Особые формы записи индекса цен
Индекс Паше (немецкий ученый-статистик):
.
Индекс Ласпейреса (немецкий ученый-статистик):
.
Индексируемой величиной обеих индексов являются цены.
Весами в индексе цен Паше выступает количество продукции текущего периода, а в индексе Ласпейреса — количество продукции базисного периода.
Как правило, значения индексов цен Паше и Ласпейреса не совпадают. Отличие значений объясняется тем, что индексы имеют различное экономическое содержание.
Индекс цен, исчисленный по формуле Паше, дает ответ на вопрос, насколько товары в текущий период стали дороже (дешевле), чем в базисный.
Индекс цен Ласпейреса показывает, во сколько бы раз товары базисного периода подорожали (подешевели) из-за изменения цен на них в отчетный период.
Индекс цен, рассчитанный по формуле Паше, имеет тенденцию некоторого занижения темпов инфляции, индекс Ласпейреса — завышения.
До начала 1990-х годов отечественная статистика отдавала предпочтение индексу цен Паше, а, начиная с 1991 г., на практике стал шире применятся индекс цен Ласпейреса, которому также отдается предпочтение и в мировой статистике.
Одним из важнейших показателей статистики цен, широко используемым в экономической и социальной политике, является индекс потребительских цен (ИПЦ. Он находит широкое использование при пересмотре социальных программ, служит основой для повышения минимального размера заработной платы, отражает реальную покупательную способность денег.
Вопрос №13. Инвестиционный проект: сущность, этапы осуществления.
Понятие инвестиционного проекта
Инвестиционный проект – это план или программа вложения капитала с целью последующего получения прибыли или достижения социального эффекта. Формы и содержание инвестиционных проектов могут быть самыми разнообразными: капиталовложения в оборудование, НИР и ОКР, строительство дорог и т.д.
Во всех этих областях имеется бесконечное число инвестиционных возможностей, которые должны финансироваться из ограниченного фонда средств.
Теория оценки экономической эффективности инвестиционных проектов стремиться создать аналитический инструмент, позволяющий получить ответы на следующие три вопроса:
1. Какие конкретные инвестиционные проекты должна принять фирма?
2. Какой общий объем капитальных затрат должна сделать фирма?
3. Из каких источников может финансироваться инвестиционный портфель фирмы?
Все эти вопросы тесно связаны и должны решаться одновременно.
Классификация проектов.
1. Исследовательские проекты. Их цель – получение научных результатов, которые впоследствии могут быть использованы для создания новых проектов или технологий, обеспечивающих достижение экономического эффекта в результате их применения, не связываемые на стадии создания с конкретными промышленными предприятиями и даже отраслью промышленности. Например: разработка лазерной технологии, которая может быть использована в медицине, машиностроении, приборостроении и т.д.
В результате завершения этой, наиболее рискованной стадии проекта, создается основа для нового предприятия, разрабатывается детальный план развития проекта и его финансирования. Главное, находит подтверждение эффективность идеи проекта. Вторая стадия, «серийное производство». В результате реализации этой стадии проекта организуется и финансируется серийное производство, реализуется программа маркетинга, обеспечивается эффективный сбыт продукции и получение высокой прибыли.
2. Венчурные проекты. Их цель – создание нового продукта или технологии, обеспечивающих получение высокой или сверхвысокой прибыли в результате их коммерческого использования. Проекты, характеризуемые научно-технологическим и (или) коммерческим риском, как правило, не имеют «привязки» к конкретному действующему предприятию на начальной стадии.
Процесс реализации венчурного проекта, как правило, разделяется на две или более стадии: 1 - опытное производство, 2 – серийное производство. На первой стадии идея проекта должна получить подтверждение в результате НИОКР, работ по созданию опытных образцов или партии продукции.
3. Традиционные промышленные проекты, целью которых является получение прибыли в результате организации или повышении эффективности производства и сбыта обычных либо усовершенствованных, но все-таки традиционных продуктов или услуг.