Подготовьтесь психологически

Введение

Эта брошюра представляет собой рекомендации для членов участковых избирательных комиссий (УИК) с правом решающего голоса. Мы не стали создавать еще один справочник по процедурам голосования и подсчета голосов, поскольку таких справочников уже существует достаточно много, и проблема заключается в том, что описанные в них процедуры часто не соблюдаются на практике. С другой стороны, брошюра предназначена для тех членов комиссий, которые реально заинтересованы в честном проведении выборов, а такие граждане и без нас легко найдут нужные законы и справочники.

В разделе «Подготовьтесь теоретически» этой брошюры можно найти ссылки на литературу, содержащую исчерпывающее описание правил голосования и подсчета голосов. Здесь же мы сконцентрируемся на том, что не написано в законе или написано, но не всегда выполняется. Кроме того, мы постарались выстроить материал таким образом, чтобы в нём было легко ориентироваться при любых обстоятельствах, спокойно изучая его дома или находясь под прессингом на избирательном участке.

Увы, не все организаторы российских выборов добросовестно выполняют свои обязанности. Пособия, которые предлагают ЦИК и региональные комиссии, содержат много правильных слов и многократно повторяют закон. Там только не написано, что делать, если этот закон умышленно не выполняется самими организаторами выборов.

Формирование избирательных комиссий сейчас (по состоянию на середину 2012 года) устроено таким образом, чтобы в нихпо-минимуму проникали политически активные граждане. Нижний уровень комиссий – УИК –фактически формируется местными администрациями (хотя формально это делают территориальные комиссии), и в связи с этим УИКибывают подконтрольны этой администрации. Долго копившееся недовольство граждан российскими выборами и неспособность государства обеспечить честные выборы вылилось в конце 2011 года не только в массовые выступления, но и в массовое «движение наблюдателей», то есть таких участников выборов, которые имеют право наблюдать за работойизбирательных комиссий.

Статус члена комиссии с правом решающего голоса обладает определенными особенностями и преимуществами. Пожалуй, главное преимущество заключается в том, что подпись члена комиссии с правом решающего голоса должна присутствовать на протоколе УИК об итогах голосования. Кроме того, член с решающим голосом может составить не просто жалобу, а так называемое «особое мнение», обязательно прилагаемое к протоколу. Члены с правом решающего голоса должны пользоваться этими преимуществами, но для этого надо хорошо понимать, что происходит в комиссии. Помочь честным членам УИК с решающим голосом выполнить свои обязанности и противодействовать фальсификациям со стороны недобросовестных организаторов выборов – задача этой брошюры.

Выборы – это не только голосование и подсчет голосов. Более того, можно смело сказать, что основные изъяны российских выборов находятся совсем не на этой стадии избирательной кампании; они – в отсутствии реальной политической конкуренции, которой препятствует как незрелое гражданское общество, так и перезрелая власть. Добросовестным членам избирательных комиссий более высокого уровня, чем участковая, можно посоветовать мою книгу «Административные избирательные технологии и борьба с ними», которую легко найти в Интернете.

Предварительная подготовка

Подготовьтесь теоретически

Перед днем голосованиянадо изучить процедуры, которые исполняет комиссия, и представить себе ситуацию. Для этого рекомендуется:

1) Прочитать соответствующую литературу;

2) Посмотреть в Интернете фрагменты видеофильмов с нарушениями в УИК;

3) Ознакомиться с сообщениями на Карту нарушений ассоциации «ГОЛОС» или с другими подборками нарушений.

Начинать надо с литературы.Каждые выборы в нашей стране проводятся по двум законам:

А. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Закон о гарантиях) и

Б. Закон о данных конкретных выборах (например, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» или Закон Чеченской Республики «О муниципальных выборах в Чеченской Республике»).

Но в части, связанной с процедурами голосования и подсчета, эти законы практически повторяют друг друга. Поэтому можно читать только один из них; лучше – Закон о гарантиях. Да и в этом законе Вам достаточно прочитать лишь несколько статей: 29, 30 и 61-68.

Помимо законов процедуры голосования и подсчета регламентируются различными инструкциями избирательных комиссий, которые обычно читают только их составители. Но одна из инструкций, носящая название «Рабочий блокнот участковой избирательной комиссии» активно используется в работе УИК. Такой блокнот подготавливается заново к каждым крупным выборам и раздается всем участковым комиссиям, обычно по одному экземпляру. Текст блокнота можно найти в Интернете.

Подробно, с разбором возможных нарушений, процедуры голосования и подсчета описаны в «Справочнике краткосрочного наблюдателя российских выборов» (http://www.golos.org/spravochnik), предназначенном для всех граждан, которые имеют право присутствовать на избирательном участке при голосовании и подсчете голосов. Членам комиссий с правом решающего голоса мы настоятельно рекомендуем с ним ознакомиться. Тем, кто любит учебники с иллюстрациями, можно порекомендовать Инструкцию-презентацию для наблюдателей, на которую есть ссылка на сайте http://nabludatel.org/instrukcii-nablyudately/.

Совсем недавно на сайте ЦИК РФ появился полезный тест на знание процедур голосования и подсчета голосов (в настоящее время опубликован по адресу http://cikrf.ru/banners/test/).

Что взять с собой

Собираясь в день голосования на избирательный участок, Вы должны настроиться на очень продолжительную работу. Хотя обычно УИК заканчивает работать около полуночи, но бывают случаи, когда приходится многократно пересчитывать и переписывать протокол, и работа может затянуться и до утра. Кроме того, Вы должны быть готовы к тому, что Вас вызовут в комиссию для составления повторного протокола (хотя это бывает крайне редко).

Поэтому, во-первых, постарайтесь, чтобы понедельник был у Вас нерабочим днем, а во-вторых, захватите с собой все, без чего Вы не можете обойтись течение суток: питье, лекарства и прочее. Еду брать необязательно: обычно для членов УИК с решающим голосом предусмотрено питание.

Не забудьте взять с собой паспорт и удостоверение члена комиссии. Если на выборах предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, заранее возьмите открепительное, чтобы можно было проголосовать прямо в той УИК, членом которой Вы состоите. Также не забудьте взять с собой письменные принадлежности, блокнот для записей, листы чистой бумаги.

Обязательно возьмите с собой телефон и зарядное устройство к нему, фотоаппарат или видеокамеру.

Не забудьте эту брошюру и другие справочные материалы, которые у Вас есть. Заранее приготовьте и возьмите с собой список телефонов, которые могут потребоваться: избирательного штаба кандидата или партии, которые направили Вас в комиссию, вышестоящих избирательных комиссий, полиции и прокуратуры.

Ваши обязанности

Члены УИК с правом решающего голоса, в отличие от наблюдателей и членов с правом совещательного голоса, обязаны принимать непосредственное участие в подготовке голосования, в работе со списком избирателей, в выдаче бюллетеней, в подсчете голосов.

Вероятно, до дня голосования Вам придется один или два раза подежурить в комиссии, выдавая открепительные удостоверения, расписываясь на бюллетенях, приклеивая к ним контрольные марки или просто присутствуя там. В последнее время распространено принуждение к получению открепительных удостоверений, и Вы это почувствуете, если такое будет происходить у Вас на участке.

Распределение обязанностей в день голосования обычно осуществляет председатель или секретарь комиссии по согласованию с членами комиссии. У рядовых членов УИК в процессе голосования могут быть три роли: 1) выдача бюллетеней избирателям, которые внесены в «основной список» и пришли голосовать в помещение для голосования; 2) проведение голосования «вне помещения» и 3)другие вспомогательные действия. Существует еще важная роль выдачи бюллетеней избирателям, которых вносят в «дополнительный список», но этим обычно занимается секретарь комиссии.

Вполне вероятно, Вам предложат поучаствовать в голосовании вне помещения. Но постарайтесь сделать так, чтобы бОльшую часть времени Вы присутствовали в помещении для голосования: не соглашайтесь на то, чтобы Вы участвовали во всех «выездных» голосованиях.

Ваши права

Права члена комиссии с правом решающего голоса описаны в пункте 23 статьи 29 Закона о гарантиях. Там написано, что член комиссии:

а) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей комиссии;

б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, … и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;

д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;

е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Кроме этого член комиссии с правом решающего голоса имеет права[1]:

- участвовать в работе со списком избирателей;

- участвовать в сортировке и подсчете, а также в пересчете бюллетеней;

- прилагать к протоколу комиссии «особое мнение» (п.28 ст.68 Закона о гарантиях);

- получать заверенную копию протокола УИК об итогах голосования (п.29 ст.68 Закона о гарантиях).

Подготовка к голосованию

В субботу

Подготовка помещения (установка кабинок, избирательных ящиков, столов и т.д.) обычно осуществляется накануне, в субботу. Примите участие в этом мероприятии. Обратите внимание на то, чтобы столы для выдачи бюллетеней, кабинки и ящики для голосования были расположены таким образом, чтобы их можно было видеть одновременно. Узнайте, сколько бюллетеней получила комиссия, где и как хранятся бюллетени для голосования, все ли бюллетени подписаны, все ли марки использованы (если они вообще использовались).

Узнайте, есть ли заявки на голосование вне помещения; как эти заявки оформлены.

Поинтересуйтесь, будут ли установлены в помещении для голосования веб-камеры. Кто ими заведует,когда они будут включены и куда направлены.

Вопросы задавайте вкрадчиво, не выказывайте своего всезнайства. Увиденные недостатки записывайте в блокнот.

Попробуйте перед днем голосования хорошо выспаться и настроить себя на очень долгий рабочий день. Продумайте, как Вы будете рано утром добираться до комиссии. Приготовьте с вечера все то, что Вы возьмете с собой (см. выше).

Перед началом голосования

В воскресенье придите в комиссию тогда, когда это будет указано председателем, но не позднее, чем за полчаса до открытия участка[2].При подходе к помещению для голосования осмотрите окрестности: нет ли агитационных материалов, есть ли указатели для облегчения поиска комиссии.

В помещении для голосования или непосредственно рядом с ним должны находиться информационные материалы - сведения о кандидатах, их доходах и имуществе, образец заполнения бюллетеня, увеличенная форма протокола. Для многих избирателей эти материалы важны, но иногда их располагают в очень неудобном месте.

Понаблюдайте за тем, как раздают членам комиссии бюллетени: откуда их берут, раздают ли под роспись.

Обратите внимание на то, как председатель комиссии принимает наблюдателей, членов с совещательным голосом, журналистов. Нет ли придирок к предъявляемым ими документам? Записывают ли их в специальный реестр? Попробуйте ознакомиться с этим реестром и понять, кто есть кто.

Свои наблюдения и замечания записывайте в блокнот.

Если в помещении для голосования установлены веб-камеры, убедитесь, что они работают и смотрят не в потолок. Одна из них должна показывать помещение для голосования общим планом, а другая должна быть направлена на избирательные ящики. Проследите также за тем, чтобы голоса, записываемые на камеры, не заглушались музыкой из вблизи стоящих динамиков.

Избирательные ящики – как стационарные, так и переносные[3] – должны находиться в открытом состояниивплоть до начала голосования. Осмотрите их внимательно. Пустые ящики обязательно должны быть предъявлены и опечатанысразу после объявления участка открытым для голосования. Если председатель соберется сделать это раньше, скажите ему, что это неправильно.

Если все-же опечатывание ящиков произошло до открытия участка для голосования, то не отлучайтесь из помещения для голосования ни под каким предлогом, а непосредственно перед открытием участка(обычно – в 8:00) загляните внутрь ящиков через щель. В случае если Вы увидите там бюллетени, объявите об этом громко, потребуйте вскрытия ящиков, изъятия оттуда бюллетеней с составлением акта, и переопечатывания ящиков. Сообщите об инциденте в свой избирательный штаб. Потребуйте вызова полиции и/или прокурора для составления протокола.

Если у Вас в руках находится книга списка избирателей, внимательно ознакомьтесь с ней. Обратите внимание на то, сброшюрована ли она (прошита и скреплена печатью на последней странице). В списке избирателей до начала голосования не должно быть паспортных данных избирателей. Допускаются только пометки вида «Получено открепительное удостоверение», «Выбыл»; в этих случаях избиратель должен быть исключен из списка посредством вычеркивания.

Узнайте, сколько подано заявлений на голосование вне помещения и занесены ли эти заявления в реестр.

Голосование

Голосование по заявлениям

Одна из статей Закона о гарантиях разрешает вносить в список избирателей лиц «находящихся в местах временного пребывания, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятых на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избирателе из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части». Эти лица обязаны не позднее, чем за три дня до дня голосования (то есть, не позднее, чем в среду) подать заявление в УИК на внесение их в «основной» список избирателей, а УИК обязана принять по ним решение и передать сведения о них в вышестоящую комиссию.

Из формулировки закона не ясно, относится ли это правило к тем избирателям, которые имеют так называемую «временную регистрацию», то есть проживают в жилом помещении на территории участка и зарегистрированы там органами учета, но имеют место жительства на другом участке. Избиркомы в этих случаях действуют неединообразно.

Часто возникают проблемы и с избирателями, работающими на предприятиях «непрерывного цикла производства». Вместо того, чтобы каждый такой избиратель самостоятельно подал в УИК заявление, руководители предприятий подают в УИК списки сотрудников предприятия, нарушая тем самым принцип добровольности голосования.

Если на Вашем участке голосуют такого рода избиратели, проверьте, подавали ли они действительно заявку за три дня и внесены ли они заранее в список. Кроме этого, обратите внимание на то, рассматривался ли вообще этот вопрос на комиссии. «Временно зарегистрированных» избирателей иногда вносят в список прямо в день голосования. Такие нарушения должны быть отражены в Вашем особом мнении с указанием количества проголосовавших с нарушением избирателей.

Вброс бюллетеней

«Вбросы», о которых много говорят критики наших выборов, в действительности, - не такое уж частое явление. Дело в том, что они трудоемки и требуют усилий по маскировке. Если просто вбросить бюллетени за определенного претендента[4], то число действительных бюллетеней окажется больше числа подписей за выданные бюллетени. Иначе говоря, одновременно со вбросом требуется либо подделать подписи в списке избирателей, либо неправильно подсчитать эти подписи. При наличии грамотных наблюдателей это довольно трудно сделать.

Тем не менее, вбросы, как ни странно, еще случаются, и обычно они осуществляются с ведома руководителей комиссии.

Вброс может быть осуществлен на любой стадии работы комиссии – до начала голосования, во время его проведения, при подсчете голосов. О предотвращении вброса до начала голосования – см. выше раздел «Перед началом голосования».

В процессе голосования у Вас, как у члена с решающим голосом, вряд ли будет возможность постоянно следить за ящиками для голосования; пусть за ними смотрят наблюдатели. Но следите за тем, чтобы книги избирателей былисброшюрованы и не выносились из помещения для голосования. То есть, надо следить за тем, чтобы в список избирателей не вносились подписи за избирателей.

Если Вы или кто-либо другой увиделипопытку осуществить вброс, следует сразу громко (чтобы все слышали) обратиться к полицейскому с просьбой задержать человека, осуществляющего или осуществившего вброс. Вы, например, можете заявить так: «Я видел(а), что этот человек осуществил вброс бюллетеней, что является уголовным преступлением, поэтому прошу задержать этого человека». Попроситетех, кто видел вброс, оставить Вам свои координаты, чтобы в дальнейшем их можно было привлечь как свидетелей.

Если в процессе голосования был замечен вброс, то следует особо внимательно отнестись к моменту вскрытия стационарных ящиков (см. раздел «Вскрытие стационарных ящиков и подсчет»), к подсчетам неиспользованныхбюллетеней и к подсчетам по списку избирателей (см. ниже соответствующие разделы): эти подсчеты могут подтвердить вброс.

Голосование вне помещения

Ящики для голосования вне помещения должны всегда, за исключением периодов непосредственного использования, находиться в поле зрения наблюдателей.

Нарушения процедур при голосовании вне помещения встречаются повсеместно. Очень сомнительна с точки зрения закона распространенная практика использования списков, подготовленных собесами, советами ветеранов, поликлиниками и т.д. Такие списки составляются с целью повышения явки и часто избиратели попадают в них помимо своей воли.

Важную роль при голосовании вне помещения играет реестр заявлений (правильнее было бы назвать – «реестр заявок») на голосование вне помещения. Бланки этого документа находятся в УИК.

Реестр должен заполняться сведениями об избирателях, желающих проголосовать вне помещения для голосования и добровольно сообщивших об этом в комиссию. Эти сведения вносятся при поступлении заявки, причем перечень сведений жестко определен формой реестра. Голосовать вне помещения могут только те избиратели, которые внесены в реестр.

Для оценки правильности голосования вне помещениянадо иметь в виду следующее. Обычно голосование вне помещения производится в разных местах, и требуется время для перемещения из одного места в другое. Избиратели, которые находятся не в лучшей физической форме, не только заполняют бюллетень, но также должны заполнить заявление на голосование вне помещения. Зачастую они требуют дополнительного внимания[7] и разговоров. Это означает, что процедура голосования занимает достаточно долгое время. Если голосование происходит действительно «на дому», то на каждого избирателя должно приходиться минут 7-10. И только в том случае, если голосование происходит в месте скопления избирателей (например, в больнице), оно может занимать 2-4 минуты.

По этим данным Вы можете оценить примерное время обслуживания заданного количества избирателей. В естественных условиях число голосующих на дому не превышает 20-40 человек. Если же число обслуженных «на дому» избирателей велико (а их бывает и 100, и 200, и более), то правильность проведения голосования вне помещения вызывает сомнения.

Для предотвращения нарушений при голосовании вне помещения:

1) Следите за правильностью заполнения реестра заявок на голосование вне помещения. Во-первых, он должен заполняться по мере поступления заявок, а не после того, как голосование уже проведено. Даже если у комиссии имеются «списки», упомянутые выше, то эти списки должны быть перенесены в реестр заявок до момента начала голосования вне помещения. Во-вторых, в реестре должны заполняться все графы, а их там восемь.

Если реестр заполняется со «списка», то трудности вызывают две графы. Неясно, как заполнять графу «Адрес места жительства» (избирателя), поскольку в списке такая графа отсутствует. Также непонятно, как заполнять графу «Фамилия, имя, отчество и адрес места жительства передавшего заявление или устное обращение», поскольку списки обычно бывают анонимными. Неопределенность связана с тем, что в законе вообще не предусмотрены такие списки. Секретарь комиссии будет поставлен перед этой проблемой и в любом случае реестр будет заполнен неправильно. Если Вы будете писать особое мнение, то упомяните о «списках» и о неполном заполнении реестра.

2) Следите за тем, чтобы группа, проводящая голосование вне помещения, выезжала (выходила) на голосование с выпиской из реестра (эта выписка может представлять собой просто заполненные листы реестра).

Дело в том, что голосовать вне помещения могут только те избиратели, которые внесены в реестр. Однако довольно часто бывает, что голосуют вне помещения избиратели, которые попались на пути «выездной группы». Другое нарушение заключается в том, что «выездная группа» использует вместо реестра упомянутый выше список, а в реестр задним числом записывает только тех, кто проголосовал.

Попросите председателя или секретаря комиссии, чтобы он показывал Вам реестр перед выходом любой группы на проведение голосования вне помещения. Записывайте для себя, сколько избирателей внесено в выписку из реестра, с которой выезжает группа. Позже Вы должны будете проверить, не оказалось ли число избирателей, голосовавших в этот переносной избирательный ящик больше, чем было внесено в выписку.

3) Засекайте время, которое «выездные группы» тратят на проведение голосования вне помещения. Сопоставьте его с числом проголосовавших.

4) Обращайте внимание на составы «выездных групп». Они должны быть «политически нейтральны».

5) Если какое-либо выездное голосование вызвало у Вас сомнения, внимательно просмотрите заявления от избирателей, связанных с этим голосованием, а также акт, который составляется после каждого «выездного голосования». В заявлениях подписи за получение бюллетеня проставляются собственноручно избирателем (а иногда можно заметить, что они проставлены одной рукой). Число проголосовавших избирателей по акту не должно быть больше того, которое было внесено в выписку из реестра при выезде группы (см. пункт 2)).

При вскрытии переносных ящиков, голосование в которые вызывает у Вас сомнения, обратите внимание на то, нет ли там аккуратно сложенных пачек бюллетеней.

6) Выразите свои сомнения в особом мнении.

Если Вы лично проводите голосование вне помещения и оно осуществляется в соответствии с упомянутыми выше списками, то обращайте внимание на отказы голосовать: кого-то может не оказаться дома, кто-то заявляет, что не заказывал урну. Это – признаки неправомерного составления списков, нарушения добровольности голосования.

Подсчет голосов

Что такое подсчет голосов?

В понятие «подсчет голосов» входят все действия после окончания голосования вплоть до отправки протокола УИК в вышестоящую комиссию. Подсчет голосов регламентирован всего одной, хотя и очень объемной статьей 68 Закона о гарантиях.

То, что происходит после извлечения бюллетеней из ящиков вплоть до окончательного получения числа голосов, называется в законе «непосредственный подсчет голосов».

Комиссия обязана провести все процедуры подсчета голосов самостоятельно. До тех пор, пока комиссия не составит протокол и не выдаст его копии всем желающим, руководители комиссии не имеют права покидать комиссию.

Принципы подсчета голосов

Подсчет голосов должен производиться с соблюдением двух основных[8] принципов:

1) Открытость и гласность при проведении подсчета;

2) Поэтапность подсчета голосов.

В связи с важностью этих принципов приведем точную цитату из закона (п. 1 ст. 68 Закона о гарантиях): «Подсчет голосов избирателей… осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей… членами участковой комиссии с правом решающего голоса».

Интересно, что руководители комиссий очень часто забывают именно об основных принципах.

Открытость и гласность подразумевает оглашениерезультатов подсчетов и занесение их в увеличенную форму протокола. Также важно знать, что закон многократно упоминает, что все действия членов комиссии должны находиться в поле зрения наблюдателей и что наблюдатели должны иметь возможность видеть отметки в бюллетенях. Часто встречающиеся ограничения на расположение наблюдателей, отстранение их от стола, где происходит подсчет голосов, являются незаконными.

Поэтапность подсчета голосов означает, что разные операции подсчета голосов выполняются друг за другом, не пересекаясь по времени. После каждого этапа подсчета данные заносятся в увеличенную форму протокола об итогах голосования.

Вскрытие

Сосредоточьтесь перед вскрытием стационарных ящиков. Обратите внимание на поведение руководителей комиссии, тех членов комиссии, которые вскрывают ящики и извлекают бюллетени. Известны случаи, когда они перед извлечением бюллетеней или сразу после их извлечения пытаются перемешать бюллетени потряхиванием ящика или непосредственно руками.

При вскрытии стационарных ящиков посмотрите, нет ли в них сложенных пачек бюллетеней. Если Вы увидите такие пачки, обратите на них внимание присутствующих. Попросите, чтобы число бюллетеней и отметки в таких пачках были подсчитаны отдельно. Все это надо будет отразить в особом мнении.Будьте готовы к тому, что подобные просьбы не будут встречены с восторгом руководством, а возможно, и другими членами комиссии.

Если голосование производилось несколькими видами бюллетеней, то сначала бюллетени разделяются по видам. Затем производится сортировка и подсчет голосов в рассортированных пачках последовательно и отдельно для каждого вида бюллетеней в порядке убывания приоритетности выборов.

Важным требованием закона является то, что члены комиссии, осуществляющие подсчет бюллетеней, не могут пользоваться письменными принадлежностями. Это правило введено для того, чтобы отсутствовала возможность проставления дополнительных отметок в бюллетенях.

Также надо помнить, что банальный «вброс» бюллетеней легко осуществить не в избирательный ящик, а прямо в кучу лежащих на столе бюллетеней.На этом этапе также используется фальсификация путем перекладывания бюллетеней из одной рассортированной пачки в другую.

Сортировка

Непосредственный подсчет голосов должен проводиться в два этапа: сначала бюллетени сортируются по отметкам в них содержащимся, а затем производится подсчет бюллетеней в рассортированных пачках. Такие правила установлены законом и при их соблюдении наблюдатели имеют полную возможность убедиться в правильности подсчета.Правила сортировки таковы (п.14 ст.68 Закона о гарантиях):

«Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов),… одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя… и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается».

На практике обычно члены комиссии без всякого оглашения и предъявления всем скопом «разгребают» лежащую на столе кучу бюллетеней. Не надо думать, что это делается исключительно из желания сфальсифицировать результат. Некоторые члены УИК не читали закон, многие относятся к нему как к необязательной рекомендации, но важнее всего то, что все устали и хотят домой. Поэтому Вашетребование строго соблюдать процедуру будут восприняты без восторга.

Тем не менее, мы рекомендуем предупредить комиссию о нарушении процедуры и громко и отчетливо зачитать процитированную выше выдержку из закона. Если не подействует – отразите это в особом мнении. Несоблюдение процедур может быть использовано недобросовестными членами УИК для фальсификаций.

При сортировке также выявляются и недействительные бюллетени. Закон дает довольно жесткое определение недействительного бюллетеня (п.17 ст.68 Закона о гарантиях): «Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений… или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом»[11]. Однако предусмотрено, что в случае сомнений должно проводиться голосование о признании бюллетеня недействительным. Иногда бывает, что руководители комиссии проявляют свои политические пристрастия, безосновательно признавая недействительными бюллетени с отметками за «нежелательных» кандидатов и наоборот.

В случае если выборы производятся помногомандатным округам, процедура сортировки отсутствует. Голос, поданный за определенного претендента, отмечается в специальной таблице, причем это действие должно быть доступным для всеобщего обозрения. При этом оглашение и предъявление бюллетеней является обязательным и играет ключевую роль.

Подсчет голосов

Процесс сортировки должен быть полностью завершен перед подсчетом бюллетеней в рассортированных пачках. Иногда эти два процесса производятся одновременно, что не позволяет проследить за правильностью подсчета.

Подсчет бюллетеней в рассортированных пачках, также как и сортировка, очень строго регламентирован законом (п.18 ст.68 Закона о гарантиях):

«… бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя… в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается».

Так же, как и при сортировке, установленные законом правила часто не соблюдаются: члены комиссии подсчитывают бюллетени, отгибая их уголки, причем это делается одновременно несколькими членами комиссии. В этом случае Вы должны предупредить комиссию о несоблюдении процедуры, пояснив, что это серьезное нарушение, которое не дает возможности убедиться в правильности подсчета. Нарушение установленной процедуры подсчета должно быть отражено в особом мнении.

После того, как подсчет голосов и недействительных бюллетеней закончен, в увеличенную форму протокола вносятся следующие данные:

- число голосов, поданных за каждого претендента (числа вносятся в нижнюю часть протокола);

- число действительных бюллетеней (вычисляется суммированием числа голосов, поданных за всех претендентов);

- число недействительных бюллетеней (подсчитанное по бюллетеням);

- число бюллетеней, извлеченных из стационарных ящиков (в законе не указано, как получается это число, но обычно его просто вычисляют как число действительных+(плюс) число недействительных –(минус) число бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков).

Сравнитепоследнее число с числом бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования (оно было внесено в увеличенную форму протокола раньше). Если оно существенно больше (на 3 и более единиц), то это может быть признаком вброса: бюллетени вбросили, а подписи за них в списке избирателей не поставили.

Выдача копий протокола

Строгое указание закона о том, что «по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола» (п.29 ст.68 Закона о гарантиях) довольно часто не выполняется. Не во всех УИК есть ксероксы и это – распространенная причина отказа. Но иногда руководство комиссии принципиально отказывается выдать заверенную копию до того, как протокол «проверят» в вышестоящей комиссии.

Отказ выдать заверенную копию протокола до того, как он будет увезен в вышестоящую комиссию – очень грубое нарушение, которое не позволяет оспорить итоги голосования в случае, если протокол будет сфальсифицирован. Поэтому следует настаивать на том, чтобы заверенные копии были выданы. Потребуйте заверенную копию и для себя: это снижает риск искажения итогов голосования в вышестоящей комиссии.

Важным также является требование закона о том, что выдача копийфиксируется в специальном реестре. Там указывается, кому и когда выданы эти копии.

Законом установлены правила заверения копии протокола. Заверение производиться проставлением на копии шести реквизитов: 1)заверяющей надписи («Верно» или «Копия верна»); 2)подписи заверяющего; 3)ее расшифровки; 4) даты выдачи копии; 5) времени выдачи копии (не путать со временем подписания протокола) и 6) печати избирательной комиссии. Отсутствие любого из этих реквизитов сделает копию недействительной в трактовке нашего независимого суда!

Кроме этого очень желательно, чтобы на копии стояла надпись «Копия №….» с номером, соответствующим номеру в реестре выдачи копий.

Отъезд руководства

Руководители УИК в сопровождении полицейского убывают в вышестоящую комиссию с пакетом документов, содержащих первый экземпляр протокола, жалобы, особые мнения, акты. Обычно они забирают с собой и упаковки с бюллетенями и списком избирателей.

Вы можете сказат<

Наши рекомендации