Вопрос №26. Корпоративный налоговый менеджмент
Налоговый менеджмент как функция внутрифирменного управления возник в отечественной хозяйственной среде на рубеже XX и XXI столетий. Его появление связано с переходом страны от планово-директивной к рыночной экономике. Именно в процессе этого перехода кардинально изменилась система внутрихозяйственного финансирования. Ранее она строилась на изъятии и перераспределении ресурсов, в результате чего сильным предприятиям не было смысла работать лучше, т.к. у них все заработанное изымалось, а слабым предприятиям не было необходимости повышать свою эффективность, т.к. они получали все недостающее через систему бюджетного перераспределения. С переходом к рыночной экономике система финансирования хозяйственной деятельности была переведена на налоговые принципы и основывается в настоящее время на самофинансировании после изъятия установленных законодательством налогов и сборов.
По аналогии с финансовым менеджментом налоговый менеджмент возник первоначально в хозяйственной среде, т.е. в практической действительности, и лишь впоследствии появились попытки в теоретическом обобщении и развитии этой области знаний. Вместе с тем, до настоящего времени публикации по налоговому менеджменту в большинстве своем сводятся к способам ухода от налогов, а налоговый менеджмент - к налоговому планированию, что заведомо сужает сферу его действия. Широко распространена точка зрения, сводящая налоговый менеджмент к операциям с оффшорами, означающая лишь нелегальный или полулегальный варианты развития этой управленческой функции. И, наконец, налоговый менеджмент в ряде публикаций сводится к минимизации налогообложения, причем любыми средствами, что также неприемлемо, т.к. уменьшение одних налогов зачастую означает увеличение других, а минимизация налогов любыми средствами приводит к финансовой, административной и уголовной ответственности.
Корпоративный налоговый менеджмент (КНМ) — неотъемлемая часть финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, законное средство уменьшения налогового бремени налогоплательщика. В настоящее время корпоративный менеджмент ограничен целями и задачами государственной бюджетной и налоговой политики. Это выражается в правовом регламенте доходов и расходов организации, методов формирования налоговой базы по основным налогам, ценообразовании на сырье и др.
Налоговый менеджмент выполняет специфическую функцию в системе управления любой организации и является в силу этого одной из подсистем внутрифирменного (корпоративного) менеджмента. Его можно охарактеризовать как управление налогами предприятий-налогоплательщиков, регулирующее их финансовые взаимоотношения с государством в процессе перераспределения доходов хозяйствующих субъектов и формирования доходов бюджета.
Предметом налогового менеджмента являются налоговая политика, определяющая уровень налогообложения, и ее практическая реализация.
Основным объектом налогового менеджмента являются хозяйствующие субъекты-налогоплательщики.
Информационная база налогового менеджмента формируется в системе финансового, налогового и управленческого учета. Это, в частности, обусловливает тесную взаимосвязь налогового менеджмента с такими подсистемами управления, как финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, управление затратами.
Эффективность налогового менеджмента определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли. Показатели могут рассчитываться как в долях единицы, так и в процентах. существует следующая оценочная шкала:
* если значение показателя составляет не более 25%, то налоговое планирование может быть ограничено рамками четкого ведения бухгалтерского учета и внутреннего документооборота, использованием прямых льгот и самообразованием главного бухгалтера;
* в интервале 25 - 45% налоговое планирование должно стать частью общего финансового управления и контроля, для чего требуется привлечение специально подготовленного персонала или участие внешних налоговых консультантов (аудиторов);
* в интервале 45 - 70% налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, необходимы обязательный налоговый анализ и экспертиза организационных, юридических и финансовых мероприятий и инноваций, вероятнее всего, потребуется сотрудничество с профессиональными налоговыми консультантами, а также юристами, специализирующимися в области налогообложения и налогового права;
* если показатель превышает 70%, вряд ли бизнес целесообразен в дальнейшем.
Корпоративный налоговый менеджмент охватывает три взаимодействующие сферы:
1) налоговое прогнозирование (планирование);
2) налоговое регулирование;
3) налоговый контроль.
Корпоративный налоговый менеджмент— это составная часть управления финансами экономического субъекта; это выработка и оценка управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей — оптимизация налогообложения путем использования всех особенностей налогового законодательства.
Корпоративное налоговое планирование — необходимая составляющая финансово-экономической деятельности субъекта; это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Основной целью налогоплательщика должно являться не противодействие фискальной системе государства, а, собственно, высвобождение активов для дальнейшего их использования в экономической деятельности.
Основные принципы корпоративного налогового планирования:
· уменьшение налогов — способ улучшения финансового состояния предприятия и повышения инвестиционной привлекательности, который, прежде чем его применять, следует оценить с точки зрения общих финансовых результатов;
· последствия применения одних и тех же способов минимизации неодинаковы для разных объектов и даже для условий работы предприятия в разные периоды, поэтому необходимы предварительные расчеты прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и свободной прибыли;
· снижать налоги целесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает прирост свободной прибыли; уменьшение налога на прибыль экономически обосновано лишь в случае роста общей прибыли в последующие периоды.
Для создания успешного функционирования системы управления налогами на предприятиях и в организациях должны быть созданы определенные условия, а именно:
· наличие взаимосвязанных стратегии развития, бизнес-планов и бюджетов;
· готовность администрации осуществлять менеджмент на основе
стратегических и тактических планов, а также четко сформулированных принципов управления;
· организация системы сбора и обработки информации, ориентированной на использование сетевых технологий и ресурсов Интернета;
· выделение структурного подразделения (лица), ответственного
за организацию налогового менеджмента как целостно ориентированной системы;
· разработка и внедрение схемы налогового планирования и осуществление мониторинга системы факторов, влияющих на условия ее реализации.