Характеристика и применение паушальных платежей за инновацию
поушальный платеж фиксированная сумма вознаграждения за пре-доставленные по лицензионному договору права на использование объекта интеллектуальной собственности независимо от фактических размеров реализуемой лицензионной продукции (услуг); поушальный платеж может производиться как единовременно, так и в рассрочку.Оценка интеллектуальной собственности на предприятии позволяет осуществлять:· внесение стоимости интеллектуальной собственности в уставный капитал;· постановку на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов; уступку прав на ОИС;· передачу прав на использование ОИС на лицензионной основе;· разгосударствление и приватизацию с учетом стоимости ОИС;· ликвидацию предприятия с учетом тоимости ОИС;· использование ОИС в качестве залога.Таким образом, вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйст-венный оборот оказывает значительное влияние на повышение устойчивости предприятия на рынке, повышение эффективности его функционирования. С развитием инновационной деятельности степень этого влияния многократно усиливается.
74.Оценка хоз рискрв.Анализ рисков осуществляется для выявления факторов, определяющих риск, и прогнозирования их проявления. Риски, возникающие в инновационной сфере, зависят от следующих факторов:1. Фундаментальных – факторы рисков, которые определяются экономико-политическими аспектами функционирования мирового сообщества и отдельных стран.2. Конъюнктурных – факторы риска, связанные с динамикой рыночной ситуации на национальном и международном рынках.3. Внутренних – факторы риска, обусловленные особенностями организационной структуры и возможностями предприятия.Для анализа рисков и прогнозирования развития ситуации используют следующие методы.1. Метод аналогий основан на анализе информации об аналогичных проектах, реализованных в аналогичных условиях. При этом выявляются характерные ошибки и потенциальные проблемы. На основе результатов анализа составляются сценарии реализации инновационного проекта.2. Метод «дерева решений» используется для выбора наилучшего варианта реализации инновационного проекта на основе расчетов вероятностей получения результатов по каждому из альтернативных вариантов. При этом строится разветвленная схема, отражающая последовательность операций и оценки результатов с учетом вероятностей их достижения.3. Метод Монте-Карло представляет собой изучение статистических данных по реализации аналогичных проектов на аналогичных предприятиях. Анализ позволяет получить более точную информацию о результативности инновационного процесса, которая служит базой для построения имитационных моделей.4. Методы экспертных оценок основаны на заключениях специалистов-экспертов, оценивающих инновационный проект. Наиболее распространенными экспертными методами являются: балльный метод, метод ранжирования, попарного сравнения и метод Дельфи. Для уменьшения субъективной оценки результат определяют как средневзвешенное значение совокупности экспертных оценок.
78.КОММУТАНТ-НАЧАЛО ЗАТУХАНИЯ АКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ.КОММУТАНТЫ — это фирмы, ориентированным на удовлетворение местно-национальных потребностей и действующие на этапе падения цикла выпуска продукции.Коммутанты — фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции. Стратегия подражательства характерна для многих мелких компаний. В соответствии с классификацией Фризевинкеля, коммутанты называются «серыми мышами». Роль «серых мышей» в инновационном процессе заключается в содействии диффузии инноваций. Их деятельность в основном связана с производством легальных копий продуктов известных компаний, а также предоставлением услуг по послепродажному сервису инновационных продуктов.Научно-техническая политика коммутантов требует принятия решений о своевременной постановке продукции на производство, о степенитехнологической особенности изделий, выпускаемых виолентами, оцелесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила местного неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших пообъему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патиента), а за счет индивидуализации услуги. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы» — лозунг коммутантов.Виоленты и патиенты не всегда могут удовлетворить индивидуальные потребности, тогда на сцену выступают коммутанты, готовые использовать любую возможность для бизнеса. Они получили название «серые мышы». Повышеннаягибкость коммутантов позволит им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе. Коммутантная стратегия характерна для многих частных российских фирм.Инновационный менеджер такой фирмы должен хорошо разбираться в специфике покупателя товара, сложившейся ситуации на рынке, точно, оперативно и достоверно предвосхищать возможные кризисы. Организационная схема управления фирмами зависит от их особенностей.
79.Леталент физическое и моральное старение инновации.Леталент – распадающаяся организация, подвергающаяся полной деструктуризации. Она прекращает существовать в связи с невозможностью, сколько бы то ни было эффективного функционирования. При этом имущество организации и даже целые производственные комплексы могут переходить в другие организации и другим собственникам. Деструктуризация может сопровождаться полным изменением профиля деятельности, полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала. Состояние леталента само по себе представляет стадию кризиса без возможности возврата в стабильное состояние. Поэтому уже поздно говорить о характерных свойствах фирмы или причинах ее кризиса. Можно вести речь только о минимизации отрицательных последствий распада для других участников рынка. В связи с этим, если у организации накоплены долги и ее имущества недостаточно для их покрытия, то в соответствии с законодательством, организация ликвидируется только в процедуре процедуре банкротства до этого или нет. Неблагоприятных состояний можно избежать, если вовремя изменить стратегию развития, поменять продукцию, перейти в другие сегменты рынка и т.п., то есть применить методы антикризисного управления, в том числе инновационные изменения.
77.характеристика виолентного этапа.Виолент - фирма с силовой стратегией, действующая в сфере крупного стандартизированного бизнеса. Предлагает давно известные всем нужные товары, характеризуется высоким уровнем освоенности технологии, массовым производством продукции. Условиявозникновения виолента: 1. Уверенное освоение сегмента рынка – плацдарм. 2. Наличие специалистов, заинтересованных в расширении сферы деятельности, в новых технологиях, в новых видах продукции. 3. Стабильные перспективы сбыта. Основные причины кризисов для виолета, связанные с инновационными изменениями: - затоваривание, слабая реакция на появление новых видов товаров; - моральное устаревание оборудования, повышение цен по сравнению с конкурентами, обновившими оборудование; 18 - бюрократизация – чрезмерное усложнение структуры приводит к нарушению управляемости; - утрата связи с результатами работы, заинтересованности; - невосприимчивость к новым технологиям, новым видам продукции.
75.Влияние на риск этапов ЖЦ инноваций: эксплерент.Эксплерент - предприятие новатор, которое сознательно работает с высокими рисками. Оно предлагает новые товары и технологии, создает новые сегменты рынка либо кардинально преобразовывает старые. 1Если вовремя провести антикризисную реструктуризацию организации, то наступления данной стадии можно избежать. Для этой фирмы получение прибыли определяется не финансово-экономическими условиями, конкуренцией с производителями подобной продукции, а новизной идей, одаренностью сотрудников, удачливостью. Условия возникновения эксплерентов: 1) наличие оригинальной идеи, цели и путей её достижения; 2) наличие специалистов, заинтересованных в достижении этой цели; 3) наличие определенных перспектив производства и сбыта (востребованность) этих новых товаров. Основные причины кризисов для патиента, связанные с инновационными изменениями: - высокая зависимость от рыночной конъюнктуры (востребованности товара); - отсутствие отлаженных технологий, высокие затраты, высокиецены; - ограниченность по всем видам ресурсов, в том числе финансовых и трудовых, в том числе недостаток необходимых специалистов; - многоплановые риски развития.
80.Характеристика инновационных рисков. риск — это неотъемлемая сущн инн проекта.Риск инн проекта — это сов рисков, состоящая из ряда элементов, специфич конкретно для данного иннов проекта, реализуемого в среде конкретного экономического субъекта и рисков, характерных для традиционных бизнес процессов.Данн риск — это всегда совокупн рисков, продуцируемая определеобъектом (сов источников) хозяй деят пред и внешней среды.Риск иннов проекта в силу объективно существующей неопределенности среды, в которой осущ сам инн проект, никогда не бывает нулевым.В основе риска инн проекта лежит возможность альтернативных решений.Риск связан с возможн возникновения убытков, с вероятностью недостижения поставленной цели.Риск ин проекта имеет объективно-субъективную природу. Основными источниками риска являются, с одной стороны, объективная неполнота или недостаточность информации, и, с другой стороны, субъективность восприятия информации и возможность принятия неверного решения. Первый фактор соответственно приводит к проблеме прогнозирования, а второй — к проблеме распознания. То есть риск инновационного проекта характеризуется наличием объективной неполноты информации, возможностью неадекватного его восприятия и принятия неверного решения по управлению им.Риск инновационного проекта, в силу уникальности самого проекта, в основе своей имеет неопределенность будущего развития событий, а также отсутствие полноценной базы анализа и апроксимизации данных прошедшего периода ( т.е. отсутствие полноценной статистики по всем параметрам проекта).В оценке риска инновационного проекта и в определении уровня его приемлемости всегда лежит субъективная оценка лица, принимающего решения (ЛПР), вследствие чего одной из сущностных оценок риска является отношение к нему ЛПР, то есть толерантность данного субъекта по отношению к риску инновационного проекта.Риск инновационного проекта характеризуется пропорциональной зависимостью в части специфического риска между уровнем риска и новизной инновационного проекта.Риск инновационного проекта имеет бинарную природу, с одной стороны, являясь объектом управления, а с другой стороны, оказывающим воздействие на деятельность организации, заставляя ее тем самым выработать механизм рискоадаптации.Риск инновационного проекта характеризуется частичной неопределенностью , имеет сложную структуру: включает как риски вероятностного, интервального характера, так и систему рисков, имеющих природу нечеткого множества.Данный риск представляет собой динамичный показатель, меняющий свои характеристики во времени.В основе риска инновационного проекта лежат две системы рисков. Первая продуцирована поиском и неправильным выбором самой идеи инновационного проекта, а вторая «связана с непосредственной реализацией проекта в системе производствено-рыночных отношений»..В соответствии с такими характеристиками риска, как его динамичность, способность менять свои параметры с течением времени, мы предлагаем выделить изначально два классификационных подхода: в рамках «базовой» классификации рисков и «динамичной» («динамичного рископрофиля»). Базовая классификация рисков направлена на построение диагностической картины рисков на момент принятия решения о целесообразности реализации инновационного проекта на данном предприятии в данных условиях. Динамич же классиф представляет собой сопоставление изменений «рископрофиля» предприятия под воздействием определенного фактора: принятого решения об осуществлении инновационного проекта, реализации мер по управлению рисками, фактора времени.