Вопрос 31. Основы теории мотивации и особенности ее применения на предприятиях туризма.

Мотивация М — это процесс, с пом. кот.мен-р побуждает др. людей работать для достижения орг. целей, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности.
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону.
Основными задачами мотивации являются:
признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов, в целях дальнейшего стимулирования их творческой активности; демонстрация отношения фирмы к высоким результатам труда; популяризация результатов труда сотрудников, получивших признание; применение различных форм признания заслуг; поднятия морального состояния через соответствующую форму признания; обеспечение процесса повышения трудовой активности, являющегося целью руководства.

Традиционно различают внутренние то, что дает сама работа и внешние то, что дает организация вознаграждения.

Внутренняя М опред.содержанием и значимостью работы. Имеется в виду, что, если человека интересует данная работа, позволяет реализовывать его природные способности, то это является важнейшим мотивом к активности и продуктивному труду.

Внешняя М м.б. административной, или по другому она наз.стимулированием, и экономической. Административная означает выполнение работы по команде, в соответствии с должностной инструкцией. Экономическая м осущ. через экономические стимулы: системы зарплаты во всем своем многообразии форм и видов. В туриндустрии применяются все формы и системы зарплаты как повременные, так и сдельные, тарифные, индивидуальные и групповые и т.д. В турфирмах для отдельных работников часто применяется компенсационная система воз-я;

- Системы премирования за достижение опред. Рез-тов: за снижение издержек, повышение произв-ти труда, внедрение нововведений и др. Формы премирования могут также быть совершенно различными: участие работников в прибылях, доходах; — Программы группового страхования жизни и здоровья, соц.страхования, пенсионные программы. В зарубежных организациях расходы на все виды страхования составляют около 40% всех расходов на персонал;

- Социальные программы — оплата путевок и билетов, покупка авто и квартир для персонала. Специальные программы социально-культурные мероприятия — пикники, занятия спортом, посещение клубов, шкалы скидок на продукты, медицинское обслуживание, организация питания, инсентив-программы, программы сбережений, кредитные союзы должны учитывать современные теории мотивации.

Современные теории мотивации, подразделяются на две группы: Содержательные — основываются на том, что существуют внутренние побуждения потребности, которые заставляют человека действовать.
Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория потребностей Маслоу; теория существования, связи и роста Альдерфера; теория приобретённых потребностей МакКлелланда; теория двух факторов Герцберга.
Теория потребностей Маслоу, основные идеи: неудовлетворенные потребности побуждают к действиям; если одна потребность удовлетворена, то её место занимает другая.
Теория существования, связи и роста Альдерфера считает, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Он считает, что таких групп существует три: потребности существования; потребности связи; потребности роста.
Теория приобретённых потребностей МакКлелланда

связана с изучением и описанием влияния на поведение человека потребностей: потребность достижения; потребность соучастия; потребность властвования.
Теория Герцберга: условия труда политика фирмы; условия работы; заработная плата; межличностные отношения в коллективе; степень непосредственного контроля за работой и мотивирующие факторы успех; продвижение по службе

признание и одобрение результатов работы; высокая степень ответственности;возможности творческого и делового роста. Процессуальные теории мотивации определяют не только потребности, но и являются также функцией восприятия и ожидания человека, связанных с данной ситуацией и возможных последствий выбранного типа поведения. Эти теории ожидания Врума: работники сумеют достичь уровня результативности, требуемого для получения ценного вознаграждения, если их уровень полномочий, профессиональные навыки, достаточны для выполнения поставленной задачи.
теория справедливости Адамса: основной вывод теории состоит в том, что пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут уменьшать интенсивность труда
модель мотивации Портера — Лоулера. В их работе фигурируют пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно теории, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характера, а также создания ими своей роли.

Вопрос 32. Сущность изменений и дополнений Федерального Закона Об основах туристской деятельности в Российской Федерации 2007, 2011
Принят ГД — 4 окт.1996г.Настоящий ФЗ определяет принципы гос. политики, направленной на установление правовых основ единого тур.рынка в РФ, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования тур. ресурсов РФ.

Глава I. Общие положения

Глава II. Гос. регулирование тур. деят

Глава III. Права и обязанности туриста.

Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации тур. продукта.

Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов.

Глава VI. Тур. ресурсы РФ.

Глава VII. Безопасность туризма.

Глава VIII. Международное сотрудничество.

Внесенные в закон изменения направлены на совершенствование государственного контроля за туристическим бизнесом и обеспечение финансовой защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг в условиях прекращения с 1 января 2007 года лицензирования турагентской и туроператорской деятельности. В частности в соответствии с новыми поправками:

- Устанавливается ответственность оператора перед туристами за неоказание или ненадлежащее указание туристам услуг, входящих в туристический продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги, а также ответственность за действия, совершаемые от имени туроператора его турагентами;

- Регламентируется порядок заключения договоров между туроператорами и турагентами и договоров о реализации туристического продукта;

- Определяется объем финансового обеспечения исполнения обязательств туроператора перед туристами. В соответствии с законом, размер финансовой гарантии дифференцирован в зависимости от вида туроператорской деятельности. До 1 июня 2008 года для сферы международного туризма финансовое обеспечение определено в размере 5 млн. рублей, для внутреннего туризма — 500 тыс. рублей, для внутреннего и международного туризма — 5 млн. рублей. После 1 июня 2008 года размер финансового обеспечения будет увеличен и составит : для международной туристской деятельности — 10 миллионов рублей, внутреннего туризма — 500 тысяч рублей, внутреннего и международного туризма — 10 миллионов рублей.

- Определяется перечень сведений о стране путешествия, которые обязан предоставить туроператор турагент туристу при заключении договора

Вопрос 33. Роль аттрактивов в формировании туристской дестинации.
Аттрактор — в переводе — объект притяжения то, что мы можем увидеть и сможем ощущать душой.

Аттракция — в переводе — объект привлечения.

Дестинация — место, привлекательное для туриста и удовлетворяющее его потребности.

Выделяют 3 типа дестинации:

1.Столицы и крупные города

2.Центры целенаправленного развития туризма и центры, обладающие специфической привлекательностью для туристов

3.Центры, специально построенные для туристов.
Для того чтобы территория была дестинацией, необходимо выполнение следующих условий:
1. наличие на этой территории мест размещения, питания, развлечений должен быть определенный уровень качества услуг и высокоразвитой транспортной системы

2. наличие достопримечательностей, интересующих туристов наличие фактора привлекательности является одним из главных факторов конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная изюминка для привлечения туриста на территорию дестинации

3. наличие информационных и коммуникационных систем.

Каждой дестинации свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и четыре общие.
1. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов: достопримечательность природные богатства или созданные человеком, т.е. то, что побуждает туриста совершать путешествие; удобства размещение, питание, развлечения, а также розничная торговля и другие предприятия сферы услуг, такие как банки, обменные пункты, парикмахерские, медицинские предприятия, т.е. все то, что не только обеспечивает приют и пищу, но и создает общее ощущение радушного приема туристов данной дестинацией; доступность удаленность дестинации от туристских рынков делает их уязвимыми к понижениям спроса, так как до подобной дестинации можно добраться только путем длительных поездок.

Но для туристов важна не только физическая доступность дестинации, т.е. внешние транспортные связи с ней, но и наличие развитых внутренних транспортных связей; вспомогательные службы, которые предоставляют такие услуги, как реклама дестинации, координация и управление ее развитием, предоставление населению и организациям необходимой информации и услуги по резервированию, обеспечению оборудованием предприятия питания, спорта и т.д., обеспечение дестинации руководящим персоналом.
2. Дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать дестинацию привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие.
3. Дестинация неразделима, т.е. туристский продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и, чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации.

4. Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники данной дестинации. Таким образом, предприятия дестинации не могут быть ориентированы только на местных жителей или только на туристов, они должны ориентироваться на тех и других.

Вопрос 34. Характеристики нормативно-правовых документов, регулирующих предоставление гостиничных услуг в Российской Федерации.
Правовые аспекты услуг гостиниц регулируются требования, на соответствие которым проводится сертификация, установлены в следующих документах:
1..Законом РФ О защите прав потребителей в ред. Федеральныхзаконов от 09.01.1996г. № 2-ФЗ, от 17.12.1999г. № 212-ФЗ

2.Фед. закон О техническом регулировании от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ — вступил в действие 01.07.2003 г.
3.Правилами предоставления гост.услуг в РФ,утвержд. постановлением Правительства РФ от 25.04.1997
№ 490 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.1999г. №1104,от 15.09.2000г. № 693

4. Межгос. стандарт ГОСТ 28681.4-95 ГОСТ Р 50645-94 Туристско-экс. обслуживание. Классификация гостиниц

5.ГОСТ ?

51185-98 Туристские услуги. Средства размещения.Общие требования

6.Рекомендации ВТО 1993г.Устойчивое развитие туризма: пособие для спец.поместному планированию

В Правилах предоставления гост. услуг в РФ определены:
-информация об услугах для потребителя

-порядок оформления проживания

-порядок оплаты услуг

-порядок предоставления услуг

-ответственность исполнителя и потребителя в процессе оказанияуслуг.
В межгос. стандарте ГОСТ 28681.4-95 ГОСТ Р 50645-94 по классификации гостиниц установлены:
- общие требования к гостиницам

-требования к зданию и прилегающей территории

-требования к техническому оборудованию

-требования к номерам

-требования к техническому оснащению номеров

-требования к оснащению мебелью и инвентарем

-требования к санитарно-гигиеническому оснащению номера

-требования к общественным помещениям

-требования к услугам, оказываемым в гостинице

-требования к услугам питания

-требования к персоналу его подготовке.
Исходя, из соответствия опред.кол-ву требований устан.принадлежность гостиницы к категории, обозначаемой знаком звезда. Стандартом установлены 5 категорий — от одной звезды до пяти звезд.
- Подтверждение соотв. услуг гостиницы уст.требованиям и подтверждение категории производится в настоящее
время путем добровольной сертификации услуг в одной из систем сертиф., зарегистр. в установленном порядке. В
условиях конкурентной борьбы предприятия гост.сервиса неизбежно нуждаются в подтверждении кач-ва оказываемых услуг 3 стороной.
Другие док-ты:
Гражданский кодекс РФ — опред. основные права и обязанности предпринимателей, обеспеч. и защищает экономич. и личные права граждан, устанав.правила об имущ.и рыночном обороте. Регламентирует систему предприним-ва в гост. и ресторанном бизнесе, правоприменит.и договорных отношений.

Налоговый кодекс РФ — определяет финансовые обяз-ва перед гос. органами, муницип. учреждениями.

Фед. закон об основах тур. деятельности — опред.т принципы гос. политики, направленной на установ. правовых основ единого тур. рынка в РФ и регулирует отношения, возник. при реализации права граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рацион. использования тур. ресурсов РФ.

ГОСТ Р 51185-98 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 9 июля 1998 г. N 286. Дата введения 01.01.99. Состоит из 8 разделов: 1. Область применения.распр. на с-ва размещения, предназнач.для проживания туристов далее — средства размещения. Стандарт устан.виды средств размещения, общие требования к ним и их услугам. Положения настоящего стандарта применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги средств размещения. 2. Нормативные ссылки.3. Определения. 3.1. Средства размещения туристов — любой объект, предназначенный для временного проживания туристов;3.2. Турист — гражданин, посещающий страну место временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально — деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 ч до 6 мес. подряд или осуществляющий не менее 1 ночевки; 3.3. Исполнитель услуги ср-в размещ-я — организация, инд.предприниматель, оказ. услуги средств размещения.3.4. Услуги ср-в размещ. — деят-ть исполнителя по размещ. туристов и оказанию гостиничных, спец.лечебно — оздоровительных, санаторных, спортивных, тур.и др. услуг.3.5. Термины по упр.кач-вом в сфере услуг условия обслуживания, качество обслуживания и др..4. Классиф. ср-в размещ. туристов.
4.1. С-ва размещ. подразделяют на коллективные и индивидуальные.4.1.1. К коллек. относят приведенные в 4.1.1.1 — 4.1.1.2. 4.1.1.1. Гостиницы и аналог. с-ва размещ.:гостиницы в том числе квартирного типа; мотели; клубы с проживанием; пансионаты; меблир. комнаты; общежития.

4.1.1.2. Спец. СР: санатории; профилактории; лагеря труда и отдыха; дома отдыха; туристские приюты, стоянки и другие; тур., спорт. базы, базы отдыха; дома охотника рыбака; конгресс — центры; общ. ср-ва транспорта поезда, круизные суда, яхты; наземный и водный транспорт, переоборуд. под ср-ва размещ. для ночлега; кемпинги площадки для кемпинга, автофургонов. 4.1.2. Индивидуальные средства размещения: квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в наем. 5. Общие требования к СР.6. Треб.к услугам СР.7. Требования безопасности.
8. Треб. охраны окр. среды.

Полож. о гос. системе классификации гостиниц и др.СР. Зарег. в Минюсте РФ 21 августа 2003 г. Настоящий документ уст. цели, орг. структуру и порядок проведения работ в Системе классификации гостиниц и др.С.Р. на категорию без звезд, 1, 2, 3, 4, 5. Классиф.С.Р. — процедура, проводимая на добровольной основе и вкл. осущ. оценки соотв. С.Р. требованиям, уст. в Системе, и аттестацию его на соотв. категорию. Оценка соотв. ср-ва размещения уст. требованиям проводится органом по классиф. С.Р., а аттестация на категорию осущ. федеральным органом испол. власти в сфере туризма.

Правила пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций системы Минвуза СССР ППБ-С-1983 утв. Минвузом СССР 30 июля 1982 г. . СНиП 2.08.02-89Строительные нормы и правил. Общественные здания и сооружения. Дата

введения 1990-01-01

Вопрос 35.Теории страновых преимуществ в экономике международного туризма.
1.Абс. преимущество играет решающую роль в международном туризме. Действительно, некоторые страны имеют уник.тур. ресурсы: исключ.природные места, такие; памятники искусства, кот.опред. монопольное положение той или иной страны и побуждают иностранных туристов приезжать в нее. Свое абс. преимущество такая страна может еще больше усилить инновационной политикой, которая позволяет ей создавать специф.продукты туризма и тем самым обеспечивать себе хорошую специализацию в международном туризме.
2. Теория сравнительного преимущества также может полностью объяснить хар-р двусторонних обменов продуктами международного туризма как результат разницы цен между странами. Турпродукты -очень разнообразны, и сравнивать их очень сложно. Более того турпродукт представляет собой услуги, кот. не могут повторяться каждый раз по аналогичному сценарию.На цену тур.продукта влияют затраты на транспорт, проживание и сопутствующие услуги. Первый элемент, в свою очередь, зависит от цены горючего, структуры транспортных компаний, применения новых технологий и государственной экономической политики в этой сфере.Следующий элемент цены, имеющий прямое воздействие на туристский продукт, — стоимость проживания, кот.также зависит от применения новых технологий и гос.экономич. политики, особенно в области налогообложения. С помощью новых технологий развивающиеся страны пытаются снизить цену труда и соответственно цену проживания. Для поддержания покупательной способности турпродукта цена проживания может быть снижена, с тем чтобы компенсировать чрезмерно большие транспортные расходы.
3. Теория соотношения факторов опред. потоки международного туризма между странами. Действительно, междунар. обмены, будь то торговые обмены или тур. потоки, могут определяться разницей пропорций факторов производства каждого обмениваемого продукта. Страны склоняются к специализации в пр-ве и продаже товаров и услуг, в кот.они имеют преимущество и которые обходятся им дешевле. Страны, имеющие в избытке туристские ресурсы, спец. на международном туризме и экспортируют подобные услуги. Например, курорты Испании, Греции, Туниса и Марокко привлекают большой поток туристов благоприятным климатом и превосходными морскими пляжами.Однако специализация международного туризма не означает, что тур.страны являются исключительно рецепторами. Они могут быть и туристообразующими, и, как правило, чем выше их ВНП, тем активнее они становятся генераторами. Многие индустриальные страны, такие, как Великобритания, Германия, США, Франция, Италия, Япония, Канада, являются и генераторами, и рецепторами туризма.
Т.о., соотношение факторов — это ср-ва, доступные для обеспеч. производства услуг международного туризма страны. Относительное наличие этих факторов имеет решающее влияние на определение позиции страны в международном туризме. Здесь выделяют три основные группы факторов, которые тесно взаимодействуют с главными факторами функционирования всей экономики: природные ресурсы, историко-культурное на-следие; капитал; трудовые ресурсы. Природные ресурсы включают в себя землю, море, озера, реки, ландшафт, климат, флору и фауну. Они исключительно хар. местонахождение страны и являются опред.и для потоков международных туристов. Так, наличие превосходных морских пляжей и солнечный климат в Средиземноморских странах порождают тур.потоки на их курорты из таких развитых тур.стран, как Австрия, Великобритания, Германия, Швейцария, Япония и др. Стоимость природных ресурсов и историко-культурных памятников зависит от их доступности и качественных хар-к. Другим важнейшим фактором турпродукта является капитал, развитие туризма требует развитой инфраструктуры, для этого нужны огромные инвестиции. Этим и объясняется преимущественное развитие туризма в индустриально развитых странах. Капитал имеет определяющее влияние на экономическую значимость международного туризма в каждой стране. Фактор труда подразделяется по квалификации. Сравнительное преимущество стран зависит от количества квалифицированного труда. Существует неоднородность фактора труда, это играют большую роль в международном туризме, ибо он зависим от рабочей силы.
4. Согласно теории жизненного цикла продукт эволюционирует, проходя следующие стадии: внедрение, рост, зрелость упадок. Понятие жизненного цикла продукта характерно для маркетинга, так как оно описывает эволюцию усвоения продукта потребителями. На стадии внедрения жители новых тур.дестинаций сами начинают привлекать путешественников, предлагая им ночлег. Дальнейший рост числа туристов стимулирует местные власти развивать инфраструктуру, как это происходило, например, на небольших островах Карибского бассейна. Далее следует стадия развития, когда число туристов интенсивно растет, особенно в пиковые периоды, и иногда превышая численность местного населения. Контроль за развитием туризма переходит; из рук местной администрации в руки внешних компаний, которые быстрыми темпами начинают развивать инфраструктуру, тем самым изменяя облик нарождающегося туристского центра. Однако это бурное развитие имеет и вою негативную сторону чрезмерное увеличение численности населения и связанную с этим нагрузку на места жизнеобеспечения. На этой стадии развития находятся такие страны Северной Африки, как Тунис и Марокко. На стадии зрелости сначала замедляется рост прибытий иностранных: гостей. Далее развитие этого центра бизнеса, отдыха и развлечений достигает своего пика, после чего мода на него падает, и он держится только, за счет; повторных прибытий, которые устоят больших усилий, предпринимаемых центром. На стадии упадка тур.центр становится малопривлекательным для большинства туристов и при этом сильнозависимым от редких путешествующих. Власти пытаются оживить центр с помощью привлечения клиентов, используя новые каналы продвижения и сбыта или переоснащая центр для использования в других целях. Например, так случилось с очень известным курортом США под Нью-Йорком — Атлантик-Сити, который был превращен в центр игорного бизнеса

Наши рекомендации