Сравнительный (рыночный) подход к оценке бизнеса
Теоретической основой сравнительного (рыночного) подхода к оценке предприятия является предположение о том, что стоимость предприятия возможно определить, используя сравнительный анализ цен на аналогичные предприятия при их продаже на данном сегменте рынка. Инвестор руководствуется принципом альтернативных инвестиций, согласно которому средства вкладываются в проект с наибольшей доходностью при одинаковых объемах вложений и уровнях риска. Оценка рыночным подходом предполагает использование в качестве ориентира стоимости величин цен реальных сделок купли-продажи, сформированных рынком. Оценка основана на предположении о том, что в сопоставимых компаниях соотношения между ценой продажи и финансовыми параметрами, влияющими на доходность, достаточно близки. Различают три метода оценки бизнеса в рамках использования сравнительного подхода: метод рынка капитала (метод компании-аналога); метод сделок; метод отраслевых коэффициентов.
Метод рынка капитала (метод компании-аналога) основывается на использовании цен сделок с единичными акциями, сформированных открытым рынком. Базой для сравнения является цена акции акционерных обществ открытого типа, акции которых достаточно ликвидны. Метод применяется для оценки миноритарного пакета акций.
Опираясь на данные о стоимости активов, прибыли или денежного потока оцениваемого предприятия, его стоимость определяют по аналогии с соотношением этих показателей и цен на акции у сходных (принадлежащих к той же отрасли) предприятий.
На базе информации о сходных фирмах рассчитываются мультипликаторы (коэффициенты): «цена/чистая балансовая стоимость», «цена/чистая прибыль», «цена/денежный поток». Эти мультипликаторы представляют собой отношение цены акций сходных предприятий к чистой балансовой стоимости, прибыли или денежному потоку соответственно. При этом мультипликатор «цена/чистая прибыль» можно рассчитывать применительно как к балансовой прибыли, так и к прибыли после налогообложения либо до налогообложения, но после уплаты процентов по кредитам.
Такие показатели могут рассчитываться как за период, так и по последним опубликованным показателям финансовых результатов деятельности компании-аналога.
Алгоритм метода рынка капитала сводится к следующему.
Формируется список компаний-аналогов (имеющих котируемые на фондовом рынке акции) с учетом отраслевой принадлежности, размера компании, структуры капитала, рынков сбыта и закупок, стадии жизненного цикла предприятия, территориальной принадлежности и т.п.
Зарегистрированная (иногда говорят - наблюдаемая) на фондовом рынке стоимость ран одной акции компании-аналога умножается на количество ее акций, находящихся в обращении Nобр, т.е. учитываемых фондовым рынком. Таким образом, получается рыночная стоимость Цан компании-аналога:
Цан = ран × Nобр.
По компании-аналогу составляются ценовые мультипликаторы типа «цена/прибыль», «цена/прибыль до процентов и налогов», «цена/прибыль до налогов», «цена/чистая прибыль», «цена/денежный поток» «цена/чистая балансовая стоимость», где «цена» - это рыночная стоимость компании-аналога, совпадающая с показателем Цан.
Вычисляется оценочная стоимость Цок оцениваемой компании, которая представляется как произведение одного из полученных для компании-аналога ценовых соотношений на соответствующую ему базу.
Идея данного метода сводится к тому, что, оценивая рыночную стоимость предприятия, еще не подтвержденную рынком, стоимость оценивают по аналогии с рыночной стоимостью котируемых на фондовом рынке аналогичных предприятий, по которым выявились устойчивые соотношения, характеризуемые мультипликаторами.
Если для оцениваемой компании не удается подобрать одного наилучшего аналога, то в целях повышения точности итоговой оценки рекомендуется работать с показателем «цена/прибыль» нескольких компаний-аналогов, внесенных в список на первом этапе. При большом количестве аналогов различия между каждым из них и оцениваемой компанией в определенной степени компенсируются.
Если не удается найти сведений о коэффициентах «цена/прибыль» компаний-аналогов, то предварительную оценку можно провести, используя более часто встречающиеся в специализированных изданиях коэффициенты «цена/выручка».
Метод сделокпредполагает использование информации об условиях сделок с контрольными или стопроцентными пакетами акций предприятий, сопоставимых с оцениваемым. Показатель стоимости, определенный с использованием метода сделок, отражает стоимость стопроцентного или контрольного пакета акций.
Этот метод аналогичен методу компании-аналога, но подразумевает расчет и использование мультипликаторов, которые рассчитаны по ценам акций в составе фактически продававшихся контрольных пакетов сходных фирм. В этом методе также может использоваться стоимость одной акции компании-аналога, зафиксированная при продаже не контрольного, но настолько крупного пакета акций, что их приобретение дает возможность получения существенной доли контроля над компанией-аналогом.
Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики.
Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям, с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты. При этом особое внимание уделяется: критериям отбора сходных предприятий; характеристике важнейших ценовых мультипликаторов и специфике их использования в оценочной практике; основным этапам формирования итоговой величины стоимости; выбору величин мультипликаторов, взвешиванию промежуточных результатов, внесению поправок.
Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, так как оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе расчетов.
Достоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки максимально учитывает реальную ситуацию на рынке.
Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Поэтому метод не рассматривает перспективы развития предприятия. Во-вторых, использование сравнительного подхода возможно только при наличии доступной разносторонней финансовой информации как по оцениваемому предприятию, так и по большому числу предприятий, отобранных оценщиком в качестве аналогов; получение дополнительной информации от предприятий-аналогов является сложным процессом.
Таким образом, возможность применения рыночного подхода зависит от наличия активного рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках - это первое условие. Второе условие - открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим условием является наличие служб, накапливающих и обрабатывающих соответствующую финансовую информацию.
В сложившихся в России условиях сложно говорить о рынке ценных бумаг, удостоверяющих долю в собственности компании. Реально существуют котировки акций небольшого количества крупных предприятий-моно-полистов. Кроме того, информация по большинству сделок купли-продажи акций значительно искажена, сделки часто происходят в нерыночных условиях - обусловлены нетипичными обстоятельствами, ликвидность акций большинства российских предприятий недостаточна, поэтому корректное применение сравнительного (рыночного) подхода сегодня в российской оценочной практике чаще всего ограничено.