Стоимость конечных товаров и услуг

В ценах текущего периода

Дефлятор ВВП = ----------------------------------------------------------------* 100

Стоимость тех же конечных товаров и услуг

В ценах базисного периода

Или

Номинальный ВВП текущего года

Дефлятор ВВП = ---------------------------------------------- * 100.

Реальный ВВП текущего года

Для наблюдения за состоянием цен экономисты используют дефлятор ВВП и индекс потребительских цен. Среднегодовые темпы изменения общего уровня цен (π) исчисляются по формулам:

Дефлятор ВВП дефлятор ВВП

Текущего года – предыдущего года

π = ----------------------------------------------------- * 100% или

Дефлятор ВВП предыдущего года

ИПЦ текущего года – ИПЦ предыдущего года

π = --------------------------------------------------------- * 100%.

ИПЦ предыдущего года

Вопрос №4. Вклад различных направлений научных школ.

Энциклопедия профессионального менеджмента отмечает, что началом развития теории менеджмента следует считать 1886 год, когдаГенри Таун (1844 - 1924 гг.), президент компании "Йель энд Таун" - на ежегодном собрании Аме­риканского общества инженеров-механиков (АSМЕ) предста­вил доклад "Инженер как экономист".

Здесь впервые был поставлен вопрос о роли менеджмента как относительно самостоятельной сферы научного знания и практической специализации, причем равноценной с инже­нерным трудом. Доказывалось, что менеджмент должен быть конституирован в особую науку со своим предметом, лите­ратурой и ассоциациями.

Основная задача менеджмента в тот период виделась только в том, чтобы добиться возможно более высокой отдачи от труда рабочих, причем прежде всего на основе авторитарного стиля руководства.

Но вместе с тем уже намечалась тенденция перехода от принципа надзора за трудом к принципу его организации на научных основах, хотя основной упор все же делался на внешний контроль, а не на управление.

Можно выделить четыре основные сложившиеся школы:

1. школа научного управления;

2. административная или классическая школа;

3. школа человеческих отношений;

4. математическая школа управления.

Деление это безусловно достаточно условно, ибо в рамках каждой из названных школ можно выделять еще целый ряд направлений, причем все они тесно переплетаются.

Школа научного управления

Появление школы научного управления связано прежде всего с теоретической и практической системой управления Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915 гг.). Наряду с Тейлором, наиболее яркими представителями школы научного управления были Френк и Лилия Гилберт, Генри Гантт, Карл Барт и др.

Создатели школы научного управления исходили из того, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать боль­шинство операций ручного труда, добиться более эффектив­ного их выполнения. Формирование школы научного управ­ления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менедж­мента: 1) рациональная организация труда; 2) разработка формальной структуры организации; 3) определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Рациональная организация труда предполагала замену традиционных методов работы рядом правил, сформиро­ванных на основе анализа работы и последующей правиль­ной расстановкой рабочих иих обучением оптимальным приемам работы. Такая организация труда должна была сделать каждого рабочего органическим элементом системы. Вместе с тем эта организация предполагала четкое разграничение исполнительных и управленческих функ­ций, т.е. функциональную специализацию и четкую дис­циплину при обеспечении иерархического контроля в ус­ловиях формальной структуры организации. Тем самым складывались основы формальной структуры организации, происходило отделение управленческих функций от фак­тического выполнения работы.

Определяя меры по сотрудничеству управляющего и ра­бочего представители школы научного управления отмечали необходимость систематического использования стимулиро­вания с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Благодаря этой школе управление стало признаваться как область научных исследований, было доказано, что методы и подходы, при­меняемые в науке и технике, могут быть эффективно ис­пользованы в практическом достижении целей организации.

По мнению Тейлора, "основной задачей менеджмента должно быть обеспечение наибольшего процветания предпринимате­ля вкупе с максимумом благосостояния каждого работника".

Основные общие принципы управления Тейлора, выведенные из его исследо­ваний и экспериментов, следующие:

1) разделение труда;

2) измерение;

3) задачи,;

4) труд как индивидуальная деятельность - влияние группы делает рабочего менее продуктивным;

5) мотивация и программы;

6) роль индивидуальных;

7) роль;

8) роль профессиональных;

9) развитие управленческого.

Наши рекомендации