Этап 3. Вскрытие переносных ящиков
Перед вскрытием каждого переносного ящика председатель комиссии должен объявлять, сколько заявлений приложено к этому ящику. Извлеченные из каждого переносного ящика бюллетени пересчитываются (без просмотра отметок в них). При голосовании по нескольким видам бюллетеней, бюллетени предварительно сортируются по видам.
Если бюллетеней одного вида, извлеченных из переносного ящика, оказалось больше, чем заявлений, приложенных к этому ящику, то все эти бюллетени признаются недействительными, о чем составляется акт. На самих бюллетенях делается запись об их недействительности.
Если в переносном ящике находится много бюллетеней (50 и более) обратите внимание на то, не упакованы ли они пачками. Для таких ящиков изучите приложенные к ним заявления: написаны ли они одной рукой, похожи ли подписи избирателей на настоящие. Оцените время, которое должно было уйти на голосование одного избирателя. Если оно мало (например, 3 минуты), задайте вопрос о том, как удалось достичь такого выдающегося результата.
Извлеченные из переносных ящиков бюллетени остаются нерассортированными на столе. Суммарное их число заносится в увеличенную форму протокола. При голосовании по нескольким видам бюллетеней
Этап 4. Вскрытие стационарных ящиков и подсчет
Вскрытие
Сосредоточьтесь перед вскрытием стационарных ящиков. Обратите внимание на поведение руководителей комиссии, тех членов комиссии, которые вскрывают ящики и извлекают бюллетени. Известны случаи, когда они перед извлечением бюллетеней или сразу после их извлечения пытаются перемешать бюллетени потряхиванием ящика или непосредственно руками.
При вскрытии стационарных ящиков посмотрите, нет ли в них сложенных пачек бюллетеней. Если Вы увидите такие пачки, обратите на них внимание присутствующих. Попросите, чтобы число бюллетеней и отметки в таких пачках были подсчитаны отдельно. Все это надо будет отразить в особом мнении.Будьте готовы к тому, что подобные просьбы не будут встречены с восторгом руководством, а возможно, и другими членами комиссии.
Если голосование производилось несколькими видами бюллетеней, то сначала бюллетени разделяются по видам. Затем производится сортировка и подсчет голосов в рассортированных пачках последовательно и отдельно для каждого вида бюллетеней в порядке убывания приоритетности выборов.
Важным требованием закона является то, что члены комиссии, осуществляющие подсчет бюллетеней, не могут пользоваться письменными принадлежностями. Это правило введено для того, чтобы отсутствовала возможность проставления дополнительных отметок в бюллетенях.
Также надо помнить, что банальный «вброс» бюллетеней легко осуществить не в избирательный ящик, а прямо в кучу лежащих на столе бюллетеней.На этом этапе также используется фальсификация путем перекладывания бюллетеней из одной рассортированной пачки в другую.
Сортировка
Непосредственный подсчет голосов должен проводиться в два этапа: сначала бюллетени сортируются по отметкам в них содержащимся, а затем производится подсчет бюллетеней в рассортированных пачках. Такие правила установлены законом и при их соблюдении наблюдатели имеют полную возможность убедиться в правильности подсчета.Правила сортировки таковы (п.14 ст.68 Закона о гарантиях):
«Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов),… одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя… и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается».
На практике обычно члены комиссии без всякого оглашения и предъявления всем скопом «разгребают» лежащую на столе кучу бюллетеней. Не надо думать, что это делается исключительно из желания сфальсифицировать результат. Некоторые члены УИК не читали закон, многие относятся к нему как к необязательной рекомендации, но важнее всего то, что все устали и хотят домой. Поэтому Вашетребование строго соблюдать процедуру будут восприняты без восторга.
Тем не менее, мы рекомендуем предупредить комиссию о нарушении процедуры и громко и отчетливо зачитать процитированную выше выдержку из закона. Если не подействует – отразите это в особом мнении. Несоблюдение процедур может быть использовано недобросовестными членами УИК для фальсификаций.
При сортировке также выявляются и недействительные бюллетени. Закон дает довольно жесткое определение недействительного бюллетеня (п.17 ст.68 Закона о гарантиях): «Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений… или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом»[11]. Однако предусмотрено, что в случае сомнений должно проводиться голосование о признании бюллетеня недействительным. Иногда бывает, что руководители комиссии проявляют свои политические пристрастия, безосновательно признавая недействительными бюллетени с отметками за «нежелательных» кандидатов и наоборот.
В случае если выборы производятся помногомандатным округам, процедура сортировки отсутствует. Голос, поданный за определенного претендента, отмечается в специальной таблице, причем это действие должно быть доступным для всеобщего обозрения. При этом оглашение и предъявление бюллетеней является обязательным и играет ключевую роль.
Подсчет голосов
Процесс сортировки должен быть полностью завершен перед подсчетом бюллетеней в рассортированных пачках. Иногда эти два процесса производятся одновременно, что не позволяет проследить за правильностью подсчета.
Подсчет бюллетеней в рассортированных пачках, также как и сортировка, очень строго регламентирован законом (п.18 ст.68 Закона о гарантиях):
«… бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя… в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается».
Так же, как и при сортировке, установленные законом правила часто не соблюдаются: члены комиссии подсчитывают бюллетени, отгибая их уголки, причем это делается одновременно несколькими членами комиссии. В этом случае Вы должны предупредить комиссию о несоблюдении процедуры, пояснив, что это серьезное нарушение, которое не дает возможности убедиться в правильности подсчета. Нарушение установленной процедуры подсчета должно быть отражено в особом мнении.
После того, как подсчет голосов и недействительных бюллетеней закончен, в увеличенную форму протокола вносятся следующие данные:
- число голосов, поданных за каждого претендента (числа вносятся в нижнюю часть протокола);
- число действительных бюллетеней (вычисляется суммированием числа голосов, поданных за всех претендентов);
- число недействительных бюллетеней (подсчитанное по бюллетеням);
- число бюллетеней, извлеченных из стационарных ящиков (в законе не указано, как получается это число, но обычно его просто вычисляют как число действительных+(плюс) число недействительных –(минус) число бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков).
Сравнитепоследнее число с числом бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования (оно было внесено в увеличенную форму протокола раньше). Если оно существенно больше (на 3 и более единиц), то это может быть признаком вброса: бюллетени вбросили, а подписи за них в списке избирателей не поставили.