Кто может присутствовать в помещении для голосования и при подсчете голосов?
Закон определяет, что «с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования» в УИК вправе присутствовать (помимо членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса):
1) члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов;
2) кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения;
3) представители СМИ;
4) наблюдатели и иностранные (международные) наблюдатели.
Ссылаясь на эту норму закона, организаторы выборов ни за что не допустят присутствия в помещении для голосования нежелательных лиц без указанных статусов. Но с другой стороны, они иногда не возражают против присутствия «представителей администрации».
Если Вы обнаружили, что кто-то из присутствующих не имеет официального статуса, громко поинтересуйтесь, кто это, и внесен ли он в реестр присутствующих лиц. Сошлитесь на закон, а если это не поможет, потребуйте принять письменное решение комиссии о допуске этого человека в помещение для голосования.
Самое главное – не допустить, чтобы этот человек воздействовал на избирателей и на комиссию. В противном случаефакт воздействия надо отразить в особом мнении.
Окончание голосования и подготовка к подсчету голосов
В 20:00 председатель комиссии должен объявить о закрытии участка. После этого комиссия дает возможность закончить голосование тем избирателям, которые оказались внутри помещения для голосования. Затем комиссия обязана немедленно приступить к подсчету голосов. Подсчет голосов также должен производиться без перерыва (п.2 ст.68 Закона о гарантиях). Это означает, что не предусматривается никакого перерыва (на отдых или еду) между голосованием и началом действий, связанных с подсчетом и никаких перерывов во время подсчета. Иногда такие перерывы используются для затягивания подсчета и даже для фальсификаций.
Часто бывает так, что после окончания голосования члены комиссии продолжают работать с книгами избирателей: производить подсчеты по ним. Это действие должно осуществляться позднее – после погашения бюллетеней.Преждевременная работа со списком избирателей может быть направлена на «подгонку» контрольных соотношений, поэтому, если она происходит, Вам следует предупредить председателя и отметить это потом в своем особом мнении.
После завершения голосования члены комиссии сдвигают столы таким образом, чтобы удобно было производить подсчет голосов. Если на участке используются веб-камеры, то Вы должны обратить внимание на то, чтобы в их зоне видимости полностью находились столы, на которых производится подсчет.
Что такое подсчет голосов?
В понятие «подсчет голосов» входят все действия после окончания голосования вплоть до отправки протокола УИК в вышестоящую комиссию. Подсчет голосов регламентирован всего одной, хотя и очень объемной статьей 68 Закона о гарантиях.
То, что происходит после извлечения бюллетеней из ящиков вплоть до окончательного получения числа голосов, называется в законе «непосредственный подсчет голосов».
Комиссия обязана провести все процедуры подсчета голосов самостоятельно. До тех пор, пока комиссия не составит протокол и не выдаст его копии всем желающим, руководители комиссии не имеют права покидать комиссию.
Принципы подсчета голосов
Подсчет голосов должен производиться с соблюдением двух основных[8] принципов:
1) Открытость и гласность при проведении подсчета;
2) Поэтапность подсчета голосов.
В связи с важностью этих принципов приведем точную цитату из закона (п. 1 ст. 68 Закона о гарантиях): «Подсчет голосов избирателей… осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей… членами участковой комиссии с правом решающего голоса».
Интересно, что руководители комиссий очень часто забывают именно об основных принципах.
Открытость и гласность подразумевает оглашениерезультатов подсчетов и занесение их в увеличенную форму протокола. Также важно знать, что закон многократно упоминает, что все действия членов комиссии должны находиться в поле зрения наблюдателей и что наблюдатели должны иметь возможность видеть отметки в бюллетенях. Часто встречающиеся ограничения на расположение наблюдателей, отстранение их от стола, где происходит подсчет голосов, являются незаконными.
Поэтапность подсчета голосов означает, что разные операции подсчета голосов выполняются друг за другом, не пересекаясь по времени. После каждого этапа подсчета данные заносятся в увеличенную форму протокола об итогах голосования.