающих его качество.
Для определения качества выпускаемой на предприятии продукции применяют систему общих показателей, в которую входят:
- доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме;
- коэффициент обновления ассортимента продукции;
- доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты;
- доля производственного брака;
- относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам и др.
Основными элементами механизма управления качеством продукции на предприятии являются:
- стандартизация и сертификация продукции;
- внутренние системы качества;
- государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил;
- внутрипроизводственный и технический контроль качества.
Основными задачами управления качеством продукции на предприятии на современном этапе являются:
- систематическое приведение уровня качества продукции к существующим, зарождающимся или прогнозируемым потребностям рынка, а также целенаправленное воздействие на развитие потребностей;
- обеспечение конкурентноспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- определение заданий по модернизации выпускаемой продукции и созданию новых видов продукции;
- определение состава целевых программ качества и др.