Сущность цели и задачи управления персоналом. Теории человеческого капитала.
ТЧКизучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов. ТЧК возникла в 50-60 гг в США. Ученые: Герри Беккер, Щульц, Линцер.
ЧК– это знания, навыки, и способности человека.
Управление персоналом– это комплексная прикладная наука об организационно-экономических, административно-управленческих, технологических, правовых и личностных факторах, способах и методах воздейтвия на персонал рпедприятия для повышения эффективности и достижения целей организации.
БИЛЕТ 48понятие и формулировка мисся предприятия. Широкое и узкое понимание мисси. Факторы выработки мисси. Понятие, значение и требования, предъявлемые к целям. ….
Миссия:
философия и предназначение, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных;
сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация.
В узком смысле миссия рассматривается как утверждение относительно того, для чего существует организация. Разработка миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления, так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем заключается основная задача предприятия и любую деятельность предприятия подчинить ее решению.
Формирование миссии позволяет определить, для чего существует конкретная организация, причем данное определение не изменяется обычно на протяжении всего цикла жизнедеятельности организации. Выработка новой миссии обычно приводит к созданию нового предприятия.
«...Ответ на вопрос «Кто мы, что мы делаем и куда направляемся?» определит курс, который должна взять фирма, и поможет выработать сильную индивидуальность. То, что компания собирается делать, и чем она хочет стать, в общем смысле является предназначением (миссией) фирмы».
Важным условием формулирования миссии является понимание и принятие ее большинством сотрудников компании. Это обеспечит то, что цели и интересы отдельных лиц, участвующих в деятельности компании, будут подчинены целям компании как целого. Поэтому очень желательно в процесс разработки миссии вовлечь всех ключевых сотрудников компании. Это высшее руководство, начальники структурных подразделений (отделов, департаментов) и ведущие специалисты.
«Факторы, учитываемые при выработке миссии: история фирмы; существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала; состояние внешней и внутренней среды организации; ресурсы, которые фирма может привести в действие для достижения целей фирмы; отличительные особенности, которыми обладает организация».
Цель — конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Цели организации определяются после получения формулировки миссии, то есть миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность предприятия соответствовала его миссии, а с другой, «отсекает» часть возможных целей.
Классификация целей: по времени: долгосрочные и краткосрочные цели. Разделение целей на краткосрочные и долгосрочные имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна большая конкретизация и детализация, чем для долгосрочных. Иногда между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются промежуточные цели, их называют среднесрочными.
Организационные цели — все, что касается управления, структуры и персонала организации.
Финансовые цели — увязывают между собой все цели в стоимостном выражении.
Цели должны быть:конкретными, измеримыми, согласованными, достижимыми, определенными во времени.
БИЛЕТ 49
понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения………типология кризисов
Экономический кризис – это значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях. Это, в конечном счете, ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом. Кризисы неизбежны: регулярные, закономерно повторяющиеся кризисы являются непременной фазой цикличного развития любой системы. Они начинаются тогда, когда потенциал развития главных элементов преобладающей системы уже в основном исчерпан и в то же время родились и начинают борьбу элементы новой системы, представляющей будущий цикл. В этот период надсистема, по классификации А.А. Богданова, становится дезорганизованной, эффективность ее резко падает, поскольку элементы старой и новой систем, противоборствуя друг с другом, погашают часть общей энергии. Кризис создает предпосылки для трансформации системы - либо перехода ее в новое качественное состояние, либо гибели, распада и замены новой, более эффективной системой.
Социалный кризисэто значительное нарушение равновесия в социальной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в обществе и общественных отношениях. Это, в конечном счете, ведет к разрушению функционирования социальной системы в целом.
БИЛЕТ 50