Подсчет голосов и выдача копий протокола

Процедуры погашения неиспользованных бюллетеней (или карточек со штрих-кодами) и работы со списком избирателей производятся так же, как и на обычных участках. Полученные данные вводятся в КОИБ или в КЭГ с помощью клавиатуры. Устройства сообщают о том, выполнены ли контрольные соотношения.

После того, как комиссия добьется выполнения контрольных соотношений, устройства распечатывают протокол. Количество распечатываемых протоколов не ограничено, поэтому проблем с копиями возникнуть не должно. Процедуры заверения и выдачи копий протоколов – такие же, как на обычных участках.

Контроль правильности подсчета

При использовании КОИБ правильность подсчета может быть проверена с помощью ручного пересчета голосов. Решение об обязательном выборочном ручном пересчете на определенной доле участков может быть принято ЦИК РФ или по ее поручению региональной комиссией. Но может быть и не принято.

Ручной пересчет может быть произведен по решению самой УИК, принятому на основании требования одного из присутствующих.

Инструкция ЦИК РФ по использованию КОИБ предусматривает, что для того, чтобы можно было потребовать ручного пересчета, нужны веские основания. Такими основаниями Инструкция считает перебои в работе КОИБ или отключение электропитания.

Способов проверки правильности подсчета с помощью КЭГ непосредственно на участке не предусмотрено. Такой контроль можно было бы осуществить путем подсчета данных на контрольной ленте, но Инструкция по использованию КЭГ предусматривает возможность вскрытия контрольной ленты лишь по решению суда.

Специфика голосования на участках «временного пребывания избирателей»

Что такое «участок временного пребывания»?

«Закрытыми» на жаргоне называются избирательные участки в больницах, санаториях, пансионатах, СИЗО и т.п. «Специальные» участки образуются на вокзалах, в аэропортах, а также на предприятиях «с непрерывным циклом производства». В законе все такие участки определяются как участки, образованные в местах временного пребывания избирателей.

Регламентация процессов голосования и подсчета голосов на таких участках не отличается от регламентации на обычных участках, отличаются лишь правила составления списка избирателей. Помимо закона правила проведения голосования на «закрытых» участках регламентируются Инструкциями избирательных комиссий, в частности, для федеральных выборов такую инструкцию издает ЦИК РФ. Однако на практике голосование на «закрытых» участках проходит со значительными отступлениями от правил, что, впрочем, объясняется не стремлением к фальсификациям, а объективными трудностями организации голосования на «закрытых» участках.

«Специальные» участки на предприятиях «непрерывного цикла производства» иногда создаются именно с целью проконтролировать голосование, что легче сделать по месту работы избирателей. В связи с этим, следует в большей степени обращать внимание на «специальные», а не на «закрытые» УИК.

Доступ на «закрытый» участок

Если Вы назначены членом УИК на «закрытом» участке, Вам обязательно следует заранее наладить контакт с председателем комиссии. Доступ в больницу и, особенно, в СИЗО, крайне затруднен, поэтому первой Вашей задачей будет выяснение порядка Вашего попадания и присутствия на избирательном участке.

Оформление участка

Феноменальные результаты голосования на участках «временного пребывания» частично объясняются отсутствием в этих местах информации о претендентах. Поэтому обратите особое внимание на оформление избирательного участка: есть ли там информационные материалы о кандидатах, избирательных объединениях, их доходах и имуществе.

Список избирателей

Окончательный список избирателей составляется руководителем учреждения не позднее, чем за один день до дня голосования. Правила составления списка довольно сумбурно описаны в законе.Составление списка еще больше усложняется, если голосование проводится по нескольким видам бюллетеней – при совмещении выборов или по смешанной системе, - поскольку в этом случае непонятно, должен ли быть один список или несколько, и надо ли включать в список по «местным» выборам тех избирателей, которые не имеют места жительства в пределах нахождения места временного пребывания[15]. Эти вопросы, вообще говоря, должны быть заранееурегулированы организующей выборы комиссией.

Общее правило (п.17 ст.17 Закона о гарантиях) заключается в том, что в список включаются все находящиеся в месте временного пребывания избиратели, которые подали заявление не позднее, чем за три дня до дня голосования (то есть, не позже среды). При этом закон требует некоего «решения участковой комиссии», которое, по-видимому, никогда не принимается.

Таким образом, в УИК, образованной в месте временного пребывания избирателей, в «основной список» могут попасть только те избиратели, которые не позднее чем в средуподали заявление о включении их в список. Проверьте это.

Данные об избирателях, внесенных в «основной» список на участке временного пребывания, должны быть обязательно переданы в вышестоящую комиссию для исключения этих избирателей из списка избирателей по месту жительства.

На избирательных участках, образованных на вокзалах и в аэропортах, списки избирателей составляются в день голосования. Избиратели, находящиеся в день голосования в указанных местах, включаются в списки избирателей по предъявлении открепительного удостоверения. Однако на практике это правило тоже не выполняется.

Голосование

Основное нарушение в СИЗО – это голосование без паспортов (их просто нет у «арестантов») и нарушение тайны голосования.

Основное нарушение в больницах, санаториях и пансионатах – голосование в переносной ящик. Избирателей просто обходят с переносным ящиком и предлагают им проголосовать, нарушая тем самым процедуру голосования вне помещения.

На предприятиях с «непрерывным циклом работы» надо удостовериться в том, что избиратели действительно подавали заявления о включении их в список не позднее, чем за три дня до дня голосования. Кроме того, здесь надо следить за тем, чтобы не было принуждения к голосованию и нарушения тайны голосования.

Голосование на вокзалах и аэропортах иногда используется для организации массового голосования по открепительным удостоверениям. Поэтому здесь важно следить за правильным оформлением такого голосования: чтобы все открепительные при голосовании изымались и чтобы в список избирателей (а там должен быть только «дополнительный» список) вносились паспортные данные и сведения о месте жительства в соответствии со штампом в паспорте.

При совмещении выборов надо следить за тем, чтобы на участках «временного пребывания избирателей» не выдавались бюллетени по местным выборам (кроме избирателей, имеющих место жительства в округе, где расположено место временного пребывания), если это специально не оговорено решением вышестоящей комиссии.

Жалобы и особое мнение

Член УИК с правом решающего голоса, как правило, не подает жалобы на нарушения в своей комиссии. Он имеет возможность требовать от комиссии оперативного принятия решений по любым вопросам. Все недостатки в работе комиссии он может отразить в письменном документе, который называется «Особое мнение члена комиссии с правом решающего голоса», которое должно быть приложено к протоколу комиссии об итогах голосования.

Жалобы

Член комиссии с правом решающего голоса может поддержать письменную жалобу наблюдателя. Он может поставить свою подпись под жалобой и оставить в ней свои координаты для связи.

Закон содержит два противоречивых утверждения относительно срока рассмотрения жалоб в день голосования. С одной стороны утверждается, что жалобы рассматриваются немедленно, с другой стороны, сказано, что нерассмотренные жалобы должны быть рассмотрены на итоговом заседании комиссии. Важно то, что ни одна жалоба (связанная с выборами) не должна остаться без рассмотрения.

Закон устанавливает, что по каждой жалобе должно быть принято письменное решение комиссии. Это значит, что жалобы должны рассматриваться на заседании комиссии и по решению должно проводиться голосование. Вы имеете право участвовать в обсуждении, предлагать проект решения по жалобе и голосовать за проекты решений. Предлагая проект решения, сформулируйте его сначала для себя; это помогает быть более убедительным при представлении проекта.

Проследите за тем, чтобы число поданных жалоб было внесено в протокол: в нем есть специальная строка для этого. Тексты жалоб и решений, принятых по ним должны быть приложены к протоколу.

Особое мнение

В течение работы комиссии мы рекомендуем члену с правом решающего голоса записывать все серьезные нарушения в свой блокнот. Если Вы считаете, что нарушения могли привести к искажению волеизъявления избирателей и к искажению итогов голосования, то следует написать особое мнение и потребовать приобщения его к протоколу.

Особое мнение надо писать тогда, когда закончены все подсчеты и никаких операций, требующих от Вас внимания, комиссия производить больше не будет. Для ускорения Вы можете заготовить заголовок этого документа заранее. Перед тем, как писать особое мнение объявите об этом всей комиссии и предупредите, что особое мнение должно быть приложено к протоколу.

Скорее всего, у Вас не будет много времени, чтобы написать особое мнение. Это значит, что в особом мнении должны быть кратко отражены основные нарушения.Особое мнение должно содержать:

- Заголовок «Особое мнение члена комиссии с правом решающего голоса» с дальнейшим указанием Вашей фамилии, имени и отчества;

- Содержательное описание нарушений. Если их несколько, рекомендуем перенумеровать пункты;

- Резюме: «Считаю, что указанные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей». Если у Вас есть основания полагать, что неправильно произведен подсчет, прямо укажите на это; можно привести результаты собственного подсчета;

- Ваша подпись, дата и время.

Если есть возможность сделать копию особого мнения, сделайте ее для себя. При передаче особого мнения председателю комиссии, попросите поставить на копии подпись председателя и время передачи.

Наши рекомендации