Финансово-промышленные группы, холдинги, консорциумы и их правовой статус.
1. Холдинги— наиболее распространенная в рыночных отношениях форма объединения коммерческих организаций вертикального типа, основанного на отношениях экономической субординации и контроля. В России холдинги впервые возникли при приватизации крупных государственных предприятий в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества.
Холдинг или холдинговая компания –совокупность юридических лиц, состоящая из основного (материнского) общества (товарищества)1 и дочерних хозяйственных обществ, ведущих согласованную производственную, торговую, финансовую или иную предпринимательскую деятельность и связанных между собой отношениями экономической зависимости и контроля, позволяющими основному {материнскому) обществу (товариществу) определять решения дочерних хозяйственных обществ.
*Раскрывая понятие основного и дочерних обществ (ст. 105 ГК РФ, I 6 Закона об АО, ст. 6 Закона об ООО), законодатель приводит открыли перечень возможных оснований установления контроля основного общества над дочерними:
Наличие преобладающего участия в уставном капитале, которое не обязательно должно превышать 50% голосующих акций {долей участия) общества. При многочисленности акционеров или- участников и распыленности» контрольного пакета в отдельных обществах требуется значительно меньшее число голосов (долей участия), чтобы добиться подавляющего влияния.
Наличие договора, согласно которому одно общество вынуждено подчиняться другому. Это может быть договор доверительного управления, о совместной деятельности, кредита, ипотеки, залога ценных бумаг, иной предпринимательский договор.
Наличие иной возможности определять решения общества. Подавляющее воздействие на принятие решений дочерним основное общество может оказывать, принимая участие в общих собраниях акционеров (участников) и советах директоров дочернего общества, пользуясь правом назначения исполнительных органов и другими способами. Управляющее воздействие основного общества может заключаться и в распре-делении производственно-хозяйственных функций между структурами смешанного холдинга1, где основное общество наряду с владением контрольными пакетами акций дочерних обществ осуществляет также самостоятельную производственную и/ил и коммерческую деятельность.
Основное общество, как правило, осуществляет стратегическое планирование, организует финансовые потоки, курирует инвестиционную, инновационную деятельность, осуществляет правовое, кадровое, информационное обеспечение дочерних обществ, устанавливает методологию бухгалтерского учета в дочерних обществах и осуществляет консолидированный бухгалтерский учет холдинга, зачастую организует маркетинг и сбыт продукции дочерних обществ.
Законодатель не исчерпывает все возможные разновидности экономической зависимости во взаимоотношениях основное — дочернее общество и, как следует из приведенных способов, во главу определения общества в качестве дочернего ставит качественный критерий (в отличие от определения категорий «преобладающее — зависимое общество», основанных на количественном критерии)2.
Холдинги – объединения коммерческих организаций, хотя и связанных отношениями экономической зависимости, но не теряющих своей юридической самостоятельности. Сами холдинги не являются юридическими лицами, не подлежат государственной регистрации, такая организационно-правовая форма коммерческих организаций не предусмотрена I К РФ. Холдинги представляют собой типичный случай предпринимательских объединений с частичной правосубъектностью. В некоторых предпринимательских отношениях холдинговая компания выступает как субъект права, например является с точки зрения антимонопольного законодательства единым хозяйствующим субъектом
Признание совокупности юридических лиц холдингом влечет за собой ряд правовых последствий, в том числе в части установления особых требований к защите интересов кредиторов, акционеров [участников) дочерних хозяйственных обществ. Страны развитого правопорядка нашли решение данной проблемы в признании на определенных условиях возможности возложения имущественной ответственности по сделкам дочерних обществ не только на них., но и на основные общества, реально определяющие их волеизъявление. Закон кик бы пренебрегает при этом оболочкой юридического лица, призванной не допустить кредиторов к имуществу его участников (акционеров). Такая ситуация получила наименование «снятия корпоративных покровов».
Защищая интересы дочернего общества и его кредиторов, ГК РФ (п. 2 . 105) устанавливает два случая ответственности основного общества (товарищества) по долгам дочернего:
1) Солидарная ответ-ть наступает по сделкам, заключенным дочерним об-ом во исполнение обязательных указаний основного об-ва, если это основное об-во имеет право давать указания дочернему.
2) Субсидиарная ответственность наступает, если по вине основного общества наступило банкротство (несостоятельность) дочернего общества.
3) Следует отметить, что Закон об АО установил ограничительное условие привлечения основного акционерного общества к ответственности По долгам дочернего — привлечение основного общества к солидарной ответственности по сделкам дочернего возможно только в случае наличия в уставе или договоре специальных положений о праве основного общества давать указания дочернему, что существенно снижает реальные возможности защиты интересов дочернего общества и его акционеров, поскольку основные общества имеют реальные возможности завуалировать свое право давать указания дочернему.
При определении возможности привлечения основного общества к ответственности при банкротстве дочернего общества с точки зрения субъективной стороны действий основного общества, вследствие которых наступила несостоятельность дочернего общества, ГК РФ и Закон об ООО оперируют понятием «по вине основного общества», что предполагает возможность как умысла, так и неосторожности, а Закон об АО требует наличия заведомого умысла в действиях основного общества. Налицо коллизия между нормами ГК и Закона об АО, которая в силу п. 2 ст. 3 ГК РФ должна разрешаться в пользу применения норм Гражданского кодекса.
Законодательством установлено право участников (акционеров) дочернего общества требовать возмещения основным обществом убытков, причиненных по его вине дочернему обществу (п. 3 ст. 105 ГК РФ, п. 3 ст. 6 Закона об 000, п. 3 ст. 6 Закона об АО).
2. Финансово-промышленные группы – форма организационного объединения юридических лиц в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест(ст. 2 Закона о ФИГ). ФПГ не являются самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц, предусмотренных ГК РФ. Они обладают отдельными элементами правосубъектности, например в правоотношениях, регулируемых антимонопольным и налоговым законодательством. Так, Закон о конкуренции на товарном рынке признает ФПГ группой лиц или единым хозяйствующим субъектом (ст. 4). Для ФПГ установлена возможность сводного (консолидированного) учета, отчетности и ведение единого баланса группы (ст. 13 Закона о ФПГ). Участники ФПГ сохраняют свою юридическую самостоятельность.
Закон о ФПГ в ст. 2 называет две возможные разновидности ФПГ:
1) совокупность входящих в группу юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества;
2) совокупность юридических лиц, объединивших полностью или частично свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ.
Первая разновидность ФПГ представляет по своей сути холдинговую компанию, которая становится основой создания группы. Участниками ФПГ первого вида являются соответственно основное и дочерние общ-ва; второго вида — юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания. По статистическим данным, практически все официальные российские ФПГ созданы путем подписания договора о создании ФПГ и учреждения центральной компании. Таким образом, в настоящее время распространены ФПГ в форме ЮК называемых мягких нехолдинговых корпораций, основанных на дружественной интеграции.
Закон устанавливает обязательность участия в ФПГ организации, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций: инвестиционных институтов, негосударственных пенсионных и иных фондов, страховых организаций, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ. По оценкам специалистов, доля вложений финансово-кредитных учреждений в консолидированные активы ФПГ составляет в среднем 10%'. Имеется ряд законодательно установленных запретов и ограничений на участие в ФПГ. Их участниками не могут быть религиозные и общественные организации. Дочерние общества могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом. Запрещается участие организаций более чем в одной ФПГ.
Согласно Закону о ФПГ финансово-промышленные группы являются транснациональными, если среди их участников есть юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — участников СНГ или имеющие подразделения на территории этих государств, или осуществляющие там капитальное строительство. Транснациональная компания, созданная на основе межправительственного соглашения, приобретает статус межгосударственной ФПГ.
Высшим органом управления ФПГ является совет управляющих ФПГ, включающий представителей всех ее участников. Органом, уполномоченным на ведение дел ФПГ, представляющим ФПГ в гражданском обороте, является центральная компания. Организация приобретает статус центральной компании с момента государственной регистрации ФПГ и лишается этого статуса с момента ликвидации группы. Центральная компания выступает от имени участников ФПГ, готовит ежегодный отчет о ее деятельности, ведет сводный (консолидированный) учет, отчетность, составляет баланс ФПГ, выполняет в интересах участников отдельные банковские операции.
Исследуя особенности ФПГ как объединения в сфере предпринимательства, важно отметить два существенных момента:
1) полномочия органов управления ФПГ не распространяются на век коммерческую деятельность входящих в ее состав участников. Управляющее воздействие органов ФПГ касается только общей деятельности участников в составе группы. Эта общая деятельность ограничена целями создания ФПГ, частью объединенных для достижения этих целей активов.
2) Участники ФПГ несут солидарную отв-ть по обяз-м центральной компании, возникшим в результате участия в деят-ти ФПГ. Особенности привлечения к солидарной отв-ти устанавливаются договором о создании ФПГ.
3. Консорциум. Действующее законодательство не содержит определения консорциума, а также правовой регламентации подобных ему объединений предприятий. При этом необходимо отметить, что такое же положение характерно для законод-ва больш-ва стран мира. Сущест лишь рекомендательные акты некоторых междун орган-й (руководства по составлению контрактов, разработанные Европейской экономической комиссией ООН в 1973 и 1979 гг.)
Консорциумом признается временное договорное объединение субъектов (партнеров), обладающих статусом предпринимателей (как индивид, так и коллект), сохраняющих свою юрид самост-ть, объединяющихся с целью осущ-я какого-либо финансового или промышленного проекта по контракту с третьим лицом1. Консорциум не является юридическим лицом.
Из приведенного определения можно вывести следующие основные признаки консорциума:
- ограниченность существования во времени (как правило,
на время выполнения одного проекта);
- договорный характер объединения;
- отсутствие статуса юридического лица;
- специфика субъектного состава — только предприниматели;
- сохранение партнерами юридической самостоятельности;
- цель — осуществление конкретного проекта по заказу
третьего лица.
В практике выделяются два основных вида консорциумов:
1) простой — основанный на обязательственных отношениях партнеров по консорциуму и каждого из них с третьим лицом —-заказчиком. Партнеры отдельно друг от друга несут риски выполнения работ перед заказчиком и получают от него вознаграждение. При этом суть договора между партнерами — координация их действий для достижения единой цели;
2) ассоциация в форме простого товарищества — партнеры
совместно несут риски и получают прибыль.
Партнеры по консорциуму вступают в правоотношения друг с другом (внутренние правоотношения) и с заказчиком (внешние правоотношения), чему соответствует и система договоров, заключаемых сторонами. С заказчиком заключается, как правило, единый документ от лица всех партнеров по консорциуму (так называемое генеральное соглашение). Основой этой договорной конструкции, несомненно, является договор подряда. Между партнерами заключается договор по реализации положений соглашения с заказчиком. Существенными являются условия такого договора о разграничении функций и участков работ между партнерами, а также установление размера вознаграждения каждого из них. Среди партнеров определяется главный член консорциума (лидер), который и осуществляет руководство им.
С учетом вышесказанного необходимо отметить, что договор об образовании консорциума не совпадает полностью с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) по российскому праву.
Поскольку консорциум не является юридическим лицом, он не подлежит государственной регистрации в качестве такового.
В российском законодательстве существуют нормы, которые предполагают образование объединений типа консорциумов. Так, согласно п. 44 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР от 28 декабря 1991 г.1 «инвестиционные институты могут создавать временные объединения (консорциумы или синдикаты) для совместной организации выпуска ценных бумаг одного эмитента. Порядок взаимодействия инвестиционных институтов в рамках консорциума (синдиката) определяется их многосторонним соглашением. Порядок взаимодействия эмитента и консорциума (синдиката) определяется в соглашении между эмитентом и головным инвестиционным институтом временного объединения». В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» «группы кредитных организаций образуются для решения совместных задач (совместного осуществления банковских операций) путем заключения соответствующего договора между двумя или несколькими кредитными организациями».