Стоимость конечных товаров и услуг
В ценах текущего периода
Дефлятор ВВП = ----------------------------------------------------------------* 100
Стоимость тех же конечных товаров и услуг
В ценах базисного периода
Или
Номинальный ВВП текущего года
Дефлятор ВВП = ---------------------------------------------- * 100.
Реальный ВВП текущего года
Для наблюдения за состоянием цен экономисты используют дефлятор ВВП и индекс потребительских цен. Среднегодовые темпы изменения общего уровня цен (π) исчисляются по формулам:
Дефлятор ВВП дефлятор ВВП
Текущего года – предыдущего года
π = ----------------------------------------------------- * 100% или
Дефлятор ВВП предыдущего года
ИПЦ текущего года – ИПЦ предыдущего года
π = --------------------------------------------------------- * 100%.
ИПЦ предыдущего года
Вопрос №4. Вклад различных направлений научных школ.
Энциклопедия профессионального менеджмента отмечает, что началом развития теории менеджмента следует считать 1886 год, когдаГенри Таун (1844 - 1924 гг.), президент компании "Йель энд Таун" - на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков (АSМЕ) представил доклад "Инженер как экономист".
Здесь впервые был поставлен вопрос о роли менеджмента как относительно самостоятельной сферы научного знания и практической специализации, причем равноценной с инженерным трудом. Доказывалось, что менеджмент должен быть конституирован в особую науку со своим предметом, литературой и ассоциациями.
Основная задача менеджмента в тот период виделась только в том, чтобы добиться возможно более высокой отдачи от труда рабочих, причем прежде всего на основе авторитарного стиля руководства.
Но вместе с тем уже намечалась тенденция перехода от принципа надзора за трудом к принципу его организации на научных основах, хотя основной упор все же делался на внешний контроль, а не на управление.
Можно выделить четыре основные сложившиеся школы:
1. школа научного управления;
2. административная или классическая школа;
3. школа человеческих отношений;
4. математическая школа управления.
Деление это безусловно достаточно условно, ибо в рамках каждой из названных школ можно выделять еще целый ряд направлений, причем все они тесно переплетаются.
Школа научного управления
Появление школы научного управления связано прежде всего с теоретической и практической системой управления Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915 гг.). Наряду с Тейлором, наиболее яркими представителями школы научного управления были Френк и Лилия Гилберт, Генри Гантт, Карл Барт и др.
Создатели школы научного управления исходили из того, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения. Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента: 1) рациональная организация труда; 2) разработка формальной структуры организации; 3) определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.
Рациональная организация труда предполагала замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы и последующей правильной расстановкой рабочих иих обучением оптимальным приемам работы. Такая организация труда должна была сделать каждого рабочего органическим элементом системы. Вместе с тем эта организация предполагала четкое разграничение исполнительных и управленческих функций, т.е. функциональную специализацию и четкую дисциплину при обеспечении иерархического контроля в условиях формальной структуры организации. Тем самым складывались основы формальной структуры организации, происходило отделение управленческих функций от фактического выполнения работы.
Определяя меры по сотрудничеству управляющего и рабочего представители школы научного управления отмечали необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Благодаря этой школе управление стало признаваться как область научных исследований, было доказано, что методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практическом достижении целей организации.
По мнению Тейлора, "основной задачей менеджмента должно быть обеспечение наибольшего процветания предпринимателя вкупе с максимумом благосостояния каждого работника".
Основные общие принципы управления Тейлора, выведенные из его исследований и экспериментов, следующие:
1) разделение труда;
2) измерение;
3) задачи,;
4) труд как индивидуальная деятельность - влияние группы делает рабочего менее продуктивным;
5) мотивация и программы;
6) роль индивидуальных;
7) роль;
8) роль профессиональных;
9) развитие управленческого.