Вопрос 74. Понятие и основные типы монополий. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке. Запрещение монополистической деятельности.

В законодательстве отсутствует общее определение понятия "монополия". Термин "монополия" используется в нормативных актах и юридической литературе для характеристики:

- доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке,

- особых полномочий (привилегий, прав) субъектов предпринимательства на осуществление какого-либо вида предпринимательской деятельности.

Монополия (монопольное положение) - это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке. Типы монополий:

1) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;

2) образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства;

3) возникающие в результате обладания исключительными правами.на рынке.

+ можно также классифицировать в зависимости от того, защищены монополии от конкуренции или нет: закрытые(монополии, непосредственно регулируемые государством и монополии обладателей исключительных прав) имонополии, которые не могут бытьзащищены от конкуренции.

1) Существуют следующие разновидности монополий первого типа:

Государственные монополии – создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности и т.д., устанавливаются в императивном порядке на основании норм законодательства, направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов, регламентируются федеральными нормативными актами (в частности, Федеральными законами "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст.17-18), "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (ст.4), "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (п.2 ст.4, п.1 ст.12) и др.),осуществляется государственная монополия с помощью различных средств, например, посредством лицензирования;

Естественные монополии - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных указанных в законе причин (ст.3 Закона о естественных монополиях).

Закон устанавливает следующие естественные основания таких монополий:

1) существенное понижение издержек производства определенных товаров (услуг) на единицу товара по мере увеличения объема их производства;

2) товары (услуги), производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;

3) спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Однако для того, чтобы какая-либо сфера деятельности приобрела статус естественной монополии, необходимо признание ее в качестве таковой со стороны государства.

Существует перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи (ст.4 Закона о естественных монополиях).

Субъект естественной монополии - лишь хозяйствующий субъект, созданный в форме юридического лица, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ч.3 ст.3 Закона о естественных монополиях).

В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. С этой целью образуются специальные органы регулирования, являющиеся федеральными органами исполнительной власти, которые могут создавать свои территориальные органы. К ним, в частности, относятся: Федеральная энергетическая комиссия РФ (Указ Президента РФ от 29 ноября 1995 г. N 1194 (с изм. от 4 сентября 2001 г. N 1091, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (МАП РФ).

Органами регулирования могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

1) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст.6 Закона о естественных монополиях).

2) Рыночные монополии создаются в результате самостоятельных действий субъектов предпринимательства при осуществлении ими своей деятельности под воздействием различных факторов на рынке (экономических, внеэкономических) без непосредственного регулирующего воздействия государства.

Такие монополии могут появиться в связи с победой в добросовестной конкуренции над определенным субъектом предпринимательства и выходом с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъект предпринимательства на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой.

3) Монопольное положение может также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг): права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. (п.1 ст.138 ГК РФ).

Монопольное положение субъекта возникает исходя из факта юридического признания за ним статуса обладателя исключительных прав (например, у субъекта имеется патент).

Обладатель имеет возможность монопольно обладать объектом, как используя его в своей деятельности, так и не делая этого, а также запрещать всем другим лицам пользоваться им без специально выданного разрешения или лицензии.

Российское антимонопольное законодательство предусматривает два основных критериядля определения доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке:

1) качественный (основной) содержит указание на сущность поведения субъекта предпринимательства на определенном рынке. Под доминирующим положением на товарном рынке понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта/субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам (ч.8 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Доминирующее положение на финансовом рынке - объем финансовых услуг, предоставляемых финансовой организацией/организациями на рынке финансовых услуг, дающий ей (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг или затруднять доступ на этот рынок другим финансовым организациям (ч.7 ст.3 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

2) количественный (вспомогательный) критерий позволяет определить долю рынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на рынке или затруднять доступ на него другим конкурентам.

Указание на долю на товарных рынках содержится в Законе о конкуренции на товарных рынках. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35% (ч.8 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Доля финансовой организации, необходимая для доминирования на рынке финансовых услуг, не определена Законом о конкуренции на финансовых рынках. Есть лишь общее указание на то, что конкретная доля устанавливается исходя из отношения суммы ее оборота по определенному виду финансовых услуг к общей сумме оборота финансовых организаций в установленных границах рынка финансовых услуг.

Доминирующее положение отражает степень монопольного господства одного или нескольких субъектов предпринимательства на рынке. Так, занятие доминирующего положения на рынке одним субъектом предпринимательства свидетельствует о наличии абсолютной ("чистой") монополии. Наличие на рынке олигополии (а иногда монополистической конкуренции), соответственно, уменьшает долю доминирования конкретного субъекта предпринимательства.

Доминирующее положение на рынке само по себе не является противоправным, противоправным является монопольное положение предпринимателя вследствие неправомерных действий, нарушающих законодательство.

Монополистическая деятельность является правонарушением, т.е. противоправным, виновным действием (бездействием) правонарушителя, причиняющим вред и влекущим применение мер юридической ответственности.

Монополистическая деятельность - это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ч.9 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Монополистическая деятельность нарушает как частные, так и публичные права и интересы. Прежде всего данное правонарушение посягает на субъективные права отдельных лиц - права потребителей и предпринимателей на товарных и финансовых рынках.

Указанным лицам может быть причинен имущественный вред в виде убытков (ст.15, 16 ГК РФ).

При квалификации отдельных монополистических действий, запрещенных антимонопольным законодательством, убытки иногда бывает сложно определить. Зачастую они могут вообще отсутствовать. В связи с этим общее определение монополистической деятельности не содержит указания на убытки как последствие данного правонарушения. Для установления и запрещения (пресечения) монополистической деятельности не требуется в обязательном порядке устанавливать наличие убытков, но для применения к правонарушителю гражданско-правовой или уголовной ответственности установление убытков и причинной связи является обязательным.

Монополистическая деятельность наносит вред государству и обществу в целом. Общественная опасность монополистической деятельности состоит прежде всего в нарушении одинаковых для всех субъектов предпринимательства правил ведения конкурентной борьбы.

Субъектами данного правонарушения являются: предприниматели - хозяйствующие субъекты и финансовые организации, а также группа лиц.

*Ранее Закон о конкуренции на товарных рынках относил к числу лиц, осуществляющих монополистическую деятельность, государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и их должностных лиц.

Вина - необходимый элемент состава правонарушения, составляющего монополистическую деятельность.

Виды монополистической деятельности субъектов предпринимательства:

1) индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления своим доминирующим положением на рынке;

2) соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию.

1) Для квалификации данного правонарушения необходимы следующие специальные условия:

- особое положение субъекта предпринимательства (группы лиц) на рынке - состоит в обладании им доминирующим (монопольным) положением на рынке;

- последствия противоправного поведения - на товарных рынках запрету подлежат действия (бездействие) хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других субъектов предпринимательской деятельности или физических лиц (абз.1 п.1 ст.5 Закона о конкуренции на товарных рынках). На рынке финансовых услуг запрещаются действия финансовых организаций, затрудняющие доступ на рынок другим финансовым организациям и/или оказывающие негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на данном рынке (ч.1 ст.5 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

N.B. В определенных случаях действия субъекта предпринимательства могут быть признаны правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для соответствующего рынка (п.2 ст.5 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Предусмотренные законодательством конкретные правонарушения (злоупотребления) можно свести в две группы:

(1) договорные: субъект предпринимательства, занимающий доминирующее положение на рынке определенного товара, принуждает своего контрагента заключить договор лишь на выгодных для первого условиях либо необоснованно отказывается от заключения договора при наличии к тому возможности. Напр., навязывание контрагенту невыгодных условий договора, создание дискриминационных условий, установление монопольно высоких/низких цен, нарушение установленного порядка ценообразования и т.д.;

(2) односторонние:к ним относятся:

- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства (п.1 ст.5 Закона о конкуренции на товарных рынках).

2)Соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию. Две группы:

- горизонтальные (картельные) соглашения (согласованные действия) - соглашения (договоры), иные сделки или осуществление согласованных действий конкурирующими субъектами предпринимательства (потенциальными конкурентами), т.е. действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров). В new редакции никакой определенной доли на рынке не требуется, а раньше, напр., на товарном рынке требовалась доля 35%.

Законодательный перечень запрещенных горизонтальных соглашений (согласованных действий), которые направлены на:

· установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, процентных ставок;

· повышение, снижение или поддержание цен на торгах (в том числе на аукционах);

· раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков), по видам или потребителям финансовых услуг;

· ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов и финансовых организаций в качестве продавцов определенных товаров(услуг) или их покупателей (заказчиков);

· отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

· и др.

- вертикальные соглашения (согласованные действия) – достигаются между получающими (потенциальными приобретателями) и предоставляющими (потенциальными продавцами) товар (взаимозаменяемые товары). Необходимо наличие двух условий:

· если они имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции на рынке;

· совокупная доля хозяйствующих субъектов на товарном рынке, являющихся участниками таких соглашений (согласованных действий), превышает долю более 35% (п.3 ст.6 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Законодательно определенного перечня вертикальных соглашений нет, Мб такими же, как и горизонтальные. В исключительных случаях вертикальные соглашения (согласованные действия) могут быть признаны правомерными, если субъектами предпринимательства будет доказано, что положительный эффект превысит их негативные последствия.

Форма соглашений (согласованных действий) не имеет значения для установления их противоправности.

Неправомерная координация. Закон о конкуренции на товарных рынках запрещает также координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции (п.5 ст.6 Закона). Причем неправомерная координация может сочетаться с заключением горизонтальных (картельных) и вертикальных соглашений.

Нарушение данного запрета - основание для ликвидации в судебном порядке организации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску антимонопольного органа.

Коммерческие организации могут осуществлять координацию предпринимательской деятельности в форме некоммерческих союзов и ассоциаций. Недопустимой и противоречащей антимонопольному законодательству координация признается лишь в том случае, если она имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Неправомерная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по ограничению конкуренции. Законодательство РФ более не относит к монополистической деятельности действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение и устранение конкуренции; им вообще запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.

Правонарушения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления закон подразделяет по аналогии с монополистической деятельностью субъектов предпринимательства на следующие виды:

- индивидуальные акты и действия;

- соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию.

Наши рекомендации